Найти в Дзене
Вижу красоту

Радость находки на блошином рынке «Левша» в Новоподрезково

Друзья, хочу поделить с вами радостью удивительной находки и дополнительно сказать спасибо антиквару Вадиму, продавшему мне сей предмет за символическую сумму – практически подарившем мне предмет музейного уровня – о чём я его предупредил. В Новоподрезково (Молжаниновский район Москвы) находится блошиный рынок «Левша» – по интернет-справкам, старейший блошиный рынок Московского региона, работающий с 1824 года. Это станция электричек за городом Химки. Среди множества стопок с рождественскими декоративными тарелками, щедро расставленными на большом столе, в первой же, к которой потянулась моя рука, оказался сюрприз – невзрачная по сравнению с яркими новогодними немецкими и датскими тарелками лежала скромная фаянсовая тарелочка с печатным рисунком-гравюрой. Весьма знакомым явился рисунок борта с виноградной лозой. Его я помню ещё с Омска – в Музее имени М.А. Врубеля хранятся отдельные предметы из столового сервиза французского производства 1820-х годов, декорированные в технике печатн

Друзья, хочу поделить с вами радостью удивительной находки и дополнительно сказать спасибо антиквару Вадиму, продавшему мне сей предмет за символическую сумму – практически подарившем мне предмет музейного уровня – о чём я его предупредил.

В Новоподрезково (Молжаниновский район Москвы) находится блошиный рынок «Левша» – по интернет-справкам, старейший блошиный рынок Московского региона, работающий с 1824 года. Это станция электричек за городом Химки.

-2

Среди множества стопок с рождественскими декоративными тарелками, щедро расставленными на большом столе, в первой же, к которой потянулась моя рука, оказался сюрприз – невзрачная по сравнению с яркими новогодними немецкими и датскими тарелками лежала скромная фаянсовая тарелочка с печатным рисунком-гравюрой.

-3

Весьма знакомым явился рисунок борта с виноградной лозой. Его я помню ещё с Омска – в Музее имени М.А. Врубеля хранятся отдельные предметы из столового сервиза французского производства 1820-х годов, декорированные в технике печатного рисунка и предположительно происходящие из петербургского собрания князя Николая Борисовича Юсупова (1750–1831).

-4

Этот сервиз является ярким примером классицистического стиля, господствующего в искусстве этого времени.

-5

Формы сервиза были произведены на заводе Крейль (Creil), расположенном рядом с Парижем.

-6

Согласно марке на музейных предметах, монохромный чёрный печатный рисунок выполнен в парижской мастерской Стоуна, Коккереля и Легро д'Анизи.

Чашка для ягод (сервизная). 1808–1848. Париж. Диаметр 21,3 см. Высота 9 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К 802. Госкаталог: 44391536.
Чашка для ягод (сервизная). 1808–1848. Париж. Диаметр 21,3 см. Высота 9 см. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / К 802. Госкаталог: 44391536.

Завод по выпуску фаянса английского типа был основан в местечке Уаз под Парижем около 1794 года англичанином Бэгнелом в партнёрстве с М. де Сен-Крик Казо. В начале XIX века произошло объединение в одну фирму с фабрикой Монтеро, после чего фирма работала до 1895 года.

Тарелка, купленная на блошином рынке «Левша», также имеет печатную подглазурную марку и штамп в массе Creil.

Единственный мне известный справочник Регины де Плинваль приводит именно такую же марку как на теперь уже моей тарелке и указывает периодом её бытования 1808–1848 годы. Нужно будет ещё поискать информацию, расшифровав мелкую надпись по кольцу марки.

-10

Ну и наибольшую мне радость принесло прочтение с помощью переводчика с французского языка, имеющейся под изображением надписи. Я догадывался, что это должен был быть сюжет басни.

«Le Gland et la Citrouille» – «Жёлудь и тыква» баснописца Жана де Лафонтена

Не нам Творца критиковать!

И никогда во всей вселенной

былинки нам не отыскать

несовершенной.

Попав однажды в огород,

философ, Тыкву созерцая,

так рассуждал: «Какой огромный плод!

А стебель что соломинка простая!

Нет, не на месте он растёт.

По мне, уж коль творить, так и твори толково,

и Зевс бы во сто крат разумней поступил,

когда б теперь моё послушал слово,

и Тыкву бы на дубе поместил,

а Жёлудь маленький пусть рос бы здесь на грядке.

О, мир бы был совсем в ином порядке,

когда б я вовремя попал в совет богов!

Не стану даром тратить слов,

но повторю: уверовал я шибко,

что здесь содеяна огромная ошибка,

и что сам Зевс порой бывает глуп».

Так говоря, улёгся он под дуб,

и стал вокруг смотреть самодовольно.

Вдруг Жёлудь с высоты на критика упал

И по лбу щёлк его пребольно,

да так, что бедный застонал,

и тотчас же вскричал невольно:

«Теперь я, Зевс, тебя постиг:

да, ты в делах своих велик!

О! Что б с моей свершилось головою,

когда б висела Тыква надо мною?!»

-11

Прототип гравюры, несколько подогнанной под композицию круглой тарелки, удалось найти в собрании Государственного Эрмитажа.

-12

Симон, Симон (1759–1807); Куани, Жак-Жозеф (1761–1809) Лист из сюиты иллюстраций к басням Лафонтена. «L. IX 188» «Fable IV», «Le Gland et la Citrouille» 1796 год. Инвентарный номер: ОГ-267450.

-13

Ещё из забавного напоследок приведу. Меня вчера спросили и честно ответил:

-14
-15

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив