Найти в Дзене

Зеленый бестиарий Дьявола

Представление о Дьяволе не возникло в христианстве. Хотя в еврейской традиции и Ветхом Завете нет четкого образа Дьявола, каким его знают христиане. Его существование и роль раскрываются в Евангелиях и Апокалипсисе, где ему отводится ключевая роль, вплоть до предсказания его кратковременного правления перед концом света. В дальнейшем, христианские богословы (Отцы Церкви) развили образ Дьявола как демонического существа, осмелившегося бросить вызов Богу, и как падшего ангела, возглавившего бунт. Образ Дьявола формировался постепенно, с VI по XI век, и долгое время оставался изменчивым и многоликим. После 1000 года он начал приобретать устойчивые черты, приняв отталкивающий, звериный облик. Его тело стало худым и иссохшим, символизируя его связь с миром мертвых. Он изображался голым, покрытым шерстью или язвами, иногда пятнистым, всегда вызывающим отвращение. У него были хвост и крылья, напоминающие о его ангельском прошлом, а также копыта, как у козла. Его голова была темной и огромной,

Представление о Дьяволе не возникло в христианстве. Хотя в еврейской традиции и Ветхом Завете нет четкого образа Дьявола, каким его знают христиане. Его существование и роль раскрываются в Евангелиях и Апокалипсисе, где ему отводится ключевая роль, вплоть до предсказания его кратковременного правления перед концом света.

В дальнейшем, христианские богословы (Отцы Церкви) развили образ Дьявола как демонического существа, осмелившегося бросить вызов Богу, и как падшего ангела, возглавившего бунт.

Образ Дьявола формировался постепенно, с VI по XI век, и долгое время оставался изменчивым и многоликим. После 1000 года он начал приобретать устойчивые черты, приняв отталкивающий, звериный облик. Его тело стало худым и иссохшим, символизируя его связь с миром мертвых. Он изображался голым, покрытым шерстью или язвами, иногда пятнистым, всегда вызывающим отвращение. У него были хвост и крылья, напоминающие о его ангельском прошлом, а также копыта, как у козла. Его голова была темной и огромной, с острыми рогами и вздыбленными волосами, словно охваченными пламенем. Лицо, иногда с мордой, искажалось гримасой, рот растягивался в зловещей ухмылке, а взгляд был свирепым и устрашающим.

ЗЕЛЕНЫЙ, ЦВЕТ ДЕМОНОВ
В готических витражах зеленый символизирует не только дьявола, но и весь спектр адских существ: демонов, колдунов, драконов и их приспешников.
Витраж жизни святого Иакова Великого, ок. 1215 - 1220. Шартр, амбулатория собора Нотр-Дам.
ЗЕЛЕНЫЙ, ЦВЕТ ДЕМОНОВ В готических витражах зеленый символизирует не только дьявола, но и весь спектр адских существ: демонов, колдунов, драконов и их приспешников. Витраж жизни святого Иакова Великого, ок. 1215 - 1220. Шартр, амбулатория собора Нотр-Дам.

Романское искусство, мастерски изображавшее зло, превосходило в этом плане изображение добра, демонстрируя поразительное разнообразие и выразительность в образах дьявола. Что касается цветовой палитры, то она была довольно ограниченной. Чаще всего дьявол представал полностью черным, либо сочетанием черного и красного: черное тело и красная голова, красное тело и черная голова, или двухцветное тело с полностью черной головой. Эти цвета, символизирующие ад, были взяты из тьмы и адского пламени. Дьявол, таким образом, воплощал эти цвета, способствуя их негативной ассоциации.

Постепенно палитра изменилась, и примерно в середине XII века появились первые зеленые дьяволы, сначала в витражах, затем в иллюминациях, росписях и ювелирных изделиях. Возможно, это было связано с растущей напряженностью между христианами и мусульманами, ведь зеленый цвет стал религиозным символом для последних. Иконография эпохи крестовых походов могла использовать зеленый цвет для изображения дьяволов и демонов. Однако это лишь предположение.

ЗЕЛЕНЫЙ МОНСТР: КИТ
В средневековье вода ассоциировалась с зеленым цветом. Именно поэтому многие опасные или устрашающие существа, обитающие в ней, изображались зелеными: драконы, крокодилы, сирены, змеи и даже лягушки, которых называли "грязными и ядовитыми червями". В морских глубинах самым грозным созданием считался кит, способный маскироваться под остров. Моряки, принимая его за сушу, высаживались, разводили костры, но внезапно пробуждавшийся гигант сбрасывал их в пучину.
Миниатюра из английского бестиария, ок. 1230 - 1240. Лондон, Британская библиотека, г-жа Харли 4751, тел. 69.
ЗЕЛЕНЫЙ МОНСТР: КИТ В средневековье вода ассоциировалась с зеленым цветом. Именно поэтому многие опасные или устрашающие существа, обитающие в ней, изображались зелеными: драконы, крокодилы, сирены, змеи и даже лягушки, которых называли "грязными и ядовитыми червями". В морских глубинах самым грозным созданием считался кит, способный маскироваться под остров. Моряки, принимая его за сушу, высаживались, разводили костры, но внезапно пробуждавшийся гигант сбрасывал их в пучину. Миниатюра из английского бестиария, ок. 1230 - 1240. Лондон, Британская библиотека, г-жа Харли 4751, тел. 69.

Возможно, происхождение зеленых дьяволов кроется в другом. Сложно сказать, что было первичным: обесценивание зеленого цвета, приведшее к появлению зеленых дьяволов, или же эти дьяволы, становившиеся все более распространенными, способствовали негативному восприятию зеленого цвета.

В представлении людей, Дьявол не был одинок. Его окружала свита нечисти: звери и демонические существа. В позднем Средневековье эти создания часто ассоциировались с зеленым цветом, особенно демоны, которых было множество. Они мучили людей, вселялись в них, распространяли зло и жестокость. Демоны выслеживали слабых и больных, стремясь похитить душу грешника в момент смерти.

Среди животных, в которых Дьявол мог принимать облик, были как темные (медведи, волки, кабаны, козлы, кошки, совы, вороны), так и зеленые (драконы, змеи, крокодилы, гидры, василиски, лягушки, сирены, саранча). Давайте сосредоточимся на этой второй, "зеленой" группе, которая формирует впечатляющий "зеленый бестиарий", и обратимся к средневековым бестиариям и энциклопедиям, чтобы узнать больше об этих существах.

Змея:

Зеленый цвет часто ассоциировался со змеями, символизируя их злобную и опасную природу. Это относилось к аспидам, гадюкам и драконам. Яд аспида вызывал смертельный сон. Укушенный им человек погружался в вечный сон. Так погибла Клеопатра, покончившая с собой, приложив аспида к груди. Гадюки были коварнее и агрессивнее, подстерегая жертву в засаде. Особенно ненавидели самок гадюк. Их связь с самцами была трагичной: для спаривания самец должен был засунуть голову в пасть самки, а после оплодотворения она откусывала ему голову. От этого смертоносного союза рождались такие же жестокие детеныши, которые, появившись на свет, убивали свою мать.

Дракон:

Дракон представал перед людьми Средневековья воплощением ужаса. В их представлении это было не просто мифическое существо, а реальное животное, гигантская змея, но с добавленными элементами: лапами и, часто, крыльями. Его тело, покрытое прочной, как у рыбы, чешуей, сужалось к длинному, заостренному хвосту, а вдоль спины тянулся гребень из острых шипов. Мощные лапы, как у льва, заканчивались когтями, напоминающими орлиные. Голова дракона была небольшой, вытянутой формы, с заостренными ушами и иногда с бородой. Его глаза, красные и неподвижные, могли парализовать одним взглядом. Рот дракона был относительно небольшим, но скрывал в себе смертоносные зубы и язык, раздвоенный на конце. Драконы были воплощением жестокости: они кусали, разрывали, пожирали, глотали, плевали и слизывали свою добычу. Некоторые драконы имели несколько голов. Амфисбена, например, обладала двумя головами, одна на шее, другая на хвосте. "Дракон из страны амазонок" имел три головы, а у гидры, ужасного водного монстра, врага крокодилов, было целых семь голов, и ее цвет, зеленый, был позаимствован у крокодила.

LANCELOT 
Согласно средневековым бестиариям, драконы обладают способностью менять свой облик по собственному желанию. Однако, в изобразительном искусстве, особенно в миниатюрах, их часто представляют в оттенках зелёного и жёлтого, или же в их вариациях. Эти существа нередко украшены пятнами, чешуйками или наростами, призванными подчеркнуть их отталкивающую, слизистую и гнойную сущность.
Миниатюра из рукописи «Прозы Тристана», освещённая Эвраром д'Эспинки для Жака д'Арманьяка, 1463. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа фр. 99, фол. 509.
LANCELOT Согласно средневековым бестиариям, драконы обладают способностью менять свой облик по собственному желанию. Однако, в изобразительном искусстве, особенно в миниатюрах, их часто представляют в оттенках зелёного и жёлтого, или же в их вариациях. Эти существа нередко украшены пятнами, чешуйками или наростами, призванными подчеркнуть их отталкивающую, слизистую и гнойную сущность. Миниатюра из рукописи «Прозы Тристана», освещённая Эвраром д'Эспинки для Жака д'Арманьяка, 1463. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа фр. 99, фол. 509.

Обычный дракон, как правило, ассоциировался с зеленым цветом. Некоторые писатели уточняли, что его спина была зеленой, а живот – желтым. Более того, существовали представления о том, что дракон мог менять цвет, подобно хамелеону. Внутренности дракона, наполненные кровью и огнем, всегда были красными, независимо от его внешнего вида. Из его крови изготавливали пигмент под названием сандрагон, который использовался художниками для изображения дьявола, наказания грешников и адского пламени.

Интересно, что ни в одном бестиарии дракон не описывался в черных или мрачных тонах. Он представал зеленым, слизистым, гнойным, блестящим и огненным. Дракон был тесно связан с четырьмя стихиями (водой, землей, воздухом, огнем) и пятью чувствами, вызывая ужас (зрение), шум (слух), отвращение (прикосновение), тошноту (запах) и грубые ощущения (вкус). Его дыхание было смертоносным: пламя из ноздрей и рта сжигало все на своем пути, а яд на кончике хвоста убивал, как у скорпиона. Однако его сперма и плевок считались плодотворными, а кровь, если в ней искупаться, могла превратиться в оболочку, дарующую бессмертие. Зигфрид, герой "Песни о Нибелунгах", пытался достичь этого, но упавший липовый лист помешал ему стать полностью неуязвимым. Здесь зеленый цвет дерева, символизирующего жизнь, контрастирует с красным цветом дракона, олицетворяющего страх, создавая яркий образ.

Лягушка:

В воде обитали и другие зеленые существа, также связанные с негативом. Например, лягушка, которая в бестиариях представала не милым созданием, а "червем грязной воды, слизистым и ядовитым, зеленым на голове и спине, пятнистым под животом, ужасным для всех и ненавидимым". К счастью, лягушка была труслива и при малейшей опасности пряталась в воде. Ее трусость была общеизвестна. Существовало множество рецептов, связанных с лягушками, в которых использовались их органы и выделения: язык, плевок, яд, глаза, кожа, ноги. Многие из этих рецептов были связаны с сексуальностью, поскольку лягушка считалась символом похоти. Многие авторы утверждали, что лягушки спаривались ночью, предаваясь оргиям, подобным шабашам ведьм. Их демоническая природа подчеркивалась зеленым цветом их кожи.

Сирена:

Одинокая сирена представляла собой существо-гибрид, сочетавшее в себе женскую и животную природу. В древности ее часто изображали в виде птицы, а в средние века – в образе рыбы. Верхняя часть ее тела, прекрасная и женственная, переходила в пугающий рыбий хвост зеленого цвета. Сирены были коварными и безжалостными. Они пленяли моряков своей красотой и чарующими песнями, заманивая их в открытое море и погружая в сон. Затем они поднимались на борт кораблей, расправлялись с экипажем и топили суда, а иногда даже пожирали тела погибших.

Крокодил:

Еще более грозным был речной монстр – крокодил. Хотя его название намекает на желтый цвет, на изображениях он всегда представал зеленым, напоминая крылатого дракона или гигантскую ящерицу с короткими ногами и широкими лапами. Его тело было покрыто прочными и острыми чешуйками. Голова крокодила внушала ужас: длинная, с огромной пастью, лишенной языка, но усеянной множеством зубов. Эти зубы служили не для жевания, а для захвата и убийства добычи.

ЗЕЛЕНЫЙ ИЛИ ЖЕЛТЫЙ: КРОКОДИЛ
Средневековые бестиарии, описывая крокодила как ненасытное и двуличное существо, связывают его название с необычным жёлтым оттенком (по аналогии с крокусом), несмотря на то, что на изображениях он почти всегда предстаёт зелёным – цветом, ассоциирующимся с водой и силами зла.
Миниатюра из английского бестиария, ок. 1230 - 1240. Оксфорд, Бодлианская библиотека, г-жа Бодли 764, тел. 24.
ЗЕЛЕНЫЙ ИЛИ ЖЕЛТЫЙ: КРОКОДИЛ Средневековые бестиарии, описывая крокодила как ненасытное и двуличное существо, связывают его название с необычным жёлтым оттенком (по аналогии с крокусом), несмотря на то, что на изображениях он почти всегда предстаёт зелёным – цветом, ассоциирующимся с водой и силами зла. Миниатюра из английского бестиария, ок. 1230 - 1240. Оксфорд, Бодлианская библиотека, г-жа Бодли 764, тел. 24.

Крокодил был ненасытен и проглатывал пищу целиком, не пережевывая ее, из-за чего его пищеварение было медленным. Это объясняло его неподвижность: ночью он лежал в воде, а днем – на берегах рек. Как и лиса, он был хитер и мог притворяться спящим, чтобы внезапно атаковать любое животное, приблизившегося к нему. Он был коварным, жестоким и жадным. Но, что удивительно, ему было свойственно раскаяние. Все звери рассказывают, что крокодил не может удержаться от нападения на людей, но после этого горько сожалеет о содеянном и плачет густыми, обильными, зеленоватыми крокодиловыми слезами.