Найти в Дзене
Двое из глубинки

Как 20 Советских полярников Выжили в темноте при минус 60, И зачем они сожгли матрасы

Привет! Хотите поговорить о настоящем героизме? Забудьте про голливудские блокбастеры. Сейчас я расскажу, как 20 наших мужиков выжили в месте, где температура иногда опускалась до -60°C, а помощи ждать было неоткуда. Речь пойдет о станции "Восток", 1982 год. Это была середина зимовки — полярная ночь. Солнце не поднимается, света нет, а ты находишься в центре Антарктиды, в 1400 километрах от берега. И тут случается самое страшное. Вы думаете, полярников сгубили мороз и снег? А вот и нет! Самой большой проблемой в Антарктиде стал... огонь! Пожар в полярную ночь оставил их без электричества и тепла, а спасение пришло самым невероятным образом. В апреле 1982 года на станции "Восток" проживало 20 человек. Станция находилась на ледяном плато на высоте 3500 метров. Это не просто холодно, это предел человеческих возможностей. В 10 метрах от горящего здания стояли литровые бочки с соляркой, которые могли взорваться в любой момент. Впереди оставалось больше половины зимовки. 20 человек остались
Оглавление

Привет! Хотите поговорить о настоящем героизме? Забудьте про голливудские блокбастеры. Сейчас я расскажу, как 20 наших мужиков выжили в месте, где температура иногда опускалась до -60°C, а помощи ждать было неоткуда. Речь пойдет о станции "Восток", 1982 год.

Это была середина зимовки — полярная ночь. Солнце не поднимается, света нет, а ты находишься в центре Антарктиды, в 1400 километрах от берега. И тут случается самое страшное.

Вы думаете, полярников сгубили мороз и снег? А вот и нет! Самой большой проблемой в Антарктиде стал... огонь! Пожар в полярную ночь оставил их без электричества и тепла, а спасение пришло самым невероятным образом.

1. Кошмар в Полярной Ночи: Огонь Вопреки Морозу

В апреле 1982 года на станции "Восток" проживало 20 человек. Станция находилась на ледяном плато на высоте 3500 метров. Это не просто холодно, это предел человеческих возможностей.

  • Катастрофа: В ночь на 13 апреля начался пожар в дизель-электростанции (ДЭС). Огонь быстро перекинулся на стены пристройки, которые были из алюминия и бакелита. Дым был едкий, а пламя быстро уничтожало жизненно важное оборудование.
  • Почему Сгорело Все: На таком морозе огнетушители просто не работали. Вода, естественно, тоже не помощник. Полярники кидали в огонь бруски распиленного снега, но это не помогало.
  • Потери: В результате пожара сгорели все основные дизель-генераторы. Станция моментально лишилась электричества, тепла, света, связи с "большой землей" и, самое страшное, электротаялок для воды.
В 10 метрах от горящего здания стояли литровые бочки с соляркой, которые могли взорваться в любой момент.

2. Выживание на Грани: «Огонь Нужен Для Льда!»

Впереди оставалось больше половины зимовки. 20 человек остались в темноте, при температуре, которая могла упасть до минус 80°C.

  • Холод и Угар: Температура в жилых помещениях начала быстро падать. Вся еда и часть оборудования промерзли. Полярники начали бороться не только с холодом, но и с гипоксией (нехваткой кислорода из-за высоты) и психологическим давлением.
  • Гениальное Решение: Как получить воду, если нет электротаялки? Начальник группы бурения Борис Моисеев нашел керосиновую плиту в старом балке. Но как подать сигнал для спасения?
  • Самодельный Маяк: Чтобы создать посадочную полосу, способную выдержать самолет, они пошли на рискованный шаг. Полярники изготовили раму из железных уголков, положили на нее старые матрасы и тряпье, облили это бензином и подожгли. Они волокли этот "костер" по льду, чтобы пламя помогло образоваться ледяной корочке на снегу! Два дня работы, обморожения, но полоса была готова.

3. Операция "Спасение": Риск на Пределе

На "большую землю" удалось передать сигнал благодаря резервному, чудом найденному дизельному генератору на старой свалке техники.

  • Критический Момент: Спасательная операция стала одной из самых сложных в истории. Полет был возможен только при температуре не ниже -60°C, а на "Востоке" стояло -70°C. Любой полет был смертельно опасным.
  • Подвиг Летчика: Самолет все-таки вылетел. На борту был больной полярник, которого необходимо было срочно эвакуировать. Летчик, несмотря на все риски, совершил посадку.
  • Эвакуация Больного: Взлететь сразу не получалось. Самолет не мог набрать скорость на снежной полосе. Один из участников экспедиции передает: самолет "притормозил" на несколько секунд, дверь открылась, больного загрузили на носилках и он снова ушел на взлет.
  • Награды: В результате, большая часть экспедиции была спасена, хотя они пережили недели экстремального холода и темноты, питаясь фактически полуфабрикатами. Вся экспедиция получила ордена Трудового Красного Знамени.

А что думаете вы?

Эта история показывает, что советские полярники были не только учеными, но и настоящими инженерами выживания. Они использовали всё: от матрасов до списанных генераторов, чтобы остаться в живых.

Вот вам вопрос на подумать и поспорить:

Как вы считаете, на что в этой истории была потрачена самая большая сила духа: на борьбу с огнем, когда кругом -70°C, или на то, чтобы сохранить рассудок и не сойти с ума во время многомесячной полярной ночи в полной изоляции? Поделитесь своим мнением о силе воли полярников!