По мотивам лекции зав кафедры китайской филологии ИСАА К.Барабошкин. Часть 2 Читать часть 1
Конфуцианство.
Формально Конфунций относится к периоду Весен и Осеней, периоду кризису аристократии. Конфуций искал ответ, что лежит в основе кризиса. И нашел ответ в цикличности процессов: рассвет и упадок при передаче власти по крови. Решение, которое предлагает Конфуций - управление надо передавать не по крови, а по знаниям, то есть достойных надо воспитывать. Конфуций - первый Учитель, проповедовал конфуцианские идеалы, его ученики достигли больших вершин в правительственных кругах.
От Конфуция не дошло ни одного произведения, которое он написал сам, но есть его редактура "Беседы и суждения" (20 глав), если их кратко резюмировать:
В древности были совершенно-мудрые правители, их потомки утратили "культурность" и вся ноша управления страной легла на "достойных" (воспитанных).
Обучаться должны все вне зависимости от рода. Воспитывал достойных.
Есть Небо - моральный судья, правильно ли идет правление. Если идем не туда - Небо шлет сигналы (саранча, кометы). И тогда люди достойные Цзюньдзе (благородный муж) исправляет ошибки правления. Им противопоставлен ничтожный человек.
Вертится все вокруг принципа Ли (выгода) - благородный муж стремиться к выгоде для всей Поднебесной (а для себя лишь моральное удовлетворение), ничтожный человек стремится лишь к своей личной выгоде. Хорошо и плохо - четко сформулированы представления.
Каждый занимает правильное место в обществе - этому надо научить. Конфуций считал, что достойный и не достойный человек должен быть человечным - если ты человек, но не являешься человечным, то зачем тогда ритуал (система функционирования общества). Если все общество функционирует по правильным ритуалам, то дОлжное государство будет:
"Господин является господином, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".
Золотое правило нравственности - Чего не желаешь себе, того не делай другим.
Основной посыл: Надо много учиться и соблюдать ритуалы - "Учиться и время от времени повторять изученное - это ли не радость".
Период Чжоньго - пересечение 100 школ мысли, зарождение множества философских школ.
Мэн-цзы - один из самых значительных представителей конфуцианской традиции после Конфуция. Учение о доброй природе человека. Риторические приемы возвел в абсолют. Тезис - каждый человек изначально добр, но вступая в общество теряет доброту. Каждый человек может стать совершенно-мудрым.
Разрабатывал теорию судьбы/мин - если на роду написано умереть в 170, но человек ведет себя не осмотрительно/искушает судьбу, то он сам идет против своей судьбы - человек не доживет до того предназначения, которое ему было назначено. Отсюда посыл - почему нужно жить правильно. Первостепенное значение отводится моральному выбору.
Сюнь-цзы считал себя последователем конфуцианства. Стоял на позиции - человек по природе зол, значит нужны системы сдерживания и наказания. Эмоции, чувства людям не нужны (5 негативных эмоций у-син), люди теряют управление собой. Соответственно нужна система запугивания и наказаний, тех, кто нарушает закон.
"Учение доходит до конца в действии" - невозможно учиться всю жизнь, без применения на практике.
Даосизм
Даоссы начинают там, где конфуцианцы заканчивают. Конфуцианцы говорят о физике человеческих отношений - как управлять государством. Даоссам интереснее - как образовалась вселенная, как она развивается, и как нам вернутся к тому состоянию, откуда эта вселенная начала образовываться.
Канон Дао Де Цзин, написанный Лао Цзы - авторитетное имя, собирательный образ, не факт, что реальный человек. Нарочито усложненный язык, переводов и разночтений множество.
Цзин - канон. Дао - можно провести аналогию с теорией большого взрыва, когда-то было ничто, произошел взрыв и вселенная начала расширяться. Дао - это то, что находится вокруг расширяющейся вселенной, то что внутри взрыва - это Дэ, которое состоит из части Дао, проникнувшего внутрь во время взрыва. Дэ - это материя, Дао - то, что было до существования нашей вселенной. Дэ - отголоски и проявление этого Дао в конкретной вещи или человеке, внутренняя сила.
Задача даосса вернуться или максимально приблизиться к состоянию Дао. Ближе всех к Дао в нашем мире - младенец, который еще не издал первого крика. Чем больше знаний мы приобретаем, тем дальше от Дао, изначального бытийного состояния.
Дао, которое может быть Дао - это уже не дао. Имя, которое может быть имя - не есть постоянное имя. Как только мы пытаемся говорить, то уже искажаем смысл, так как у каждого свое восприятие реальности. Как только мы формулируем мысль, мы уже отсекаем какую-то часть информации.
Приемы: умолчания, парадоксов - вытолкнуть человека на новый уровень восприятия, посмотреть с нестандартных позиций. Вытащить из привычной колеи мыслеобразов.
Естественность и недеяние - основные принципы. Дао не хотело ничего порождать, оно не могло не порождать. Увей - недеяние (это не бездействие).
Сближаются с конфуцианством в этом аспекте - недеяние, это ваше функционирование, которое описывается вашей естественностью. Сыну быть сыном итд. Но не для всех, например, гуманность будет естественна... и обучать человека гуманности означает ломать его естественность.
Чжуан цзы - мы можем познать отголоски Дао в нашем мире, если познать принцип вещи (всех вещей в мире).
Наитие, невербальное, ассоциации, интуиция, озарение - инструментарий даосса.
Даосизм стал благодатной почвой для проникновения буддизма.