Сегодня у нас, наконец-то, интересный и долгожданный эксперимент. Мы выясним, кто же всё-таки круче: стоКИЛОВАТТные Zeekr или почти стоКИЛОВАТТный Xiaomi YU7. Смогут ли самые модные, мощные и технологичные электромобили современности преодолеть заветную отметку в 500 километров в реальных, далеко не идеальных условиях?
Наш маршрут: Москва (МКАД), скоростная трасса М-12 до Владимира, заезд в Суздаль и возвращение обратно в сторону столицы. Ровно 500 км. Поехали!
Бойцы на ринге: Предстартовый расклад и первые драмы
Чтобы сразу подкинуть дровишек в огонь комментаторов, представляем наших участников. А главное — посмотрим, что обещают нам их бортовые компьютеры на старте со 100% заряда.
Xiaomi YU7 Max
- Снаряженная масса: 2405 кг.
- Силовая установка: Два мотора, 673 л.с., 838 Н·м.
- Батарея: 101.7 кВт·ч (CATL Qilin).
- Шины: Зимние (липучка), 21-дюймовые.
- Прогноз на старте: 549 км.
Zeekr 007
- Снаряженная масса: 2290 кг.
- Силовая установка: Два мотора, 646 л.с., 710 Н·м.
- Батарея: 100 кВт·ч.
- Шины: Летние, 20-дюймовые.
- Прогноз на старте: 542 км.
Zeekr 001 (2024 модельного года)
- Снаряженная масса: 2470 кг.
- Силовая установка: Два мотора, 789 л.с., 810 Н·м.
- Батарея: 100 кВт·ч.
- Шины: Летние, 22-дюймовые.
- Прогноз на старте: 491 км.
Уже на старте у нас драма. Во-первых, Xiaomi, как оказалось, очень привередлив к зарядным станциям и «любит» только «Россети». Во-вторых, Zeekr 001, самый мощный и тяжелый участник на самых больших колесах, изначально показывает самый пессимистичный прогноз.
Этап 1: МКАД и скоростная трасса. Беспощадные 130 км/ч
Первый отрезок по МКАДу на скоростях 70-80 км/ч не выявил явных лидеров. Ведь это один из самых оптимальных режим движения для электромобилей. Рванный ритм, использование рекуперации и не высокие скорости. Все едут в режиме комфорт, с включенным климат-контролем и всеми ассистентами.
Настоящее испытание началось на платной трассе М-12, где мы установили крейсерскую скорость 130 км/ч. Этот участок по планам должен занять 160 км из нашего пробега. Погода тоже решила добавить драмы: 9°C, туман и моросящий дождь.
Я на Xiaomi, едущий первым, сразу ощутил на себе все прелести аэродинамического сопротивления. Чтобы минимизировать преимущество «воздушного мешка», мы менялись лидером каждые 50-60 км.
И что интересно: когда Zeekr 007 выходил вперед, его расход практически не менялся — настолько хороша его аэродинамика.
Бортовой компьютер честно рапортовал: «Высокие скорости (>100 км/ч) съедают дополнительные 3.7 кВт·ч на 100 км». Километры запаса хода начали таять в соотношении «полтора к одному». Да ещё и холодная погода тоже добавляла почти 2.2 кВт·ч на 100 км.
Уже здесь стало понятно: аэродинамика решает. Гладкий и обтекаемый Zeekr 007 чувствовал себя на скорости гораздо увереннее своих более мощных и угловатых соперников.
Мы проехали всего 50 километров, а уже стало ясно, что до изначальных значений запаса хода нам не дотянуться!
Контрольная точка — 100 км пробега:
- Zeekr 007: Остаток 79%, прогноз 428 км. Явный лидер!
- Xiaomi YU7: Остаток 73%, прогноз 399 км.
- Zeekr 001: Остаток 74%, прогноз 366 км.
Контрольная точка — 150 км пробега:
- Zeekr 007: Остаток 67%, прогноз 361 км, средний расход 24.8 кВтч/100 км.
- Xiaomi YU7: Остаток 59%, прогноз 322 км, средний расход 26.7 кВтч/100 км.
- Zeekr 001: Остаток 60%, прогноз 296 км, средний расход 27.7 кВтч/100 км.
Zeekr 007 оказался настоящим королем трассы. И тут стало ясно, что если кто-то и сможет проехать заветные 500 километров, то это только он.
Этап 2: Владимир, Суздаль и разбор полетов
Съехав со скоростной трассы, мы попали в стихию электромобилей: скорости 80-110 км/ч, города, рекуперация. Расход начал падать. Километры на приборной панели перестали убегать с такой пугающей скоростью.
Заехав в Суздаль на отметке 223 км, мы снова сверили часы.
- Zeekr 007: Остаток 53%, прогноз 287 км.
- Xiaomi YU7: Остаток 43%, прогноз 235 км.
- Zeekr 001: Остаток 43%, прогноз 210 км.
Мы с Zeekr 001 шли ноздря в ноздрю по процентам, но 007 был недосягаем. Стало очевидно: до финиша в Москве не доезжает никто из нас, кроме него.
Почему такая разница? Главные факторы расхода в электромобиле
В Суздале у нас состоялся важный разговор о причинах такого разброса в показателях. Дело не только в аэродинамике.
- Размер колес: Это критически важно. Чем больше и тяжелее колесо, тем больше энергии нужно на его раскрутку (инерция) и тем выше сопротивление качению. Наш расклад был показательным: Zeekr 007 на 20-дюймовых, Xiaomi YU7 на 21-дюймовых, а Zeekr 001 — на огромных 22-дюймовых катках.
- Масса: Физику не обманешь. Zeekr 001 — самый тяжелый (2470 кг), и ему требуется больше энергии на каждое ускорение. Самый легкий — Zeekr 007 (2290 кг), что и дает ему преимущество.
- Аэродинамика: На скоростях свыше 100 км/ч это главный пожиратель энергии. Обтекаемый седан Zeekr 007 здесь вне конкуренции.
- Тип резины: У нас на Xiaomi была зимняя «липучка», которая по определению мягче и имеет более высокое сопротивление качению, чем летние шины у Zeekr.
Этап 3: Финишная прямая. Битва до последнего электрона
Обратный путь превратился в триллер. Начался третий, финальный этап — загородные дороги с одной полосой в каждую сторону, где оптимальная скорость движения 80-100 км/ч. На этих скоростях расклад эффективности начал меняться.
Контрольная точка на обратном пути:
- Zeekr 007: Остаток 37%, прогноз 202 км, средний расход упал до 22.2 кВтч/100 км.
- Xiaomi YU7: Остаток 25%, прогноз 138 км, средний расход 25.0 кВтч/100 км.
- Zeekr 001: Остаток 23%, прогноз 113 км, средний расход 25.4 кВтч/100 км.
На более низких скоростях Xiaomi обогнал по экономичности Zeekr 001, но догнать лидера было уже невозможно.
Первым начал сдаваться самый мощный — Zeekr 001. Запас хода таял, и на последних километрах перед зарядкой в Петушках ему пришлось туго. На 2% заряда машина перестала показывать остаток километров, а затем и вовсе ограничила мощность.
- Финиш Zeekr 001: Проехал 391 км. Приехал на зарядку с 1% в батарее.
Следующим на очереди был я на Xiaomi YU7. Моей целью была зарядка в Малой Дубне. При 4% заряда машина отключила круиз-контроль. Но, в отличие от Zeekr, Xiaomi до последнего километра честно показывал остаток запаса хода.
- Финиш Xiaomi YU7: Проехал 431.7 км. Приехал с запасом в 5 км. На зарядке машина сразу начала принимать мощность более 150 кВт, а бортовой компьютер показывал скорость восполнения заряда в 846 км/ч.
А что же Zeekr 007? Он единственный имел шансы выполнить миссию. В городских скоростях расход у него упал до 20.3 кВтч/100 км.
Но финиш превратился в настоящую драму. Приехав на зарядную станцию с абсолютным нулем на приборной панели, он столкнулся с проблемой — «GBT недоступен». Зарядка не работала.
И вот тут случилось невероятное: даже с 0% на экране, Zeekr 007 смог поехать дальше! На последних испарениях электронов он переехал на соседнюю заправку к другой зарядке и только там, окончательно обессилев, успешно подключился.
- Финиш Zeekr 007: Победитель по дальности! Проехал 501 км.
Но и это еще не все! Пока 007, победитель по дальности, боролся с неисправной зарядкой, произошло то, что полностью меняет итог нашей гонки.
Буквально через несколько минут после того, как он наконец начал заряжаться, к нему, как ни в чем не бывало, подъехал Zeekr 001. Он уже успел зарядиться до 80% на своей станции в Петушках и, промчав по платной трассе, легко догнал нас! А следом за ним появился и Xiaomi YU7, который также потратил около 28 минут на своей сверхбыстрой зарядке и прибыл к финальной точке почти одновременно с остальными.
Итоги: Плюсы, минусы и неожиданный вердикт
Xiaomi YU7
- Плюсы:
Честный и информативный интерфейс: Лучший среди троицы, не бросает водителя в неведении до самого конца.
Сверхбыстрая и информативная зарядка: Принимает огромную мощность (>150 кВт) и наглядно показывает скорость заряда в км/ч.
Сбалансированная эффективность: Оказался экономичнее более мощного Zeekr 001. - Минусы:
Привередливость к зарядкам: Отказывался заряжаться там, где у Zeekr не было проблем.
Проигрыш в аэродинамике Zeekr 007.
Отключение круиз-контроля на низком заряде.
Zeekr 001 (2024)
- Плюсы:
Комфорт и универсальность: Пневмоподвеска и кузов Shooting Brake.
Ураганная мощность: Самый быстрый и эмоциональный. - Минусы:
Самый высокий расход: За мощность, массу и 22-е колеса приходится платить. Проехал меньше всех.
Неинформативность на низком заряде: Перестает показывать остаток хода, заставляя нервничать.
Zeekr 007 (Победитель)
- Плюсы:
Феноменальная эффективность: Единственный, кто смог проехать 500 км.
Скрытый резерв: Способность ехать даже с 0% на приборной панели — важнейший психологический плюс.
Король трассы: Меньше всех терял заряд на высокой скорости.
- Минусы:
Менее практичный кузов седан, но есть версия в кузове универсал
Как и 001, скрывает запас хода на последних процентах.
Вердикт:
Победителем в гонке на дальнобойность стал Zeekr 007. Он доказал, что для запаса хода важна не только емкость батареи, но и эффективность всей системы.
Но этот тест показал и другое. Пока 007 выигрывал километры, он проиграл в самом главном — во времени.
Xiaomi YU7 и Zeekr 001, проехав меньше, смогли сверхбыстро зарядиться и приехать к финальной точке практически одновременно с «победителем» которому тоже ещё предстояло зарядиться. Это наглядно доказывает: в мире современных электромобилей важен не столько максимальный пробег на одной зарядке, сколько скорость и надежность восполнения энергии. Иногда лучше проехать на 100 км меньше, но зарядиться за 20 минут и поехать дальше, чем тошнить на последних процентах в поисках работающей розетки. Будущее наступило? Как думаете?