Вчера, собираясь на рок-оперу "Икар", я осознала, что иду на нее уже восьмой раз. Да ладно? Сама не верю! Но это правда. Спасибо людям, благодаря которым это поход стал возможным. Мы с Ксюшей были вчера вечером, а сегодня Соня поехала с друзьями на дневной спектакль и на совсем другой состав.
Поскольку пишу об Икаре здесь в четвёртый раз, связного текста вообще не будет. Просто отдельные впечатления из ноября 2025 пунктиром и в стиле потока сознания. Больше, наверное, для себя, чтобы что-то зафиксировать, но если кто-то прочтет и со мной разделит мои чувства, будет здорово.
А связно и со спойлерами было уже здесь:
1. Лучший Икар для меня всё-таки Александр Казьмин. Очень рада, что вчера снова его увидела. Каждая встреча с этим артистом меня подзаряжает надолго (жаль, что эти встречи очень редки). Так до конца и не поняла, почему так, но факт. И хотя Евгений Егоров и Евгений Кириллин в главной роли тоже прекрасны (и совершенно другие), казьминский Икар, по-моему, самый человечный, глубокий, добрый и теплый.
2. Саша так играет, что веришь не только каждому его слову, но каждому жесту, взгляду, каждому движению лица. Такое богатство оттенков интонаций и всяких невербальных штук вообще редкость. Как и уровень импровизации, и высота взаимодействия с каждым из партнеров по спектаклям. Например, вчера, когда у Лии в сцене ухода сломался микрофон, Икар просто обнял её так, чтобы она могла петь в его микрофон, и, кстати, вся сцена обросла новыми смыслами.
Про вокал я даже не говорю, хотя, возможно, на мюзикловой сцене есть люди с более мощными от природы голосами. Сам Казьмин признавался, что петь он никогда не умел и о музыкальном театре не помышлял, а его вокал это результат только многолетней ежедневной адской работы. Но совершенство техники для меня не интересно без глубокой драматической игры.
3. Опять же, как я уже писала в тексте про "Идиота", отрадно, что здесь главный герой в исполнении Саши максимально попадает в архетип Христа (а Икар, по мысли авторов, и есть Христос). Видимо, туда, где я чувствую Христа, меня тянет бессознательно и неумолимо (собак и кошек это тоже касается).
4. По-моему, высший пилотаж в искусстве — поговорить о Боге на авторском языке, не называя Его имя всуе. Авторам " Икара" это удалось в полной мере. Видимо, поэтому я так люблю данный спектакль, что мне и восьми походов мало.
5. Музыка Круглова все еще вызывает у меня слезы с первых тактов (магия, не иначе).
6. "Этот город нас не видит в упор, эти люди нас считают отбросами"...
Тема изгоев в каждым разом становится все ближе и ближе. Ну, собственно, чтобы почувствовать себя изгоем, достаточно просто быть филологом и заниматься гуманитарной наукой в 2025 году, или быть многодетной матерью в нашем социуме, или волонтером-зоозащитником. А если ты всё сразу, то в принципе ты изгой в кубе по определению и прешь против системы всеми своими ипостасями.
Но это мой выбор, и я никогда не променяю его на браслеты, статусы и жизнь под куполом.
7. Заметила, что когда мы идем на "Икара", начинаем немножко косплеить героев. Я делаю это скорее бессознательно, а вот дети мои вполне осознанно одеваются конкретными персонажами.
Ксюша-Бродяга. Похожа?
8. Жаль, что в этот раз я не увидела Казьмина в роли Брута. Но мне понравился Брут Эмиля Салеса. Он как-то прямее и честнее, что ли. Его меньше рвёт на части. Очень достойная игра. Просто персонаж другой.
9. Бродяга перестал быть отбитым террористом-психопатом и всё больше эволюционирует в сторону обиженного подростка. Ксюша сказала, что очень жаль, а я не знаю пока, как к этому относиться. Но Ярослав Баярунас стабильно прекрасен. Лучше роли у него пока не видела.
10. Редко попадаю на Тесея Алексея Толстокорова, но как же он прекрасен. В нём гораздо меньше заметно ПТСР, чем у героя Суханова. И оперный певец в мюзиклах это всегда такой подарок.
11. Как-то мне никогда не нравились женские персонажи "Икара", но вчера даже они ожили. Впрочем, Лия Эльмиры Диваевой всегда яркая, хоть и невыносимо мерзкая, а вот чтобы оживить совершенно мертвую (режиссерски) Музу, Вилене Соколовой пришлось сильно потрудиться. Но сцена суда вышла просто потрясающей!
12. Меня перестал раздражать даже ансамбль, странная хореография и виниловые штаны. Такие милые дети, оказывается. А Никита Кучихидзе в образе Олафа совершенно иначе воспринимается после того, как мы увидели его в главных ролях в других спектаклях: потрясающего учителя в "Безымянной звезде" и не менее прекрасного инженера в ремейке "Девчат". Актёр с большим будущим явно.
13. Наконец-то на "Икаре" появился нормальный звуковик. Это просто ура. Все было слышно.
14. И хотя это не испортило впечатления, вчера был какой-то рекорд по путанице слов (о, когда знаешь спектакль наизусть, это очень заметно). Ну, Казьмин днем до Икара отыграл ещё Хлестакова, поэтому вполне ожидаемо, что в формуле счастья заменил "благоденствие" на "равноденствие"...
15. Служебка после " Икара" это отдельный вид искусства. Видимо, избежать её никак нельзя, я уже смирилась. Детям она приносит слишком много радости. Многим артистам, как я вчера видела, тоже.
16. В этот раз среди мерча "Икара" продавалась открыточка, сделанная по эскизу Ксюши. Это она выиграла в одном фанатском конкурсе, где надо было представить других актёров, не задействованных в спектакле, в образах героев рок-оперы. Забавно.
17. Вчера в финале Икар отправлялся в свой последний полет, уводя за собой людей из Полиса, со слезами. Впервые видела такое.
Но это мы опять вернулись к тому, с чего начали: к гению Александра Казьмина. Но, главное, что Небо победило пытавшихся Его распять... А, значит, выныриваем в наш ноябрь, летим вместе с Икаром, живем дальше...
Там, за опасной чертой,
Там, за небесным пределом,
Мы пройдём этот путь меж огнём и водой,
Не чувствуя веса тела (с)
Жаль, что следующий "Икар" только в конце мая. Как же долго ждать...