Часть 34
Следующий объект, согласно единому билету, это Поленовская дача.
Она была построена в 1882 году для Василия Поленова и его жены Натальи, в девичестве Якунчиковой, которые обвенчались в только что освященной Абрамцевской церкви.
Первоначально дом служил Поленову мастерской и местом проведения домашних спектаклей.
Сейчас здесь проходят различные тематические выставки, например, во время нашего визита в Абрамцево здесь проходила выставка Александра Парамонова «Цветы Победы».
Это местный художник первой половины XX века, житель Новоабрамцевского Поселка художников.
В юности он обучался у одного из последних мастеров русской дореволюционной школы гравюры В.В. Матэ в Санкт-Петербурге, а позже работал у Фелисьена Ропса в Париже.
После революции Парамонов стал директором Екатеринбургской художественно-промышленной школы
и стал вести общественно-политическую работу. В это же время он от графики перешел к живописи, причем, по моему скромному мнению, совершенно напрасно.
Хотя портрет крымского поэта Ильи Сельвинского мне понравился.
Что б ни случилось — помни одно:
Стих — тончайший громоотвод!
Любишь стихи —
не сорвешься на дно:
Поэзия сыщет, поймет, позовет.
Живи,
искусства не сторонясь,
Люди без лирики, как столбы.
Участь наша ничтожнее нас:
Человек
выше своей судьбы.
Илья Сельвинский «Человек выше своей судьбы»
Его стихотворение о Крыме я уже как-то выкладывала.
А это те самые Цветы Победы, которые дали название выставке – серия картин середины 40-х годов прошлого века.
Продолжаем прогулку по парку.
Неподалеку от Поленовской дачи находится еще чья-то дача.
Ах, простите, административное здание. Больше информации об этом домике нет никакой. За этим домиком находится упомянутый на карте домик управляющего, который, откровенно говоря, настолько неинтересный, что я его даже фотографировать не стала – обычная бревенчатая постройка.
Поленовский пруд выглядит как-то чрезвычайно грустно.
Похоже, его не чистили со времен Мамонтова, который совершил сие крайне необходимое действие как только стал владельцем усадьбы – при Аксакове пруд пришел в запустение, а при Мамонтове летом в пруду даже купались, а зимой по нему катались на коньках. Сейчас при одной мысли о том, что в эту воду можно залезть с целью купания, я чесаться начинаю. Но с другой стороны, я человек, привыкший к открытому морю.
В реконструкции пруда принимал участие Поленов, который, похоже, в усадьбе был почти в каждой стройке затычка, поэтому за прудом и закрепилось название «Поленовский».
Этот пруд можно увидеть на картинах Поленова и Серова.
А вот на выставку изобразительного искусства XX века мы уже не пошли – Парамонова как-то с лихвой хватило.
Сама выставка находится в бывшем корпусе санатория, построенном в 1938 году в псевдоклассическом стиле. Промышленник, меценат и миллионер Мамонтов скромнее строился, в отличии от революционных рабочих и крестьян.
Во время осмотра музея-заповедника у нас возник логичный вопрос: как получилось, что он не пострадал во время Великой Отечественной войны. А ответ чрезвычайно прост: немцы сюда не дошли, и вообще этот район оборонялся чрезвычайно ожесточенно.
Дело в том, что в Хотьково расположен железнодорожный мост, который не просто является памятником инженерного искусства XIX века, но и играл очень важное значение в снабжении наших войск – он соединял Москву с северными и восточными регионами страны.
Его надо было сохранить любой ценой, и его сохранили. Ну и Абрамцево заодно, в котором, кстати, во время войны находился эвакуационный военный госпиталь.
Под лечебный корпус было отведено здание 1938 года, в главном усадебном доме располагалась операционная, а в церкви размещался склад медицинской аппаратуры.
В память о госпитале в 2015 году был установлен мемориальный знак.
Рядом с мемориальным знаком находится самое старое дерево на территории усадьбы – дуб черешчатый, которому около 250 лет.
Высотой он более 30 метров и 4,5 метра в обхвате. Очень хотелось подойти к стволу, чтобы на фото был виден размер этого дерева, но оно огорожено. И это правильно, конечно, – если каждый турист будет лапать дуб, то он не то что до 300, до 275 лет не доживет. А сейчас это живой, но очень молчаливый свидетель событий, происходивших в Абрамцеве.
Этот дуб изображался на картинах В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Е.Д. Поленовой, В.А. Серова и других художников.
Помимо сувенирного магазина в бывшей людской, у входа в музей-заповедник раскинулась целая ярмарка мастеров, по которой мы, разумеется, прошлись.
И тут я не устояла и купила себе красивый кулон из эпоксидной смолы.
Он очень гармонично дополняет мои многие летние наряды.
Смотрительницы музея очень рекомендовали нам не возвращаться уже известной тропой на «Платформу Абрамцево», а поехать на маршрутке в Хотьково,
где тоже есть что посмотреть, например Покровский Хотьков монастырь, основанный в начале XIV века. Да и различные художественные промыслы там представлены гораздо шире, чем в Абрамцево.
А поскольку времени до вечера у нас еще было много, мы отправились в Хотьково.