Найти в Дзене

Как вселенная Толкина сжалась до 13 минут: История создания одной фортепианной фантазии

В мире кино есть фильмы, а есть киновселенные, которые становятся частью культурного кода. Трилогия Питера Джексона «Властелин колец» – именно такой случай. Даже если вы (вдруг!) не смотрели эти фильмы, вы точно слышали о них. Надеюсь, саму трилогию Толкина тоже читали многие! Масштаб экранизации до сих пор поражает. Это был беспрецедентный риск: снимать все три части одновременно в течение 438 дней. Новая Зеландия на полтора года буквально превратилась в Средниземье: 48 000 единиц оружия, 19 000 костюмов, выстроенный с нуля Хоббитон, который стоит до сих пор... Но есть еще один «персонаж», без которого этот гигантский механизм не сработал бы. Это музыка. Музыку к фильму написал Говард Шор. И то, что он сделал, выходит далеко за рамки обычного «саундтрека». Шор применил вагнеровскую систему лейтмотивов – когда у каждого героя, места или даже артефакта (как у Кольца) есть своя музыкальная тема. Всего в трилогии насчитывается более 100 (!!!) лейтмотивов. Это сложнейшая симфоническая тка
Оглавление

В мире кино есть фильмы, а есть киновселенные, которые становятся частью культурного кода. Трилогия Питера Джексона «Властелин колец» – именно такой случай. Даже если вы (вдруг!) не смотрели эти фильмы, вы точно слышали о них. Надеюсь, саму трилогию Толкина тоже читали многие!

Масштаб экранизации до сих пор поражает. Это был беспрецедентный риск: снимать все три части одновременно в течение 438 дней. Новая Зеландия на полтора года буквально превратилась в Средниземье: 48 000 единиц оружия, 19 000 костюмов, выстроенный с нуля Хоббитон, который стоит до сих пор...

Но есть еще один «персонаж», без которого этот гигантский механизм не сработал бы. Это музыка.

Вагнер в Голливуде

Музыку к фильму написал Говард Шор. И то, что он сделал, выходит далеко за рамки обычного «саундтрека». Шор применил вагнеровскую систему лейтмотивов – когда у каждого героя, места или даже артефакта (как у Кольца) есть своя музыкальная тема.

Всего в трилогии насчитывается более 100 (!!!) лейтмотивов. Это сложнейшая симфоническая ткань. Например, тема Братства Кольца звучит героически и полно только тогда, когда все герои вместе. Когда Братство распадается, тема начинает звучать фрагментарно, с надрывом. А для темы Изенгарда (индустриального зла) Шор использовал перкуссию по металлическим цепям и нестандартный размер 5/4, создавая ощущение неумолимого, хромающего механизма.

«Я бы сам никогда за это не взялся...»

Скажу честно: идея написать фортепианную фантазию на эти темы принадлежала не мне. Мне ее подкинули.

Поначалу я отнесся к этому со скепсисом. Пианисту с консерваторским образованием, воспитанному на Рахманинове и Скрябине, писать парафразу на музыку из голливудского блокбастера? Казалось, это как-то... несерьезно.

Но я решил просто послушать. И провалился в кроличью нору.

Я обнаружил странную вещь. Интернет завален миллионами каверов на «Властелина колец». Но почти все это – либо любительские подборы «двумя пальцами», либо просто попурри, сшитые как лоскутное одеяло: сыграли одну мелодию, остановились, начали другую.

Нет ни одной серьезной концертной пьесы. Нет того, что делал Ференц Лист с темами из опер Моцарта или Беллини – когда чужие мелодии переплавляются в новое, виртуозное, драматургически цельное произведение. Симфонические сюиты тоже часто грешат этой «лоскутностью».

И я принял вызов.

Охота за лейтмотивами

Работа заняла несколько месяцев. Чтобы собрать эту конструкцию, мне пришлось пересмотреть трилогию бессчетное количество раз. Я смотрел фильм уже не как зритель (как раньше, когда мы семьёй садились и смотрели просто для удовольствия), а как охотник – вычленял темы, следил за их развитием, искал модуляции.

Моей задачей было не просто сыграть «мелодии из фильма», а построить симфоническую поэму на рояле. Сделать так, чтобы инструмент звучал как оркестр. Местами фактура получилась настолько плотной, что возникает «эффект трех рук» (привет Листу!).

В итоге в 13 минут музыки мне удалось упаковать почти всю сагу. Музыкальный маршрут получился таким:

  1. Шир — безмятежность и пастораль.
  2. История Кольца и Ривенделл — завязка драмы.
  3. Назгулы и Изенгард — здесь рояль начинает звучать как тот самый молот в кузнице.
  4. Братство и Мордор — кульминация противостояния.
  5. Битва на Пеленнорских полях и Рохан — героический эпос.
  6. Финал — возвращение к свету и уход «На Запад».

От студии к живому концерту

Работу я закончил в январе 2025 года. Весной я впервые представил эту транскрипцию публике и записал небольшое видео-обращение, где рассказывал о замысле. Вот оно, то самое начало пути:

А недавно, на концерте в немецком Аахене, я решил рискнуть и сыграть эту махину на бис.
Это был конец сложного концерта. Руки уже не свежие. Студийной стерильности в таких условиях добиться невозможно, да она и не нужна. Я решил, как говорится, «выпустить демона» и сыграть на чистом драйве.

Получилось, возможно, не идеально чисто, но зато так, как эта музыка и должна звучать – с живой энергией, нервом и атмосферой настоящей битвы.

Предлагаю вам послушать результат. Это не просто «саундтрек на пианино», это попытка прожить 12 часов великой кинотрилогии за 13 минут.

Вот ссылка на ролик в YouTube:

https://youtu.be/sL2JTrkvq4g

Пишите в комментариях, какие темы вы узнали сразу, а какие стали сюрпризом? И удалось ли мне передать атмосферу Средниземья?