Часть 35
Как я уже писала, после музея-заповедника Абрамцево мы на местной маршрутке поехали в Хотьково.
Ну, это мы так думали.
Дело в том, что мы понятия не имели, где нам надо выйти, поэтому попросили ценного иностранного специалиста за рулем остановить в центре Хотьково. Ну и успокоились на этом. А зря.
Когда за окнами маршрутки промелькнули последние дома и пошли поля вперемешку с лесами, мы поняли, что что-то пошло не так. Спросили у пассажирки, и она подтвердила наши опасения – Хотьково мы успешно проехали, а следующий город, в котором есть железнодорожная станция это Сергиев Посад.
Вот в нем мы и вышли недалеко от вокзала.
Но было бы нелепо тут же уехать назад в Москву, тем более что времени у нас всё еще было полно.
К поездке в Сергиев Посад я, вообще-то, не готовилась, но покажите мне человека, который не слышал про Троице-Сергиеву Лавру?
Быть в паре километров от нее и не посетить? Не наш вариант. Но, конечно, спонтанность наложила определенный отпечаток.
Пообедали мы по уже сложившейся в этой поездке традиции в трапезной Вознесенского храма, который сейчас является подворьем Лавры.
Кстати, полноценный обед на двоих нам обошелся примерно как один билет на электричку от Сергеева Посада до Москвы…
Вознесенский храм построен в 1779 году на средства прихожан, и с тех пор практически не перестраивался.
В начале XIX века рядом с ним появилась Большая Вознесенская площадь, ставшая административным центром Сергиева Посада, а в церкви стали принимать присягу избранные жителями города служащие городской управы. Однако со временем площадь утратила административную функцию и уменьшилась в размерах.
Церковь была закрыта в 30-е годы прошлого века, и в те же годы город, с 1919 года носивший название Сергиев, был переименован в Загорск в память о секретаре московского комитета партии большевиков Владимире Загорском (настоящее имя Вольф Лубоцкий), который погиб при взрыве заложенной анархистами бомбы в том же 1919 году. Он был не единственным погибшим (всего теракт унес жизни двенадцати человек), но на всех городов, видать, не хватило.
Памятник Загорскому стоит в сквере рядом с храмом, и я его даже сфотографировала на ходу.
Почему-то до тех пор у меня никак не связывался в единую картину знаменитый город Сергиев Посад, являющийся частью «Золотого кольца», и город Загорск из детского стишка Агнии Барто:
С горки на горку
По городу Загорску…
про который я если и слышала что-то еще, то не запомнила. И уж тем более я понятия не имела, что Загорск назван в честь очередного революционера, а не потому что там горок много. 😁
Не исключено, что кому-то будет смешно, что я не знала таких вещей, но я не Александр Друзь и не Анатолий Вассерман, всё знать просто не в состоянии. У меня и без того голова набита уймой сведений, без которых большинство людей как-то обходятся, не чувствуя себя хуже при этом.
В 90-е годы прошлого века город был снова переименован в Сергиев Посад, а Вознесенский храм возвращен верующим и отреставрирован.
Революционера не тронули – это часть истории нашей страны.
После обеда мы направились в сторону Лавры.
Парке рядом с Лаврой находится Мемориал воинской славы и братская могила бойцов, умерших в госпиталях Загорска в годы Великой Отечественной войны.
Как я уже упоминала ранее, немцы сюда не дошли, хотя линия фронта проходила всего в 35 километрах от города.
Тут же находится церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь),
о которой я уже упоминала, рассказывая о церквях на Кулишках.
Она составляет единый архитектурный ансамбль с храмом Параскевы Пятницы.
Обе церкви возведены в середине XVI века.
Строились храмы на деньги боярина и воеводы Ивана Ивановича Хабарова,
который в конце жизни вместе с женой принял монашеский постриг. Естественно, после этого они до конца жизни жили в разных монастырях. Может, в этом и заключался хитрый план?
А напротив находится Странноприимный дом, в котором во время войны и находился тот самый госпиталь, о котором я упомянула.
Построен он был в 1892 году, к 500-летию со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского.
К этой дате проводились масштабные мероприятия и Странноприимный дом был просто необходим.
Кстати, кто знает, как правильно эти мероприятия назвать? Чаще всего, не особо задумываясь, пишут «празднование нанадцати сотен лет дня смерти такого-то», но это каким же редким… человеком надо быть, чтобы дату твоей смерти спустя столько лет ПРАЗДНОВАЛИ? Сказать так про Преподобного Сергия у меня язык не поворачивается.
Стандартное определение вроде бы «день памяти», но оно для меня имеет привкус тихой скорби и как-то плохо сочетается с «масштабными мероприятиями».
До начала Первой мировой войны здание использовали по назначению, а потом передали на нужды армии. После революции, что характерно, назначение здания не изменилось – в нем разместились «красные казармы», названные так и по цвету кирпича, и из-за того, что там обитали красноармейцы.
В настоящее время дом снова используется по своему первоначальному назначению.
За Странноприимным домом возвышается сама Троице-Сергиева Лавра.
В 1337 году ее основали преподобный Сергий Радонежский вместе со своим братом Стефаном, срубив в глухом лесу келью и церковь во имя Святой Троицы.
Справочно: Михаил Нестеров, член Мамонтовского художественного кружка, почти 30 лет жил и работал в Абрамцеве, Хотькове и Сергиевом Посаде, где создал множество картин на религиозные темы, в том числе и цикл картин, посвященных жизни Преподобного Сергия Радонежского. После Октябрьской революции художник принимал участие в создании абрамцевского музея.
На счет брата не знаю, а вот памятник родителям Преподобного Сергия напротив входа в обитель установлен.
Хотя, скорее всего, и Стефан на этом памятнике тоже увековечен.
После завершения строительства Сергий принял монашество и о святом отшельнике, поселившемся в лесу, быстро разнеслась слава, после чего к нему потянулись другие одинокие монахи. В какую глухомань ты бы не спрятался, чтобы в блаженном одиночестве заняться любимым делом, тебя всё равно найдут и станут об тебя дружить.
В общем, через 10 с лишним лет вокруг храма образовалась обитель, которую и возглавил сам Сергий (если что-то нельзя остановить, это надо возглавить), а позднее и внушительная крепость (но поздно, раньше надо было стены повыше строить 😉), вокруг которой начали селиться крестьяне.
Кстати, именно туда приезжал за благословением перед Куликовской битвой Дмитрий Донской.
В начале XV века монастырь сгорел во время набега Золотой Орды, но уже к середине столетия он не просто восстановился, а вырос в настоящий духовный и культурный центр всея Руси. Для поддержания духовности обители пожаловали близлежащие деревни и сёла, где процветали ремёсла и торговля.
Мощное укрепление помогло монастырю выдержать 16-месячную осаду польско‑литовских войск,
а юный Петр I прятался в обители во время Стрелецкого бунта.
В XVIII веке Троице‑Сергиев монастырь, став самым богатым и значимым в стране, получил статус Лавры, но вскоре лишился земель, которые в 1764 году перешли в собственность государства.
Это не конкретно Троице‑Сергиеву Лавру обобрали, это Екатерина II провела секуляризацию церковной собственности с целью ослабить могущество церкви, прижав её экономически, а власть монарха, наоборот, укрепить. Екатерина Великая вообще очень часто использовала экономику как оружие, причем с большим успехом.