Друзья, снова приветствую вас на страницах канала «Забытое»! На этот раз мы возвращаемся к серии материалов, посвящённых историческим личностям. Сегодня речь пойдёт о представителе династии Гедиминовичей — князе Наримунте.
Жизнь и деятельность этого талантливого политика и военного лидера тесно связаны с историей Великого княжества Литовского и Русского государства. Наримунт основал новые города и крепости, покорял местные земли и замки, активно участвовал в военных походах против Тевтонского ордена и защищал новгородские земли от посягательств московских князей. Но обо всём немного подробнее. Погнали!✌️
- «Князь Наримунт»
Дата рождения Наримунта остаётся неизвестной. Одни источники утверждают, что будущий князь появился на свет около 1294 года.
Наримунт родился в семье великого князя Литовского Гедимина и его третьей жены Евны Ивановны Полоцкой. У Гедимина было шесть сыновей и две дочери: Наримунт, Монтвид, Ольгерд, Кориат, Любарт, Кейстут, Явнут, Альдона и Айгуста.
Первое упоминание о Наримунте относится к 1331 году, когда по приказу князя Гедимина на Волыни пленили новгородского архиепископа Василия, а также бояр Кузьму Твердиславича и Варфоломея Остафьевича. Освобождены они были лишь после того, как дали слово сделать Наримунта князем Новгородским. Важно подчеркнуть, что эта информация встречается исключительно в Новгородской Четвёртой и Воскресенской летописях.
Российский историк Николай Михайлович Карамзин выразил сомнение в том, что архиепископ Василий и бояре действительно исполнили своё обещание, данное под угрозой. Он полагал, что решение пригласить Наримунта на княжение исходило от самих новгородцев, которым было выгодно обзавестись сильным союзником в лице литовского князя ввиду обострения конфликтов с Московским княжеством.
В 1333 году Наримунт принял православие под именем Глеб. Прибыв в Новгород, он получил в управление («кормление») Ладогу, Орешек, Корелу (наст. Приозерск) и половину Копорья. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов описывает это следующим образом:
«…в лѣто 6841...въложи богъ въ сердце князю Литовьскому Наримонту, нареченому въ крещении Глѣбу, сыну великого князя Литовьскаго Гедимина, и присла в Новъград , хотя поклонитися святѣи Софѣи; и послаша новгородци по него Григорью и Олександра, и позваша его к собѣ; и прииха в Новъгород, хотя поклонитися, мѣсяца октября; и прияша его съ честью, и цѣлова крестъ к великому Новуграду за одинъ человѣкъ; и даша ему Ладогу, и Орѣховыи, и Корѣльскыи и Корѣльскую землю, и половину Копорьи въ отцину и в дѣдѣну, и его дѣтемъ…».
По мнению историка Светланы Ивановны Кочкуркиной, земли, переданные князю Наримунту, создали особое «Карельское княжество». Эти территории были отданы его потомкам «...въ отцину и в дѣдѣну, и его дѣтемъ…». Таким образом, начиная с этого момента и вплоть до начала XV века, представители рода Наримунта и их литовские родственники регулярно получали указанные земли в своё пользование.
Создание отдельного удела для сына Гедимина стало способом защиты Новгорода от влияния Москвы, но этот удел просуществовал недолго, поскольку Наримунт проявлял малую заинтересованность в управлении новгородскими землями и пробыл там всего два года.
Предполагаемый портрет князя Наримунта. Неизвестный художник. Польша. 1709 год.
В 1335 году Наримунт вернулся в Литву, предположительно, чтобы занять Полоцкое княжество, которое освободилось после кончины князя Воина. Управление «Карельским княжеством» он поручил своему сыну Александру, который продолжил управлять этими землями из своей резиденции в Орешке. Однако уже спустя три года, когда новгородские земли подверглись шведскому нападению, Наримунт проигнорировал призыв о поддержке, забрав Александра и назначив вместо него наместника, что, несомненно, возмутило новгородцев. Несмотря на это, представители Наримунта оставались в Орешке вплоть до 1348 года.
Около 1338 года князь Наримунт, ставший уже князем Полоцким, совместно с полоцким епископом Григорием заключил соглашение с Рижским архиепископством. Печать Наримунта, сохранившаяся на данном документе, представляет собой одно из старейших изображений символа «Погоня», позднее использованного в качестве государственного герба Великого княжества Литовского.
«Актовая (Вислая) печать». Князь Наримунт (1335-1348 гг.).
Материал: свинец;
Вес: 8,11 гр.;
Диаметр: 26 мм.
Лицевая сторона: четырехстрочная легенда: «ПЄYА | ТЬКNѦ | ЖАГЛѢ | БОВА».
Оборотная сторона: изображение всадника (вправо).
По сведениям «Летописца великих князей литовских», согласно воле Гедимина, Наримунт унаследовал Пинское княжество. Его потомки оставались правителями этих земель вплоть до конца XIV столетия.
Сообщается, что при князе Литовском Евнутии Наримунт являлся ключевой фигурой в княжестве. Известно также, что правление Евнутия оказалось непродолжительным. Вскоре его свергли братья Кейстут и Ольгерд, тогда как Наримунт, выступавший на стороне Евнутия, бежал в Орду к хану Джанибеку. Впоследствии Полоцкие земли перешли под управление сына Ольгерда — князя Андрея.
В 1346 году князь Наримунт вернулся в Великое княжество Литовское и занял престол в Пинске. Уже спустя год князь принял участие в военном походе против Тевтонского ордена.
2 февраля 1348 года состоялось сражение на реке Стреве. Существует предположение, что именно Наримунт в битве командовал войсками Литовского княжества, где, согласно историческим данным, и встретил свою гибель. Отмечается, что с князем погиб и его брат Монтвид. Лицевой летописной свод об этом сообщал так:
«…того же лета немцы князя Нариманта Гедимановича убиша, а с ним князей, и воевод, и литвы множество побиша…».
«Гибель князя Наримунта». Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана IV «Грозного». XVI век.
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, было интересно! Спасибо и удачи!✌️