В 2023 году в большом и уважаемом японском издательстве «Иванами Сётэн» вышла книга японского преподавателя - этнографа Йоко Куманая. Книга называется «В поисках японских корней Матрёшки». Автор жила в России в 90-х, где учила русский язык в институте русского языка Пушкина, поэтому хорошо знает про российские реалии, историю и культуру.
Подобно мне, которая в существующих реалиях окунулась в изучение вопроса японцев , проживающих в Российской империи, японка Йоко Куманая окунулась в изучение вопроса происхождения русской матрёшки. И, хотя Куманая-сан не приходит к окончательному и бесповоротному выводу, она больше всего склоняется все же к японским корням появления матрёшки. Куманая -сан предполагает, что наиболее вероятна версия появления в России японской разъёмной игрушки - прообраза Матрёшки, как подарка от Русской Православной Миссии в Токио , подарка от святителя Николая Японского.
Вспомним историю появления самого популярного национального русского сувенира - Матрёшки. При этом не будем забывать также и о том, что это и самый «новый» предмет русского декоративно-прикладного искусства. Матрешка появилась гораздо позже лаковых шкатулок, жостовских подносов, гжели , павлово-посадских платков, ломоносовского фарфора и пр. Матрешка появилась на рубеже XIX и XX века :
1. В период Мэйдзи (1868-1912) кто-то из посетивших Японию русских, покупает понравившуюся ему куклу Семи Богов Счастья (Ситифукудзин, 入れ子七福神人形). Такие разъёмные многоместные фигурки делали в мастерских Хаконе. Возможно, что это был подарок- японский сувенир от Русской православной миссии в Токио.
2. Эта фигурка то ли из Парижа, то ли из Японии попадает в Абрамцево, в семью меценатов и промышленников Мамонтовых. Жена Мамонтова , Мария Александровна , предлагает взять за основу эту японскую фигурку и сделать игрушку для детей в их мастерской-магазине «Детское воспитание» в Москве.
3. Токарь В.П.Звездочкин тачает форму, художник С.В.Малютин делает эскиз игрушки. Новую разъемную игрушку, воплощенную в образе крестьянской девочки, окрестили распространённым в народе именем «Матрёшка».
4. В магазине «Детское воспитание» в Москве постепенно увеличиваются объемы продаж матрёшки. Ее продают по каталогу «онлайн» («почтовой доставкой») , поэтому слава о ней быстро расходится по всей стране. Матрёшка - замечательная игрушка с ценными дидактическими качествами. Расставлять ее, собирать и разбирать - не только увлекательная детская игра, но ещё и обучение. Бледноликий 8-местный, утонченный образ первой матрёшки, вобрал в себя характерные художественные черты рубежа веков - черты модерна и русского стиля.
5. В 1900 году Матрешку отправляют представлять русские народные промыслы в Париж на всемирную выставку, где она получает медаль. С тех пор началось ее победное шествие по миру.
6. В 1904 году мастерская-магазин «Детское воспитание» закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом Посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес парижан к матрешке объяснялся не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но, и вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря русским сезонам С.П.Дягилева в Париже. Массовому экспорту сергиевской матрёшки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрёшка стала также постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной «Русским обществом пароходства и торговли», с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. В 1911 году с Лейпцигской ярмарки была даже привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрёшки, отличаясь от неё лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В начале XX века японцы, так же как и китайцы в начале XXI века, славились своими подделками.
7. Уже более сотни лет живет сергиевская матрешка. Правда, ее делают не только в Сергиевом Посаде, но и в Семенове, Полхов-Майдане и во многих частных мастерских. Сергиевская (Загорская) матрёшка - самая городская на вид, задорная и бойкая. Все, как положено, перечислено в ее уборе - сарафан, кофта, передник, платок.
ВОПРОС 1 : ДЕЛАЮТ ЛИ ИСХОДНИК МАТРЕШКИ - КУКЛУ СЕМИ БОГОВ СЧАСТЬЯ В ЯПОНИИ ДО СИХ ПОР?
В документальном фильме про историю Матрешки, снятым Центральным Телевидением СССР в 1990 году, показывали снятые в Японии кадры мастерской Акио Тадзава в Хаконе, откуда , как считается, и была привезена кукла «Ситифукудзин», кукла «Семи Богов Счастья». К сожалению, мастерская перестала существовать в 2007 году. Японский интернет пишет, что больше таких кукол в Хаконе никто не делает…
ВОПРОС 2 : ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ И НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ?
В 1885-1886 гг. дочь адмирала Путятина, Ольга Евфимиевна Путятина, по причине слабого здоровья и долгих добрых отношений с Русской Православной Миссией в Японии, решает осесть в Японии и помогать Миссии и Николаю Японскому. Все время в Токио ей жить тяжело, поэтому в деревушке Тоносава рядом с Хаконе (в настоящее время входит в Хаконе) она решает построить дачный дом с церковью (дачу начали строить загодя, в 1882 году иеромонах Владимир покупает землю с постройками). В мае 1887 Ольга Евфимьевна все же уезжает из Японии, но дом с церковью остаются. Зимой дом использовали, как реабилитационный центр для размещения немощных и бедных православных японских и не только японских христиан, летом - как дачу для детей -семинаристов, обучающихся в школе при миссии в Токио. Русским очень полюбилась разъемная игрушка Семи Богов Счастья « Сити фуку дзин», которую делали в соседней мастерской, поэтому ее покупали как в качестве сувенира от Миссии, так и в качестве сувенира из Японии. Так что возможно много вариантов: сама Ольга Евфимиевна (умерла в Висбадене в 1890 году) могла подарить меценатам эту игрушку. Несмотря на то, что она из Японии уехала, она продолжала заниматься сбором средств на возведение храма Воскресения в Токио. Она , или кто-то другой, мог передать в подарок этот японский сувенир в качестве благодарности, или просьбы о пожертвовании на миссию в Токио и т.д.и т.п.
МОЯ ВЕРСИЯ: ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Если подойти и встать на Леонтьевском переулке, где проживал Анатолий Иванович Мамонтов, и где располагался магазин-мастерская «Детское воспитание», то становится очевидным, что их приходской церковью была церковь Малое Вознесение на Б.Никитской. Там настоятелем служил близкий друг Св.Николая Японского и именно там собирали средства на строительство православного храма и на миссию в Токио. Сейчас в этой церкви хранится частица мощей Св.Николая Японского. Там также собирали средства на помощь пострадавшим в землетрясении в Японии и в 2011 году. Поэтому, нет ничего невозможного в том, что настоятель дарил японские подарки своим уважаемым прихожанам, которые делали пожертвования на устройство православной миссии в Токио . Подарки привозили с оказией из Японии.
Как бы то ни было, велика вероятность причастности Николая Японского к появлению в России Матрёшки - национального сувенира No.1 . В 2026 году мы будем праздновать 190-летие со дня его рождения.
Автор: Светлана Хруцкая