Найти в Дзене
частные суждения

Непонятный эйджизм советского «перестроечного» кино.

«Ползёт Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар; он желает в сортир».
(с) песня Бориса Гребенщикова «Старик Козлодоев» в фильме «Асса».

«Эйджизм, дискриминация по возрасту (англ. ageism, от англ. age — «возраст») — дискриминация человека на основании его возраста».
(с) Википедия

Кадр из фильма «Асса». Главный злодей Крымов, которого сыграл Станислав Говорухин.
Кадр из фильма «Асса». Главный злодей Крымов, которого сыграл Станислав Говорухин.

В советской культуре, точно также как и в российской дореволюционной, считалось общепринятым уважение к пожилым людям. Исполнение в советском фильме песни вроде «Старика Козлодоева» было бы немыслимо, это стало возможным только в период так называемой «перестройки». Но максимума такое негативное отношение к дедам (именно дедам, не отцам, это в данном случае важно) достигло в перестроечном фильме «Авария — дочь мента», снятом не каким-нибудь панком-рокером, а видным советским киноделом Михаилом Туманишвили, создавшим в 1980-х супербестселлеры советского кинопроката «Ответный ход» и «Одиночное плавание».

Кадр из фильма «Авария — дочь мента».
Кадр из фильма «Авария — дочь мента».

В фильме 1989-го года главная героиня по кличке «Авария» беседует со своим дедом, ветераном Великой Отечественной. И происходит у них вот такой диалог:

«— Слушай, дед, а ты кроссы можешь достать?
— Что, кроссовки, что ли? Это надо ещё угадать, когда их выкинут... Ничего, ничего, я поговорю с нашими, я думаю, что они достанут.
— А ты вправду что ли в разведке служил?
— А ты что, не знаешь что ли? Что, я тебе не говорил, что ли?
— А я бы с тобой в разведку не пошла.
— Это почему же, а?
— Продал бы».

Кадр из фильма «Небеса обетованные». Здесь старики сугубо положительные персонажи.
Кадр из фильма «Небеса обетованные». Здесь старики сугубо положительные персонажи.

Фильм «Авария — дочь мента» вышел на самом пике «перестройки». Ни до, ни после такое отношение к старикам для советских, а затем российских фильмов нехарактерно, причём совершенно независимо от политических взглядов кинорежиссёров. Например, представитель «либеральных» кинематографистов Эльдара Рязанова в фильме «Небеса обетованные», снятом ещё при СССР, но уже во время, когда было можно снимать буквально всё, именно старики — главные герои и позитивные персонажи. Пенсионером является и главный герой фильма «Ворошиловский стрелок» 1999 года, снятого Станиславом Говорухиным, одним из самых активных деятелей кино «перестроечного» времени. Притом по сюжету старик-ветеран в этом фильме не просто хороший человек, а настоящий народный мститель, карающий обнаглевшее зло (злодеи же напротив, представители молодёжи).

Кадр из фильма Михаила Туманишвили «Ответный ход», 1981 г.
Кадр из фильма Михаила Туманишвили «Ответный ход», 1981 г.

Отсюда можно сделать вывод, что показ стариков-ветеранов в негативном виде был характерен для крайне узкого временного периода советской и постсоветской кинокультуры, а именно с 1987 по 1989 годы. Чем же советским (в случае с Туманишвили — можно даже сказать ультрасоветским, снимавшим фильмы для Министерства Обороны) режиссёрам внезапно стали поперёк горла советские же пенсионеры и даже не просто пенсионеры, а ветераны Великой Отечественной? И почему спустя всего пару лет тем же режиссёрам старики мешать перестали и подобное необычное для СССР (в котором большинство населения было выходцами из крестьян, а значит дедов очень даже уважали) культурное явление вдруг внезапно пропадает?

XIX партконференция КПСС, 1988 год.
XIX партконференция КПСС, 1988 год.

Возможно, разгадка скрывается вовсе даже не в кинокультуре, а в её кураторах. Если кто не в курсе, то КПСС, будучи правящей партией, внимательно следила за процессом создания новых кинолент. Этим занимались вполне конкретные личности из состава ЦК, отвечавшие за правильную идеологию в советской культуре в целом и в советском кино в частности. После прихода к власти генсека Горбачёва в верхах прокатилось несколько волн негласных «чисток», многие прежние партийные вожди потеряли власть и влияние, так что курировать процесс кинопроизводства стали другие люди.

Два будущих генсека, фото 1977 года.
Два будущих генсека, фото 1977 года.

Сами эти люди против старшего поколения ничего не имели, ведь они-то уже достигли прочного положения во власти, старики в руководстве им особо не мешали. Зачем их выталкивать, сами постепенно уйдут по возрасту. Дело было в среднем звене, на уровне руководителей обкомов, горком, крайкомов и т.д. Там почти все посты занимало поколение, успевшее повоевать в Великую Отечественную и пришедшее к власти в раннебрежневское время. Они сидели в креслах лет по 20 и вполне могли бы (здоровье у большинства из них позволяло) просидеть ещё лет 10, а то и дольше. Что категорически не устраивало их заместителей, связанных с «новой волной» номенклатуры, рвущейся к власти под руководством «горбачёвцев». Вот в их интересах кураторы советского кинопроизводства могли негласно запустить кампанию по дискредитации пожилых ветеранов в фильмах.

Обложка того самого номера «Огонька».
Обложка того самого номера «Огонька».

О молодых «замах», неудержимо стремящихся к партийно-государственным вершинам, даже писали в «Огоньке» — в 25-м номере 1990 года публицист Андрей Нуйкин опубликовал статью «Внимание! «Вторые» выходят из тени!». Конечно, к тому времени что называется «поезд ушёл», бывшие замы успели не только второпях занять кабинеты выброшенных «перестроечной» волной руководителей, но и обжиться в них, так что такие статьи для них угрозы уже не представляли. Но в 1987-м году эта незримая борьба ещё только разгоралась. Возможно, что в данных фильмах мы видим отражение этой скрытой борьбы в позднесоветской культуре, транслируемое номенклатурными кураторами через «перестроечные» фильмы.