Для ликвидации десанта Русской армии на кубанском побережье командование Кавказского фронта (командующий В.М. Гиттис, член РВС Г.К. Орджоникидзе) начало сосредоточение резервов – 3 стрелковые, 4 кавалерийские дивизии и стрелковую бригаду. Было сформировано две группы: первая с востока наносит фронтальный удар по группе Улагая, вторая – с севера во фланг и тыл. В 9-ю армию прибывали: из фронтового резерва 9-я и 2-я Донская стрелковые дивизии, завершившие ликвидацию десанта Назарова на Дону; из 10-й и 11-й армий – 33-я кавбригада и 7-я кавдивизия; из резерва главного командования – Московская бригада кремлёвских курсантов. Стягивались полки и бригады из гарнизонов Северного Кавказа. Чтобы лишить маневра войска Русской армии и возможности перебрасывать на Кубань подкрепления, в Таврии началось наступление 13-й и 2-й Конной армий.
19.08.1920г. несмотря на благоприятную обстановку, выбив из Брыньковской части Приуральской бригады, дивизии генерала Улагая, однако, приостановили наступление, перейдя к обороне. Улагай, видя отсутствие массовой поддержки местного населения, решает не зарываться вперёд, а привести свои силы в порядок, пополнить их мобилизацией казаков и затем продолжать наступление на Екатеринодар. Время на войне – ценный ресурс и в данном случае оно работало на красных, а Улагай, добровольно отдал инициативу Левандовскому. Решение о замедлении развития наступления стало роковым, так как высадки новых частей из Крыма планом операции не предусматривалось, а мобилизация казаков на ограниченном пространстве значительного усиления войск предоставить не могла. Таким образом, участь всей операции, строившейся на факторе захвата инициативы и наращивания темпа наступления, была решена.
К вечеру 20.08.1920г. дислокация сторон была следующая:
Белые войска.
1-я Кубанская дивизия, Константиновское военное училище и две сотни Терского полка на участке Ольгинская – Роговская, с передовыми отрядами в Брыньковской и Брюховецкой.
Сводная пехотная дивизия с 3 бронеавтомобилями – Тимашевская.
2-я Кубанская дивизия – на участке Тимашевская – Старо-Джерелиевская.
Штаб и тылы – Приморско-Ахтарская.
Советские войска.
Группа начдива Н.В. Куйбышева: Приуральская бригада без полка (около 3.000 чел., 8 орудий) севернее и восточнее Брыньковской. Стрелковый полк у Кондруцкого на восточном берегу лимана Лебяжий. 25-я стрелковая бригада (2.000 – 2.500 чел.) – Переяславская. К фронту подходили: 27-я стрелковая бригада (1.200 – 1.300 чел.) и Донской кавполк (500 чел.).
Конная группа: 1-я Кавказская кавдивизия, Таманская и 14-я кавбригады.
26-я стрелковая бригада, два бронепоезда, кавалерийский и стрелковый полки на участке Дядьковская – Медведовская – Старо-Величковская. Главные силы – в Медведовской. К фронту подходили: 2-я Донская дивизия из Тихорецкой и 22-я кавбригада с 198-м стрелковым полком (1.150 чел., 31 пулемет, 6 орудий) с Таманского полуострова на Полтавскую.
Подходившие советские резервы, должны были переломить ход боевых действий в свою сторону. Левандовский, заметив, что Улагай замялся, начав перегруппировку и пополнение войск, решил попытаться перехватить инициативу, не дождавшись сосредоточения резервов. Начдиву-9 Куйбышеву было приказано 21.08.1920г. выйти на линию Ольгинская – Роговская – Брюховецкая, а командиру конгруппы захватить Тимашевскую.
21.08.1920г. группа Куйбышева силами Приуральской бригады овладела районом Брыньковская – Добровольный. К вечеру заканчивали сосредоточение резервы 9-й армии: 2-я Донская дивизия – в Ново-Корсунской, 22-я кавбригада – в Полтавской. Группа Куйбышева наконец усилилась 27-й бригадой и Донским кавполком.
Командование 9-й армии, собрав против Улагая до 16.000 штыков, 2.500 шашек при 64 орудиях, приступило к операции по разгрому десанта. Командарм Левандовский приказал 2-й Донской дивизии с подчиненной ей конной группой 22.08.1920г. перейти в наступление на фронте Брюховецкая – Тимашевская – и овладеть Тимашевским железнодорожным узлом. 26-я бригада, прикрывая главными силами Медведовскую, правым флангом должна была оказать содействие 2-й Донской дивизии, а левым – овладеть станицей Поповической. 22-я кавбригада, овладев Старо-Джерелиевской, должна была наступать на Ново-Николаевскую, с выходом на тылы Улагая у Ново-Ниже-Стеблиевской.
Улагай усилил дивизию Бабиева Алексеевским полком и приказал восстановить фронт, отбросив части Приуральской бригады.
22.08.1920г. на рассвете Приуральская бригада первая перешла в наступление, развивая достигнутый накануне успех. Бригада выбила Константиновское училище из станицы Ольгинской и к 17.00ч. её полки вышли к железной дороге, растянувшись по фронту на 30 вёрст. При низком уровне связи и подвижности полков она оказалась в крайне уязвимом положении.
25-я бригада, наступая, вышла к железной дороге в районе Ново-Джерелиевская – Роговская. Генерал Бабиев, прикрывшись со стороны Брюховецкой от 27-й бригады и Донского кавполка отрядом в 500 чел. главными силами контратаковал из района хуторов Смоглия, Камянского на хутор Ищенка, где внезапным налётом разгромил резервный батальон 25-й бригады. Развернувшись на юг, на Роговскую, бабиевцы с тыла атаковали и окружили основные силы 25-й бригады. После упорного боя остатки бригады (около 300 чел.) прорвались на северо-запад и укрылись в камышах Бейсугского гирла. Бабиев основными силами отошел на Роговскую, а сводный отряд (Корниловский конный и Алексеевский пехотный полки) с двумя орудиями атаковал разряженные боевые порядки Приуральской бригады.
Сводный отряд сбил заслон Приуральской бригады у хутора Сербина, а Корниловский конный полк, прорвавшись в тыл, заставил ее полки отступить к Брыньковской. Успешно начавшееся наступление группы Куйбышева к вечеру окончилось полной неудачей – благодаря низкой подвижности войск, рассредоточенности подразделений на широком фронте и низкой координации действий.
В центре, где у Улагая не было крупных сил кавалерии, наступление советских войск развивалось гораздо успешнее. Тимашевская была взята сходу. 26-я бригада выбила белых из Поповической, а 22-я кавбригада, смяв казачий заслон у Старо-Джерелиевской, к вечеру вышла в район Ново-Николаевской. Терцы, поддавшись панике, начали отступать. Расположенный в Ольгинской штаб десантного отряда, решив, что фронт рухнул начал спешную эвакуацию. В штабе царил хаос, и когда от генерала Шифнер-Маркевича поступило сообщение о начале отступления 2-й Кубанской дивизии, а связь с генералом Бабиевым прервалась, генерал Улагай приказал войскам начать отход к станице Гривенской. В ставку Врангеля была отправлена телеграмма: «…Ввиду обнаружения вновь прибывших свежих частей противника и подавляющей численности врага, считаю, положение серьёзным и прошу спешно выслать к поселку Ахтарскому суда, для обеспечения погрузки десанта…». (Голубев А.В. Врангелевские десанты на Кубани. Август - сентябрь 1920 г.). Бабиев, не владея ситуацией в целом, в своей телеграмме Врангелю, наоборот, оценивал обстановку как благоприятную и не видел никаких оснований для прекращения операции.
Активизировались красные военморы – Азовская флотилия, воспользовавшись уходом белых судов, обстреляла причалы в Приморско-Ахтарской, заставив тылы Улагая уйти в Ачуев. Для разрыва морских коммуникаций у Ахтарского лимана было выставлено минное заграждение (свыше 200 мин), на котором подорвались эсминец «Живой» и канлодка «Алтаец».
К исходу дня 22.08.1920г. на улагаевском фронте наступил перелом – инициативу перехватила 9-я армия Левандовского, и разгром десанта стал лишь вопросом времени.
По теме:
Улагаевский десант. Планирование
Улагаевский десант. Высадка и расширение плацдарма
Десант генерала Черепова у Анапы
Десант генерала Харламова на Тамани
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал