Передо мной — герой романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", писатель, сжёгший своё произведение после травли критиков. Литературный образ художника, сломленного непониманием, стал культурным символом творческого кризиса. Я, конечно, не верю, что это возможно, но что-то в его усталом взгляде заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Признак первый: желание уничтожить всё созданное. Вы сожгли роман. Что довело до этого? Мастер: Не критики довели — равнодушие. Когда твоё творение называют "пилатчиной" люди, которые не прочли и трёх страниц, понимаешь: мир не готов. Я швырнул рукопись в печь, чтобы она не мучилась вместе со мной. Недоверов: Но рукописи не горят, как известно... Мастер: (горько усмехается) Воланд был добрее критиков. Он вернул роман. Они убивали его каждый день заново. Недоверов: Признак второй: потеря веры в ценность своего труда. Как травля убивает творчество? Мастер: Один хвалит — сомневаешься. Десять ругают — веришь. Так устроено искусство: художник всегда