Найти в Дзене
Армия и Флот

Су-57 на авиасалоне Dubai Airshow 2025, события и новости.

В ходе 19-го Международного авиасалона Dubai Airshow отечественная часть экспозиции привлекла внимание рядом интересных моментов, а российская делегация сделала несколько заявлений, которые не могли остаться незамеченными людьми, интересующимися тематикой. Примечательные события начались ещё до начала авиасалона и были связаны с подготовкой к нему. Так, 9 ноября официальный ТГ-канал Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) опубликовал видео тренировочного полёта девятого прототипа (Т-50-9) истребителя Су-57 под управлением шеф-пилота ОКБ Сухого Сергея Богдана, выполненного в рамках подготовки к авиашоу в Дубае. Помимо довольно привычных многим элементов пилотажа с демонстрацией лётных качеств самолёта, именно на этих кадрах широкая общественность впервые увидела внутренние отсеки вооружения Су-57 в открытом состоянии (в воздухе). Внутри отсеков были размещены ракеты малой дальности Р-73М (или новое изделие РВВ-МД) и сверхзвуковые ракеты класса «воздух—поверхность» Х-58УШКЭ Таким
Изображение взято из официального Telegram-канала ПАО "ОАК". Ссылка на канал - https://t.me/uac_ru.
Изображение взято из официального Telegram-канала ПАО "ОАК". Ссылка на канал - https://t.me/uac_ru.

В ходе 19-го Международного авиасалона Dubai Airshow отечественная часть экспозиции привлекла внимание рядом интересных моментов, а российская делегация сделала несколько заявлений, которые не могли остаться незамеченными людьми, интересующимися тематикой.

Примечательные события начались ещё до начала авиасалона и были связаны с подготовкой к нему. Так, 9 ноября официальный ТГ-канал Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) опубликовал видео тренировочного полёта девятого прототипа (Т-50-9) истребителя Су-57 под управлением шеф-пилота ОКБ Сухого Сергея Богдана, выполненного в рамках подготовки к авиашоу в Дубае. Помимо довольно привычных многим элементов пилотажа с демонстрацией лётных качеств самолёта, именно на этих кадрах широкая общественность впервые увидела внутренние отсеки вооружения Су-57 в открытом состоянии (в воздухе). Внутри отсеков были размещены ракеты малой дальности Р-73М (или новое изделие РВВ-МД) и сверхзвуковые ракеты класса «воздух—поверхность» Х-58УШКЭ

Ракета класса воздух-поверхность Х-58УШКЭ. Изображение взято с официального сайта Рособоронэкспорта. Ссылка на ресурс - https://roe.ru/production/aviatsionnye-upravlyaemye-rakety-klassa-vozdukh-rls-aviatsionnye-protivoradiolokatsionnye-rakety/kh-58ushke/.
Ракета класса воздух-поверхность Х-58УШКЭ. Изображение взято с официального сайта Рособоронэкспорта. Ссылка на ресурс - https://roe.ru/production/aviatsionnye-upravlyaemye-rakety-klassa-vozdukh-rls-aviatsionnye-protivoradiolokatsionnye-rakety/kh-58ushke/.

Таким образом, публично была продемонстрирована способность авиационного комплекса нести достаточно тяжёлые (масса около 650 кг) и крупногабаритные (диаметр 0,38 м и длина 4,2 м) вооружения без ущерба для скрытности. (Масса и габариты указаны на основании данных Рособоронэкспорта.)

Далее, уже в ходе самого авиасалона мы получили, насколько известно автору, абсолютно уникальные на сегодняшний день кадры процесса открытия створок внутренних отсеков вооружения во время демонстрационного полёта Су-57. Посмотреть видео можно по ссылке ниже (так как Дзен не позволяет прикреплять видеоматериалы файлами); кадры первоначально были опубликованы в Telegram-канале «Осведомитель»; ссылка на канал - https://t.me/infomil_live.

Армия и Флот

Помимо упомянутого выше, на выставке демонстрировалась кабина истребителя Су-57Э (как мы писали ранее, для этих целей использовался девятый прототип, участвующий в программе испытаний). В ней можно было обратить внимание на новый для отечественной авиации широкоформатный многофункциональный индикатор (проще говоря, дисплей), который по своим размерам напоминает аналогичные дисплеи на наиболее современных американских истребителях F-35 и F-15EX.

-4

Ранее в свободном доступе имелись изображения нескольких разных конфигураций индикаторов в кабинах Т-50 / Су-57 (вероятно, они различались на разных прототипах и предназначались для сравнительных испытаний). Наиболее свежая версия сильно похожа на кабину перспективного однодвигательного малозаметного истребителя Су-75, разработка которого продолжается в ОКБ Сухого. Это может свидетельствовать в пользу унификации этих изделий (которая заявлялась изначально).

Исходя из этих фактов, можно предположить, что выбор сделан в пользу варианта, представленного на прошедшей выставке, и аналогичную приборную панель имеют самолёты, поступающие на вооружение Воздушно-космических сил России.

Кабина Су-57 вариан-1
Кабина Су-57 вариан-1
Кабина Су-57 вариан-2
Кабина Су-57 вариан-2
Кабина Су-75, очень близка к тому что мы видим у Су-57 в Дубае
Кабина Су-75, очень близка к тому что мы видим у Су-57 в Дубае

Для наглядности также опубликуем сравнение кабины X-35 - одного из прототипов построенных в США в рамках программы "JSF", позже превратившегося в самый массовый истребитель пятого поколения F-35 и серийной версии этого истребителя.

-8

А таким образом выглядит кабина, упомянутой выше, наиболее современной модификации американского истребителя четвертого поколения F-15EX, которую в последние годы закупают ВВС США.

-9

Помимо интересных фото/видео-материалов (о которых упоминалось ранее), в ходе авиасалона мы также получили ряд примечательных новостей.

Во-первых, генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Вадим Бадеха сообщил, что первые два Су-57Э были переданы иностранному заказчику (его название не раскрывается, однако, учитывая предыдущие слухи и предположения, речь, вероятно, идёт об Алжире). Новость опубликована в издании РБК.

Во-вторых, глава Ростеха Сергей Чемезов намекнул на интерес других заказчиков к самолёту и даже на возможные новые соглашения, хотя заявление руководителя было обтекаемым и осторожным. По нашему мнению, наиболее вероятной представляется гипотеза о потенциальной закупке истребителей Индией и организации там лицензионного производства (аналогично ситуации с Су-30МКИ), о чём ранее сообщали средства массовой информации, например, вот здесь.

Ещё одной новостью, связанной со слухами относительно возможных поставок Су-57 в Индию, стало сообщение некоторых изданий о том, что в «ближайшие месяцы» в небо может подняться Су-57Д (то есть двухместная версия самолёта). Уже долгое время в зарубежной и российской прессе распространялась информация о заинтересованности индийского военного ведомства в боевых машинах типа Су-57 с двумя пилотами (это может служить продолжением линии развития многофункциональных самолётов семейства Су-30, крупнейшим покупателем которых является Индия). Следует отметить, что Су-57Д мог бы представлять значительный интерес и для российских военно-воздушных сил, например, как перспективная замена самолётам Су-30СМ/СМ2 и Су-34 или же как машина с принципиально новыми возможностями, такими как управление беспилотниками и координация действий других самолетов, что бы значительно снизило потенциальную нагрузку на пилотов в отличие от одноместных истребителей с теми же функциями.

Изображение из патента ОАК на «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЁТ», явно являющийся тем самым Су-57Д, о котором шла речь выше.
Изображение из патента ОАК на «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДВУХМЕСТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЁТ», явно являющийся тем самым Су-57Д, о котором шла речь выше.

Наконец прошедший в АОЭ авиасалон принес ещё одну новость, официальный представитель "ОКБ Сухого" заявил, что первый полет перспективного однодвигательного истребителя Су-75 намечен на первую половину 2026 года, причем прототип уже проходит наземные испытания.

Ситуация с Су-75 в последние годы оставалась неясной по ряду причин. Во-первых, этот проект совершенно новый и представляет собой инициативную разработку компании "Сухой". Информация о заказах Министерства обороны России или зарубежных покупателей пока отсутствует. Во-вторых, в связи с началом специальной военной операции в 2022 году и её продолжением, приоритет российской оборонной промышленности сместился в сторону пополнения парка Военно-воздушных сил уже используемыми видами техники, а также ремонта и обслуживания находящейся на балансе.

Упомянутые выше факторы не могли не сказаться на сроках реализации однодвигательной "пятерки", которая по изначальным (надо сказать крайне оптимистичным, о чем многие в свое время писали) планам должна была подняться в воздух в 2023, а по более поздним заявлениям Юрия Борисова в 2025.

Вместе с тем модели с выставок и патенты ОАК свидетельствовали о том, что определенные работы над самолетом ведутся, причем его блик претерпел изменения, которые коснулись формы крыла, управляющих поверхностей и других элементов фюзеляжа. Ниже приведено изображение со старым (слева) и новым (справа) обликом истребителя.

-11

Резюмируя можно заметить, что Dubai Airshow 2025 оказалось богато на новости от отечественного авиастроения, а также добавило деталей и подробностей в картину состояния и развития нового поколения российской боевой авиации.

Дополнение: Автор не претендует на экспертность или "эксклюзивные знания", работает с той информацией, которая доступная в открытых источниках. Некоторые части данной заметки могут быть крайне похожи на публикации в данном Тelegram-канале, что совершенно неудивительно, так как автор является в нем админом и сам их там разместил.

Комментарии, дополнения и конструктивная критика приветствуются!