Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.
Английская система представительства граждан в парламенте оформилась на рубеже XIII-XIV вв. и к началу XIX века в ней мало что изменилось. Правом посылать своих представителей в нижнюю палату парламента обладали графства и некоторые города. Обычно графства посылали в парламент по два представителя – независимо от числа избирателей. Число избирателей от городов также не соотносилось с количеством жителей. К тому же быстрый рост населения в новых городах после промышленной революции привел к росту диспропорции парламентского представительства между промышленным севером и аграрным югом страны. Так, например, графство Ланкашир с населением в 1,3 миллиона человек посылало в парламент 14 депутатов, а Корнуолл, с населением менее 0,3 миллиона человек, отправлял 42 депутата.
Первыми озвучили идею о несправедливости избирательной системы Великобритании американские колонисты. Однако английские политические деятели в ответ на критику выдвинули идею фактического представительства. Фактическое представительство подразумевало, что главная функция палаты общин заключается в защите интересов страны и корпораций. И поскольку избранный депутат становится представителем всего народа, получается, что неважно, от какого округа он избран. В частности, эту идею отстаивал Э. Бёрк, который объяснял ее на примере Бирмингема: этот крупный промышленный город не имел места в парламенте, однако считался фактически представленным депутатом от Бристоля, поскольку последний тоже был промышленным центром.
Тем не менее с течением времени все больше английских политиков приходили к осознанию неизбежности реформ. Особой проблемой было существование так называемых «гнилых местечек» (rotten boroughs). Это были малонаселенные или совсем обезлюдевшие к XVIII веку поселения, которые еще со средних веков обладали правом посылать депутатов в парламент. Одним из таких “гнилых местечек” был Олд Сарум – развалины старого замка, где не было жителей, тем не менее Олд Сарум имел право посылать двух депутатов в парламент. В то же время такие крупные промышленные города, как Манчестер, Бирмингем, Лидс и Шеффилд (к 1831 году в них проживали, соответственно, 182, 144, 123 и 92 тысячи жителей), были лишены представительства в парламенте.
Чаще всего “гнилые местечки” находились в собственности у аристократии. Дворяне-собственники могли назначать угодного им депутата: либо самого себя, либо кого-то из родственников или знакомых. Также существовали «карманные местечки» – маленькие населенные пункты, которые полностью контролировались местным магнатом. Их жители по традиции голосовали так, как «подсказывал» лендлорд. Контроль над выборами облегчался тем, что голосование было открытым. Среди владельцев карманных округов были известные дворянские фамилии: Сесили и Тауншенды, Ньюкаслы и Болингброки. Иногда две семьи делили между собой одно “гнилое местечко” и избиравшиеся кандидаты чередовались от обеих сторон.
К началу XIX в. число «гнилых местечек» достигало 200 (по другим данным 140) из 658 мест в палате общин. Таким образом, примерно 150 мест в палате общин контролировались лендлордами – они могли назначать любого депутата. Патронаж в парламенте расцвел настолько, что церемонии открытия парламентских сессий напоминали семейные встречи.
Устаревшая система представительства способствовала расцвету коррупции. Владельцы “гнилых местечек” могли продавать голоса избирателей в обмен на выгодную синекуру или политическое покровительство. При этом выборы были дорогими как для патронов, так и для кандидатов. Реклама и продажа мест в парламент, подкуп избирателей стали обычной практикой. Объявления о продаже голосов от “гнилых местечек” появлялись в газетах. К 1830 году средняя цена места в парламент достигала 6000 фунтов стерлингов.
Избирательная кампания начиналась с выдвижения кандидатур и нередко сопровождалась весельем, выпивкой, подарками и деньгами. Борьба за тайное голосование началась с 1830 года, однако сам Закон о тайном голосовании был принят лишь в 1872 г. Открытое голосование способствовало росту коррупции и помогало землевладельцам влиять на итог голосования. Перед днем выборов представитель лендлорда или человек, который собирал ренту – ясно давал понять фермерам-арендаторам, как они должны проголосовать. Если они противились, им могли пригрозить не продлить аренду или продлить на менее выгодных условиях.
Накануне парламентской реформы 1832 года правом голоса обладали 366 250 человек из общего числа населения Великобритании (14 миллионов человек), что составляло всего 5-7 % взрослого мужского населения государства. Несправедливость в представительстве городов также сохранялась: крупный промышленный район Ланкшир (1 337 000 жителей) и городок Рэтлэнд (19 000 жителей) направляли в парламент по два депутата. Сэру Роберту Пилю, лидеру Консервативной партии, приписывают такие слова: «Было бы абсурдно говорить, что человек с десятью тысячами фунтов в год не должен иметь больше влияния на законотворчество страны, чем человек с десятью фунтами в год» .
К началу XIX века по вопросу избирательной реформы английские политики разделились на три лагеря. Радикалы, будучи последовательными сторонниками реформы, хотели не только ликвидации «гнилых местечек», но и предоставления всеобщего избирательного права для мужчин, а также ежегодных выборов в парламент. Тори оставались противниками любой реформы. Виги считали реформу необходимой, но, в отличие от радикалов, хотели устранить лишь основные недостатки системы, наподобие “гнилых местечек”.
Первоначально противники реформы преобладали в парламенте. Ситуация начала меняться в 1828-1829 гг. с проведением эмансипации религиозных меньшинств – диссентеров и католиков. Эта спорная реформа подкосила старую партию тори.
Смерть короля Георга IV 26 июня 1830 года по закону привела к роспуску парламента, и проведению выборов. Избирательная реформа, которая часто обсуждалась во время предыдущей парламентской сессии, стала главным вопросом предвыборной кампании. Таким образом, выборы, проведенные в апреле-июне 1831 года, по сути являлись референдумом по реформе, которая превратилась в «партийный» спор между вигами и радикалами с одной стороны и подавляющим большинством тори с другой. В результате выборов виги получили необходимое число голосов для проведения реформы.
Борьба за избирательную реформу шла и в средствах массовой информации того времени. 22 ноября 1830 г., когда было сформировано вигское правительство лорда Грея, объявившее о намерении провести реформу, уже на следующий день появился лист Дж. Филипса, на котором Джон Булль (собирательный образ типичного англичанина), вооружившись метлой, прогонял ушедших в отставку тори, решительно заявляя: «Реформа должна быть в повестке дня!».
Следует отметить, что количество карикатур «за» реформу многократно превосходит число листов, направленных против нее. Вигские лидеры, прежде всего премьер-министр Грей и лорд-канцлер Брум, изображались как герои, срубающие прогнившее дерево (намек на “гнилые местечки”), обрушивающиеся на «монстра коррупции» и разрушающие «аристократическую тиранию». Примечательно, что на карикатурах в качестве орудия очищения системы чаще всего выступала метла. Несомненно, отчасти это связано с одинаковым звучанием фамилии лорд-канцлера (пишется как Brougham, но произносится как «Брум») и слова «метла» (broom).
В свою очередь, на антиреформенных листах тори изображались в виде героев, защищающих конституцию (например, Веллингтон в образе Лаокоона, тщетно предупреждающего троянцев об опасности коня с надписью «реформа»). Антиреформенные карикатуры, как правило, проникнуты опасениями по поводу ее возможных последствий: революции, падения монархии и установления республиканской формы правления. Так, на одной из карикатур метла Брума уже предстает как ведьминское орудие, с помощью которого лорд-канцлер и другие виги варят республиканское зелье. В другом случае метла становится частью мачты корабля английской монархии, попавшего в шторм. В качестве намека на революцию на этих карикатурах присутствовал французский триколор.
Законопроект о реформе снова был представлен Палате общин и в сентябре 1831 года он был наконец принят с перевесом более чем в 100 голосов. Однако в Палате лордов законопроект отклонили, во многом из-за епископов англиканской церкви: из 22 присутствующих 21 проголосовал против законопроекта.
Поскольку парламентские правила запрещали вносить один и тот же законопроект дважды в течение одной сессии, премьер-министр Грей посоветовал королю Вильгельму IV приостановить работу парламента. В декабре 1831 года, во время новой сессии, был представлен третий вариант законопроекта о реформе. В марте 1832 года новая версия законопроекта была принята Палатой общин, и его снова отправили в Палату лордов.
Члены Палаты лордов вновь попытались саботировать принятие законопроекта. Премьер-министр Грей обратился к королю с просьбой надавить на Палату лордов, поскольку у короны имелась такая возможность: монарх обладал правом присуждать титул пэра и мог увеличить Палату лордов сторонниками реформы. Однако в данном случае король отказал премьер-министру, и лорд Грей подал в отставку. Тем не менее, когда король пригласил герцога Веллингтона (противника реформы) сформировать новое правительство, у того ничего не получилось. Королю Вильгельму ничего не оставалось, кроме как вернуть лорда Грея, пообещав “заполнить вигами” Палату лордов. Однако и слухов о поддержке короля оказалось достаточно, и законопроект, наконец, прошел в Палате лордов. Получив королевское одобрение 7 июня 1832 года избирательная реформа стала Законом о народном представительстве.
Закон о народном представительстве 1832 года положил начало переходу от средневекового фактического представительства к новому демократическому принципу представительства по количеству населения. Стоит отметить, что парламент принял лишь третий, наименее радикальный вариант законопроекта.
Общее количество депутатов в парламенте сохранилось. Были лишены права посылать своих представителей 56 избирательных округов, насчитывающих менее 2000 жителей. 32 «карманных» городка (с населением менее 4000 человек), ранее избиравших по 2 депутата, стали посылать по одному представителю. Всего освободилось 146 мест: большинство из них было передано большим промышленным городам и сельским округам графств. Тринадцать мест в парламенте были переданы Ирландии и Шотландии.
Помимо прочего, были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все владельцы земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы – с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах избирательное право получили мужчины, владеющие недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. стерлингов. Был введен возрастной ценз в 21 год, а также ценз оседлости – 6 месяцев.
Реформа 1832 г. стала началом перехода к современной избирательной системе, основанной на партийном принципе. Несмотря на всю свою ограниченность, Закон о народном представительстве сместил акценты в парламенте: Палата общин, опираясь на более широкий электорат, начала претендовать на роль выразительницы интересов всего народа.
Источники:
Бунькова Ю.В., Тамазов М.С., Аттоева Л.З. Парламентская реформа 1832 года в Великобритании: начало полномасштабной модернизации государственного строя // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик.
Колмаков М.А. Феномен коррупции 1720-1740 годов в высших эшелонах власти Великобритании //Вестник Брянского государственного университета, 2017.
Клочков В.В. Система политического представительства Великобритании XVIII века // Известия ЮФУ. Технические науки, Раздел III. Юридические технологии. С.214-220.
Стецкевич Е. С., Стецкевич М. С. «Конституционная революция» 1828–1832 гг. в английской карикатуре// Управленческое консультирование, № 3 . 2016. С.154-161.
Сидоренко Л.В., Адамова Н.Э., Кузнецова Ю.И. Славная революция в Англии и проблема модернизации электоральной системы страны в “долгом восемнадцатом столетии”. // www.gramota.net/materials/9/2019/1/16.html
Романова М.И. Либеральное движение в Англии накануне парламентской реформы 1832 года // Современная научная мысль, 2023.
https://en.wikipedia.org/wiki/Reform_Act_1832