6 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ОГЭ 2026»
Текст по К. Г. Паустовскому
(1)B доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.
(3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.
(4) Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. (б)Шотландия. (7)Делал мастер Гальвестон».
(8)Шкатулку принесли в комнату, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (9)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (10)Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
(11)Это была музыкальная шкатулка. (12)Мы завели её, но она не играла.
(13)Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.
(14)3а вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне.
(15)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (16)Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку. (17)Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. (18)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.
(19)С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (20)Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. (21)А когда мы что-нибудь сколачивали — стол в беседке или новую скворечню — и спорили, как держать фуганок1 или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. (22)И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, земля, — корабль уходит в море!
(23)Прощай навек, мой тёплый отчий дом...
(24) Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
(25) Но как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия: «В милые горы ты возвратишься...»
(26) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка.
(27)В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. (28)Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. (29)Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. (ЗО)Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.
(31) Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.
(32) Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Краткое содержание текста
Рассказчик вспоминает старый дом, где на чердаке хранились забытые вещи. Среди них была найдена сломанная музыкальная шкатулка, сделанная шотландским мастером Гальвестоном. Несмотря на то, что шкатулка не работала, образ её создателя - умелого и доброго мастера - так сильно поразил воображение обитателей дома, что Гальвестон стал для них почти незримым присутствием.
Однажды осенью шкатулка неожиданно сама ожила и проиграла свои мелодии, после чего снова замолчала навсегда. Теперь она стоит в пустом доме, и её музыка, возможно, звучит лишь для мышей. Рассказчик выражает надежду, что его история позволит читателям услышать эту волшебную музыку в своём воображении.
Ответь на вопросы по тексту
1. Какова роль описания чердака в начале текста?
2. Почему образ мастера Гальвестона так важен для рассказчика?
3. Почему шкатулка заиграла именно осенью, поздней ночью?
4. Каков смысл финала текста?
5. Как в тексте раскрывается мысль о "жизни" вещей?
Ответы
1. Какова роль описания чердака в начале текста?
Описание чердака создаёт атмосферу тайны, запустения и накопленного времени. Он предстаёт как "кладовая памяти" дома, где каждая вещь - это артефакт прошлой жизни. Это подготавливает читателя к чудесной находке шкатулки.
2. Почему образ мастера Гальвестона так важен для рассказчика?
Гальвестон, несмотря на своё отсутствие, становится духовным наставником и "невидимым обитателем" дома. Он олицетворяет идеал мастерства, творческий подход к делу и связывает обитателей русского дома с далёкой культурой и историей. Его образ рождён воображением, что подчёркивает главную мысль о силе человеческой фантазии.
3. Почему шкатулка заиграла именно осенью, поздней ночью?
Осень и поздняя ночь - это время тишины, таинственности и особого восприятия. В этой обстановке чудесное кажется возможным. Гулкая тишина ночи стала идеальным резонатором для "стеклянного переливающегося звона". Это подчёркивает, что магия шкатулки проявляется не по команде, а спонтанно, в подходящий для неё миг.
4. Каков смысл финала текста?
Финал выполняет две важные функции.
Эмоциональная: Он усиливает мотив одиночества и грусти от ухода целой эпохи ("её уже некому слушать, кроме пугливых мышей").
Философская: Рассказчик прямо обращается к читателю, передавая ему эстафету восприятия. Если читателю приснится эта музыка, значит, рассказ "не напрасно" - значит, магия шкатулки, мастера Гальвестона и сила искусства продолжают жить уже в воображении нового человека.
5. Как в тексте раскрывается мысль о "жизни" вещей?
Мысль раскрывается через их "поведение". Вещи не просто лежат, они "пылятся", "рассыхаются", в них "копошатся мыши". Шкатулка не просто сломана - она "просыпается", "играет" и снова "засыпает". Они являются не объектами, а субъектами повествования, хранящими память и обладающими собственной, не до конца понятной человеку волей.
Примеры из текста
1. Воображение превращает обыденный мир в полный чудес и тайн.
Пример из текста (предложения 2-3): Без воображения чердак - это просто склад хлама. Но герои видят в нём место для "раскопок", а в найденных вещах - не мусор, а сокровища: "ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями", "сломанный перламутровый веер", "медная кофейная мельница времён Севастопольской обороны". Воображение позволяет увидеть историю и ценность в том, что другим кажется бесполезным.
2. Воображение оживляет прошлое и создает связь с людьми других эпох.
Пример из текста (предложения 15-18, 21): Найдя надпись "Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон", герои не просто констатируют факт. Их воображение рисует живой образ: "весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете", который "разговаривал с теми вещами, которые делал". Они не просто знают о мастере - они чувствуют его присутствие: "нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель", "часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом". Благодаря воображению незнакомый мастер из прошлого и другой страны становится почти членом их семьи.
3. Воображение помогает преодолевать пространство и время, делая мир целостным.
Пример из текста (предложение 18): Герои мысленно переносят шкатулку "из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой". Они находят общее ("только одни петухи поют, как в Шотландии") и осознают разное. Это не географическое знание, а эмоциональное постижение мира через воображение, которое связывает воедино далёкие и, казалось бы, не связанные точки на карте.
4. Воображение является мостом для передачи опыта и эмоций.
Пример из текста (предложения 32): Кульминация всей истории - это прямое обращение к воображению читателя. Рассказчик надеется, что его слова вызовут у читателя тот же образ: "ночную весёлую игру музыкального ящика, звон дождевых капель... и кашель добряка Гальвестона". Вывод, который делает автор: если это произошло, значит, он рассказал всё "не напрасно". Таким образом, конечная цель повествования - не просто информировать, а заразить воображением, чтобы опыт и красота, пережитые одними, могли быть переданы и поняты другими. Без воображения читателя история мертва.
Сочинение 13.3
Почему важно обладать воображением? Воображение – это не просто способность фантазировать и придумывать несуществующие миры. Это мощный инструмент, который позволяет человеку глубже понимать окружающую действительность, наполнять её смыслом и красотой, а также эмоционально соединяться с другими людьми и эпохами. Именно об этом заставляет задуматься текст Константина Паустовского.
Герои рассказа, найдя на чердаке сломанную музыкальную шкатулку, не ограничились этим. Благодаря воображению, простая вещь стала для них окном в прошлое. Они не просто узнали имя мастера Гальвестона, они увидели его: «весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете», который, работая, «насвистывал песенку». Их фантазия была настолько сильна, что мастер стал «невидимым обитателем» дома, чей кашель им чудился, а мнение учитывалось в спорах. Это яркий пример того, как воображение оживляет историю, делает её осязаемой и лично значимой, превращая безликую вещь в хранителя души своего создателя.
Кульминацией этой «работы» воображения становится волшебный момент, когда шкатулка сама начинает играть. И здесь автор показывает другую грань важности этого дара – его способность творить чудо. В обычной жизни сломанная шкатулка – это просто хлам. Но для героев, которые уже наделили её историей и душой, её внезапный звон становится настоящим таинством, наполняющим дом музыкой и сказкой. Воображение подготовило их к восприятию этого чуда, сделало их чувствительными к нему.
Таким образом, обладать воображением важно, потому что оно преображает мир вокруг нас. Оно позволяет видеть не просто пыльные вещи на чердаке, а свидетелей ушедших эпох; не просто имя на табличке, а живого человека с его судьбой. Как пишет Паустовский в финале, именно воображение читателя способно оживить историю и сделать её переживание вечным. Без этой удивительной способности наша жизнь была бы скучным и плоским набором фактов, лишённым поэзии, связи с прошлым и надежды на чудо.
А у вас была та самая вещь - может, старая книга, бабушкино украшение или странный инструмент в гараже, - которая заставляла ваше воображение рисовать целые истории? Поделитесь в комментариях! 🙂