Найти в Дзене
sevprostor

Изначальными поморами были лопари/саамы (неожиданно?)

Читаю современную научную литературу об истории севера. В частности, публикацию Д.В. Кузьмина от 2016 года «ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КАРЕЛЬСКОГО ПОМОРЬЯ (В СВЕТЕ ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ)».

Прям много нового узнаю от современных исследователей. Да и вообще, я же не гуру в истории севера, многого в принципе не знаю (хотя и считаю, что более-менее в теме).

Так вот, что меня заинтересовало. Как пишет Кузьмин:

Термин Поморье ’земли у моря’ появляется в письменных источниках в середине XV в.

Он встречается, например, в документе о покупке представителями карельской феодальной знати земельных и рыбных угодий: «Се купи [–––] землю и воду на Поморьи» (Грамоты Великого Новгорода и Пскова 294—295, 298).


Однако до середины XVIв. Поморье и поморец встречаются в источниках нерегулярно, и только к концу XVI столетия
жителей западного побережья Белого моря все чаще именуют в документах поморцами или поморянами.

Позже наименование поморы переходит и на население Восточного Беломорья. В наши дни Поморье употребляется как название всего беломорского побережья с прилегающими районами на северо-западе Европейской части России.


Наиболее древними из этнически определяемых жителей исследуемой территории были саамы, или лопари, что подтверждается многочисленными топонимами саамского происхождения, данными археологии и диалектологии, а также документами.

Древнюю территорию саамов на севере Карелии русские источники называли «лопью дикою и лешею», т. е. землями кочующих и осевших по лесам саамов. Эта традиция устояла до XVII в.: в «Книге Большому чертежу» (официальном дорожнике 1627 г. и его редакциях) кольское и западно-беломорское побережье слыло Лопским берегом, а здешние погосты (Кемь, Кереть и др.) — лопскими (Жуков 2003 : 36).

Это неудивительно, поскольку до 1589 г. «на Кемской ж земли» (сопредельных с беломорским побережьем территориях) было известно десять поселений крещеных и некрещеных лопарей по берегам «леших», т. е. лесных озер (МПИК 325). Можно предположить, что на морском побережье находились летние промысловые деревни и угодья, принадлежавшие «лопарям» из указанных поселений.

Лопари в наше время живут в Лапландии на территории России, Швеции, Финляндии, Норвегии. Традиционно занимались охотой, рыбалкой, оленеводством. Кто-то эти занятия сохранил и поныне. Тут я на днях показывала фотографии лопарей:


И что я из написанного Кузьминым выношу? 🧐

Получается, раз до 16 века поморцами и поморянами звали изначально жителей западного берега Белого моря, и при этом до 17 века кольское и западно-беломорское побережье слыло Лопским берегом, а здешние погосты (Кемь, Кереть и др.) — лопскими, то значит поморами звали лопь (лопарей).

Ну а потом, когда уже берега стали массово обживать карелы, русские, и частично друг с другом смешиваться, то понятие поморы раскатали на людей разных истоков, живших у моря и занимающихся морским промыслом.

А в наше время уже и вовсе стали звать поморами жителей всего беломорского побережья с прилегающими районами, независимо от вида деятельности людей. Или даже в ряде случаев всей Архангельской, Мурманской области.

Хотя, есть пласт мнений, которые теперь считают, что поморы это и вовсе исключительно новгородские чистокровные выходцы, с особой высокой морской культурой и и особым утонченным типом внешности, умудрившиеся ни с чем из соседей не смешаться (хотя научные данные, как я понимаю, все таки факт смешений подтверждают).

В общем, сейчас уже с поморами стало все совсем сложно. Ну или просто? По большому счету, так себя может идентифицировать любой, если чувствует себя помором (и общество не возражает). А ты попробуй еще возрази аргументировано, да и нет смысла возражать в общем-то, льгот ведь за самоидентификацию помором никто не дает)