Часть 29
Работа над «Девочкой с персиками»
длилась несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно потрудиться, так как работал он медленно. Серов часами заставлял Веру сидеть неподвижно, поэтому ту струю непосредственности и свежести, которая привлекла мастера, передать было безумно сложно.
Всё, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я долго и измучил её, бедную, до смерти.
Многие детали картины очень символичны. Например, кленовые листья художник нарисовал как символ осени, так как он начал картину в разгар лета, а завершил лишь в сентябре.
«Девочка с персиками» ошеломила обитателей Абрамцева и именитых гостей, и именно благодаря ей художник из «подающих надежды» сразу попал в список состоявшихся и способных на великое.
Многие детали картины очень символичны и являются как бы комплементом меценату Савве Мамонтову.
Например, тарелка на стене изображена потому, что Савва Мамонтов был увлечён изготовлением майолики.
Да и сами персики, которым вроде бы неоткуда взяться в Подмосковье, появились там именно благодаря энергии и настойчивости владельца Абрамцева.
Начав устраивать сад, мы услыхали, что вёрстах за 5 от нас в имениях Артёмове и Жилкине распродают оранжерею. Мы отправились туда. Нас встретил старичок садовник Михаил Иванович, который с необыкновенной любовью водил нас по саду и убедил нас купить, почти за бесценок, деревья персиков и слив. Мы не только купили деревья, но и пригласили самого Михаила Ивановича перейти к нам.... Купив деревья, пришлось строить и оранжерею. За этим дело не стало, сейчас же принялись за постройку. Выстроили отделение для цветов и для персиков, а также комнату для Михаила Ивановича.
Из записей Елизаветы Григорьевны Мамонтовой
Абрамцевские оранжереи были выстроены в 1871 году, и помимо персиков в них росли сливовые деревья, а также цветы, овощи и ранняя земляника.
Зимой в оранжереях поддерживалась невысокая температура для создания деревьям природных условий, а после Рождества температуру постепенно повышали, и в феврале в Абрамцеве уже цвели персики. До наших дней оранжереи не сохранились – в связи с ветхостью их снесли еще в 20-е годы прошлого века.
Вера Мамонтова вдохновляла не только Серова, но и других художников. Она позировала Васнецову для картин «Боярышня»
и «Девушка с кленовой веткой»,
а также Врубелю для рисунка «Тамара в гробу». Кроме того, черты Веры можно разглядеть в знаменитой «Алёнушке» Васнецова.
В 1903 году Вера вышла замуж за Александра Самарина, который был предводителем московских дворян. Из-за его дворянского происхождения родители жениха долго не давали согласие на этот союз.
Брак был очень счастливым, но недолгим. Вера родила троих детей, но в 32 года её жизнь внезапно оборвалась. Молодая женщина за несколько дней сгорела от сильнейшего воспаления лёгких.
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор скрывает озорство,
не сведущее в скуке и бессмертье.
Пусть будет там, где персики лежат,
пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
нет мочи ни всплакнуть, ни улыбнуться.
«Девочка с персиками» Белла Ахмадулина
Её муж не стал вступать в брак повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который был разграблен во время революции 1917 года, а потом использовался в качестве склада.
В ходе сталинских репрессий Самарин вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб на территории ГУЛАГа в 1932 году.
Савва Иванович умер весной 1918 года и похоронен в Абрамцево рядом со своей супругой, ушедшей десятью одами раньше, и дочерью Верой.
А само Абрамцево было национализировано и превращено в музей осенью того же года. Хранителем и первым руководителем музея стала младшая дочь Мамонтовых Александра.
Хотя… Нельзя сказать, что всё это появилось на пустом месте – Музей русского народного искусства (один из первых в России) был создан в Абрамцеве по инициативе Е.Г. Мамонтовой еще весной 1885 года, о нем и его экспонатах я подробнее расскажу далее.
Художественные традиции Мамонтовского кружка не прервались и после национализации усадьбы – в XX веке в Абрамцеве жили и работали художники И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, скульпторы В.И. Мухина, Б.Д. Королев и многие другие.
Но хватит об истории… Пришла пора пройтись по музею-заповеднику.