Иван Константинович Айвазовский — создатель более 6000 морских пейзажей, определивших образ моря в русской живописи XIX века. Его волны стали культурным кодом для понимания стихии. Я, конечно, не верю, что можно говорить с художником, умершим 125 лет назад, но манера собеседника жестикулировать, словно рисуя в воздухе невидимые волны, заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Иван Константинович, "Девятый вал" — ваша самая известная картина. Почему именно девятая волна стала символом? Айвазовский: В морском фольклоре девятая волна — самая разрушительная. Но я писал не о гибели, а о надежде: люди на обломках мачты встречают рассвет. Искусство должно показывать силу духа, а не только силу стихии. Недоверов: Ваши волны прозрачные, сквозь них виден свет. Как вы этого добивались? Айвазовский: Многослойная техника и знание природы воды. Я писал море по памяти, в мастерской — так легче уловить суть движения. Живопись передаёт не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Недоверов: Море по