Часть 30
Практически рядом со входом в усадьбу находится людская, в которой размещалась прачечная и рабочая кухня, а в не сохранившемся до наших дней мезонине находилась жилая комната.
Сейчас здесь находится сувенирный магазин.
Забегая вперед скажу, что, покидая музей, мы его посетили, но ничего там не купили. Большинство продающихся там изделий сложно представить в обычной городской квартире, а уж найти им хоть какое-то применение… Собственно, это обычная беда 90% сувениров.
Первый объект, который мы посетили по единому билету, это кухня.
Она была построена на месте старой аксаковской кухни и служила жилым помещением, пока не был перестроен усадебный дом.
Позднее использовалась по назначению, причем в одной комнате находилась собственно кухня, а вторая предназначалась для прислуги. В центре постройки находится печь.
Печь для крестьянина была если не целым миром, то, по крайней мере, осью, вокруг которой этот мир вращался – в печи готовили еду, сушили ягоды и грибы, в ней мылись, на ней спали… Правильно сложенная печь долго сохраняла жар, и это влияло на выбор посуды для готовки. В основном это были горшки с широким горлом, узким дном и вздутыми боками – именно такая форма позволяла самым лучшим образом использовать печной жар.
Сейчас в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, положившая начало уже упомянутому музею Русского народного искусства. Коллекция была собрана участниками Мамонтовского художественного кружка и дополнялась уже в XX веке.
Кстати, собирание этой коллекции было одним из важных направлений деятельности кружка – художники как никто другой понимали красоту самых обычных предметов,
которые служили им образцами для эскизов, создаваемых для Абрамцевской столярной мастерской, где орнаментальные мотивы переносили на плоскости буфетов и шкафчиков.
Также в музее представлены предметы крестьянского обихода: ковши, солоницы, бураки, рубели, вальки, прялки, набивные доски, сундуки, игрушки и многие другие предметы крестьянского быта.
Вальки предназначались для выколачивания белья при стирке, а их лицевую часть украшали росписью и резьбой.
А рядом расположены рубели. Они очень похожи на вальки, но предназначение у них было иное – они служили для проглаживания холста путем прокатывания на деревянной скалке. Ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. Такой вот утюг… даже менее совершенный, чем его «беспроводной» собрат.
Выйдя из кухни,
мы направились к расположенной рядом с ней скамье Врубеля.
Скамья, декорированная изразцами, созданными по эскизам М.А. Врубеля,
была установлена на одной из лучших видовых точек усадьбы – насыпном участке парка, который называется «Таньонов нос» по имени французского гувернёра Мамонтовых Жюля Таньона, обустроившего здесь садик.
В этом садике с прекрасным видом на Ворю и было обустроено место отдыха. Надеюсь, на скамью хотя бы подушки подкладывали, иначе это не отдых, а мучение получается, да еще и довольно опасное для здоровья – скамья-то холодная.
Использованная для декора майолика изготовлена не на стандартной плитке, а на керамике разной формы.
Вообще Абрамцевскую майолику отличает изумительная красота глазури, ведь при изготовлении в краски добавлялись золото, платина, серебро, медь, поэтому после обжига появлялся металлический блеск и сияние.
Алхимия, как на полотнах Куинджи!
На тыльной стороне скамьи Врубель поместил двух птиц Сирин, наш аналог древнегреческих Сирен.
Эта сильная и строгая птица с пестрым оперением так сладкоголоса, что легко может одурманить путника и увлечь его в царство смерти. Врубель, кстати, любил этих милых птичек - на камине «Микула Селянинович и Вольга» в Третьяковской галерее они тоже изображены.
И тоже парой.
Долгое время после создания скамья не была никак защищена от непогоды, ветра, дождя и снега, что привело к утрате части изразцов,
поэтому в 50-х годах прошлого века её законсервировали, чтобы предотвратить полное разрушение. А в 1965 – 1971 годах скамья была восстановлена реставратором музея Вильямсом Невским и художником-керамистом Валентином Серёгиным, которые использовали технологии абрамцевской керамики.
Теперь скамья надежно защищена и от природных явлений, и от диких посетителей стеклянным колпаком со строгими надписями.
Видимо, были случаи… Иногда люди меня просто поражают.
Продолжение следует...