А помните лихие времена начала 2010-х годов? Тогда все мировые СМИ пестрели сообщениями об очередной выходке пиратов из африканской страны Сомали. То танкер захватят, то сухогруз, то вовсе пассажирскую яхту. Казалось, будто вернулся на моря XVII-й век, времена золотого века пиратства...
Но в середине 2010-х сомалийские пираты взяли да и пропали из заголовков прессы. Будто никогда и не существовало их. Но куда же внезапно делись те самые сомалийские корсары жестокие? Почему ходят слухи о возвращении сомалийских пиратов? Ваш любимый канал "Национальный след" спешит разобраться для вас в непростой ситуации.
Из рыбаков в Джеки Воробьи
Чтоб понять, куда пропали эти самые сомалийские пираты, нужно понять, откуда они взялись. Для чего, дабы не быть голословными, обратимся к мировым экспертам в данном вопросе.
- Началось все еще в 1990-е годы, когда охваченное гражданскими войнами Сомали, прежде социалистическое государство, погрузилось в пучину анархии, рассказывает Джей Бахадур - журналист, который сам провел несколько лет в северо-восточной Сомали, общаясь с пиратами. - Местные воды атаковали браконьеры со всего мира, ибо защищать их стало некому. Сюда устремились суда из США, Германии, Индии, Китая. Вся рыба была выловлена, и среди сомалийских рыбаков начался голод.
Обнищавшие сомалийские рыбаки решились в такой ситуации на отчаянный шаг. И вместо прежних рыбацких тралов взяли в руки старые-добрые Калаши. Благо автоматов в Сомали тогда хватало. Сели на лодки и устремились на проходящие мимо морские торговые пути.
Ибо сухогрузы, танкеры, контейнеровозы - добыча покруче любой этой вашей рыбки. В общем, настоящая золотая жила была найдена.
- Они забрали нашу еду. А мы заберем их корабли, - говорил знаменитый пират.
Корсарская индустрия
В мрачном итоге, уже к середине 2000-х на берегах восточной Африки сложились мощные пиратские артели. Представляете? Сложнейшая индустрия по захвату торговых кораблей. Сейчас подробно расскажу, как все там работало.
В порту пиратский командир собирал бригаду из 20-30 боевиков. Закупал оружие: автоматы, гранатометы. Спутниковые телефоны, GPS-навигаторы. Готовил плавсредства - одно большое "материнское судно-матка" и несколько сходивших с ее борта малых лодок.
Морской отряд отправлялся на разбой - в Аденский залив, Красное море, Индийский океан. Нередко за тысячи миль от родных берегов. Захватывая корабли, отгоняя пленников на базы, и требуя выкупы в миллионы долларов.
Однако сколько же мог заработать в начале 2010-х настоящий сомалийский пират?
- Доходы африканских пиратов в разное время весьма разнились, - писал Майкл Скотт Мур, журналист и репортер, что захвачен сомалийскими пиратами и подробно освещал этот вопрос в своих публикациях. - От фиксированных нескольких тысяч долларов рядовым пиратам. И миллионов баксов - их командирам. Отдельные деньги доставались еще так называемому обслуживающему персоналу. То есть, остававшимся на берегу переводчикам, переговорщикам с судовладельцами. А также щедро платили пираты своим людям-наводчикам, например, в европейских портах, откуда выходили суда-жертвы.
В прессе отмечали: пиратские вожаки строили на берегу Сомали огромные виллы, дворцы, обзаводились дорогими тачками и настоящими гаремами со славянскими красавицами. В то время, как основная "черная кость" пиратская получала с барского стола лишь жалкие крохи.
Что стал делать мир?
Коммерсанты-судовладельцы, хозяева грузов начали терять миллионы долларов. И подняли шум. Стали думать да рядить, что же делать с сомалийскими пиратами. И в кои-то веки приняли решение о совместной борьбе с этой напастью.
- В Индийском океане развернуты были морские патрули с вооруженными морпехами. На боевое дежурство вышли военные корабли 18 стран мира, включая Россию, - говорит историк Омар Махмуд исследовавший феномен сомалийского пиратства. - Моряки торговых суд, шедших здешними водами, получили вооруженную охрану да оружие. Попадавших в плен пиратов разрешено было, что называется, без суда да следствия - на волю ветра и волн. Ну вы сами понимаете, чай не малые дети.
Сомалийские пиратские базы начали уничтожать десантники частных военных компаний. В Кении и Индии появились мощные тюрьмы, где держали всех заподозренных в пиратстве, пленных флибустьеров.
Несшие миллиардные убытки арабские шейхи смогли договориться с местными исламистами и те отказались поддерживать пиратов. Крупных боссов сомалийских пиратов, включая босса Мохаммеда Абди Хасана по прозвищу "Большой рот", удалось хитростью выманить в ту же Европу. И уже там предать суду.
Попутно начали еще и метод пряника применять - сомалийцам нефтяные корабли помогали деньгами вернуться к мирной жизни. Строили дома, восстанавливали сельское хозяйство. В Сомали худо-бедно вернулась нормальная жизнь. Эффект не замедлил сказаться: сомалийское пиратство к 2017-му почти закончилось. Весь мир коммерческих грузоперевозок с облегчением выдохнул. Теперь можно не бояться.
Иногда они возвращаются
Но никто не подумал: ситуация в Сомали и вокруг Сомали так окончательно и не устаканилась. По причине, о которой я вам уже выше рассказывал.
В расколотом Сомали по-прежнему нет единого правительства, в каждом углу страны сидят собственные глубоко коррумпированные власти. Сомалийские рыбаки по-прежнему голодны: рыба в здешние места не вернулась.
- Пираты в Сомали медленно возвращаются. И уже с новой куда более продвинутой тактикой, - говорит Майкл Скотт Мур. - Сейчас эти ребята учатся применять настоящие плавучие базы с суперсовременными беспилотниками. Дроны позволяют пиратам эффективно вести морскую разведку на тысячи миль вокруг, а затем внезапно атаковать мирные суда еще и с воздуха. В то время как международные военные патрули из Индийского океана давно ушли, отвлекшись на другие более важные задачи.
Так что лично я не исключаю: в ближайшее время мы получим новый расцвет сомалийского пиратства. Еще более крутого да жестокого. Не случайно, ведущие мировые эксперты по безопасности вовсе бьют тревогу: защититься от вооруженных БПЛА сомалийских пиратов так просто уже получится.
- Нужно срочно спасать само наше Сомали. Возвращать сюда работу, чтоб местная молодежь не уходила больше разбойничать в море, - считает Хамис, бывший сомалийский, дающий подробные интервью о внутреннем устройстве корсарства. - Иначе пираты вернутся. И очень скоро.