Представление о Дьяволе не возникло в христианстве. Хотя в еврейской традиции и Ветхом Завете нет четкого образа Дьявола, каким его знают христиане. Его существование и роль раскрываются в Евангелиях и Апокалипсисе, где ему отводится ключевая роль, вплоть до предсказания его кратковременного правления перед концом света.
В дальнейшем, христианские богословы (Отцы Церкви) развили образ Дьявола как демонического существа, осмелившегося бросить вызов Богу, и как падшего ангела, возглавившего бунт.
Образ Дьявола формировался постепенно, с VI по XI век, и долгое время оставался изменчивым и многоликим. После 1000 года он начал приобретать устойчивые черты, приняв отталкивающий, звериный облик. Его тело стало худым и иссохшим, символизируя его связь с миром мертвых. Он изображался голым, покрытым шерстью или язвами, иногда пятнистым, всегда вызывающим отвращение. У него были хвост и крылья, напоминающие о его ангельском прошлом, а также копыта, как у козла. Его голова была темной и огромной, с острыми рогами и вздыбленными волосами, словно охваченными пламенем. Лицо, иногда с мордой, искажалось гримасой, рот растягивался в зловещей ухмылке, а взгляд был свирепым и устрашающим.
Романское искусство, мастерски изображавшее зло, превосходило в этом плане изображение добра, демонстрируя поразительное разнообразие и выразительность в образах дьявола. Что касается цветовой палитры, то она была довольно ограниченной. Чаще всего дьявол представал полностью черным, либо сочетанием черного и красного: черное тело и красная голова, красное тело и черная голова, или двухцветное тело с полностью черной головой. Эти цвета, символизирующие ад, были взяты из тьмы и адского пламени. Дьявол, таким образом, воплощал эти цвета, способствуя их негативной ассоциации.
Постепенно палитра изменилась, и примерно в середине XII века появились первые зеленые дьяволы, сначала в витражах, затем в иллюминациях, росписях и ювелирных изделиях. Возможно, это было связано с растущей напряженностью между христианами и мусульманами, ведь зеленый цвет стал религиозным символом для последних. Иконография эпохи крестовых походов могла использовать зеленый цвет для изображения дьяволов и демонов. Однако это лишь предположение.
Возможно, происхождение зеленых дьяволов кроется в другом. Сложно сказать, что было первичным: обесценивание зеленого цвета, приведшее к появлению зеленых дьяволов, или же эти дьяволы, становившиеся все более распространенными, способствовали негативному восприятию зеленого цвета.
В представлении людей, Дьявол не был одинок. Его окружала свита нечисти: звери и демонические существа. В позднем Средневековье эти создания часто ассоциировались с зеленым цветом, особенно демоны, которых было множество. Они мучили людей, вселялись в них, распространяли зло и жестокость. Демоны выслеживали слабых и больных, стремясь похитить душу грешника в момент смерти.
Среди животных, в которых Дьявол мог принимать облик, были как темные (медведи, волки, кабаны, козлы, кошки, совы, вороны), так и зеленые (драконы, змеи, крокодилы, гидры, василиски, лягушки, сирены, саранча). Давайте сосредоточимся на этой второй, "зеленой" группе, которая формирует впечатляющий "зеленый бестиарий", и обратимся к средневековым бестиариям и энциклопедиям, чтобы узнать больше об этих существах.
Змея:
Зеленый цвет часто ассоциировался со змеями, символизируя их злобную и опасную природу. Это относилось к аспидам, гадюкам и драконам. Яд аспида вызывал смертельный сон. Укушенный им человек погружался в вечный сон. Так погибла Клеопатра, покончившая с собой, приложив аспида к груди. Гадюки были коварнее и агрессивнее, подстерегая жертву в засаде. Особенно ненавидели самок гадюк. Их связь с самцами была трагичной: для спаривания самец должен был засунуть голову в пасть самки, а после оплодотворения она откусывала ему голову. От этого смертоносного союза рождались такие же жестокие детеныши, которые, появившись на свет, убивали свою мать.
Дракон:
Дракон представал перед людьми Средневековья воплощением ужаса. В их представлении это было не просто мифическое существо, а реальное животное, гигантская змея, но с добавленными элементами: лапами и, часто, крыльями. Его тело, покрытое прочной, как у рыбы, чешуей, сужалось к длинному, заостренному хвосту, а вдоль спины тянулся гребень из острых шипов. Мощные лапы, как у льва, заканчивались когтями, напоминающими орлиные. Голова дракона была небольшой, вытянутой формы, с заостренными ушами и иногда с бородой. Его глаза, красные и неподвижные, могли парализовать одним взглядом. Рот дракона был относительно небольшим, но скрывал в себе смертоносные зубы и язык, раздвоенный на конце. Драконы были воплощением жестокости: они кусали, разрывали, пожирали, глотали, плевали и слизывали свою добычу. Некоторые драконы имели несколько голов. Амфисбена, например, обладала двумя головами, одна на шее, другая на хвосте. "Дракон из страны амазонок" имел три головы, а у гидры, ужасного водного монстра, врага крокодилов, было целых семь голов, и ее цвет, зеленый, был позаимствован у крокодила.
Обычный дракон, как правило, ассоциировался с зеленым цветом. Некоторые писатели уточняли, что его спина была зеленой, а живот – желтым. Более того, существовали представления о том, что дракон мог менять цвет, подобно хамелеону. Внутренности дракона, наполненные кровью и огнем, всегда были красными, независимо от его внешнего вида. Из его крови изготавливали пигмент под названием сандрагон, который использовался художниками для изображения дьявола, наказания грешников и адского пламени.
Интересно, что ни в одном бестиарии дракон не описывался в черных или мрачных тонах. Он представал зеленым, слизистым, гнойным, блестящим и огненным. Дракон был тесно связан с четырьмя стихиями (водой, землей, воздухом, огнем) и пятью чувствами, вызывая ужас (зрение), шум (слух), отвращение (прикосновение), тошноту (запах) и грубые ощущения (вкус). Его дыхание было смертоносным: пламя из ноздрей и рта сжигало все на своем пути, а яд на кончике хвоста убивал, как у скорпиона. Однако его сперма и плевок считались плодотворными, а кровь, если в ней искупаться, могла превратиться в оболочку, дарующую бессмертие. Зигфрид, герой "Песни о Нибелунгах", пытался достичь этого, но упавший липовый лист помешал ему стать полностью неуязвимым. Здесь зеленый цвет дерева, символизирующего жизнь, контрастирует с красным цветом дракона, олицетворяющего страх, создавая яркий образ.
Лягушка:
В воде обитали и другие зеленые существа, также связанные с негативом. Например, лягушка, которая в бестиариях представала не милым созданием, а "червем грязной воды, слизистым и ядовитым, зеленым на голове и спине, пятнистым под животом, ужасным для всех и ненавидимым". К счастью, лягушка была труслива и при малейшей опасности пряталась в воде. Ее трусость была общеизвестна. Существовало множество рецептов, связанных с лягушками, в которых использовались их органы и выделения: язык, плевок, яд, глаза, кожа, ноги. Многие из этих рецептов были связаны с сексуальностью, поскольку лягушка считалась символом похоти. Многие авторы утверждали, что лягушки спаривались ночью, предаваясь оргиям, подобным шабашам ведьм. Их демоническая природа подчеркивалась зеленым цветом их кожи.
Сирена:
Одинокая сирена представляла собой существо-гибрид, сочетавшее в себе женскую и животную природу. В древности ее часто изображали в виде птицы, а в средние века – в образе рыбы. Верхняя часть ее тела, прекрасная и женственная, переходила в пугающий рыбий хвост зеленого цвета. Сирены были коварными и безжалостными. Они пленяли моряков своей красотой и чарующими песнями, заманивая их в открытое море и погружая в сон. Затем они поднимались на борт кораблей, расправлялись с экипажем и топили суда, а иногда даже пожирали тела погибших.
Крокодил:
Еще более грозным был речной монстр – крокодил. Хотя его название намекает на желтый цвет, на изображениях он всегда представал зеленым, напоминая крылатого дракона или гигантскую ящерицу с короткими ногами и широкими лапами. Его тело было покрыто прочными и острыми чешуйками. Голова крокодила внушала ужас: длинная, с огромной пастью, лишенной языка, но усеянной множеством зубов. Эти зубы служили не для жевания, а для захвата и убийства добычи.
Крокодил был ненасытен и проглатывал пищу целиком, не пережевывая ее, из-за чего его пищеварение было медленным. Это объясняло его неподвижность: ночью он лежал в воде, а днем – на берегах рек. Как и лиса, он был хитер и мог притворяться спящим, чтобы внезапно атаковать любое животное, приблизившегося к нему. Он был коварным, жестоким и жадным. Но, что удивительно, ему было свойственно раскаяние. Все звери рассказывают, что крокодил не может удержаться от нападения на людей, но после этого горько сожалеет о содеянном и плачет густыми, обильными, зеленоватыми крокодиловыми слезами.