Для Малькольма Янга, ритм-гитариста AC/DC, всё всегда начиналось с риффа. И когда в начале 1979 года он придумал ту самую последовательность аккордов, он нутром почувствовал: это нечто особенное. Малькольм, отличавшийся прямотой и грубоватостью, присущей стилю группы, описал это так: «Каждый день мы перебирали сотни риффов. Но этот... мы сразу поняли — он хорош. Он выделялся на фоне остальных так же явно, как причиндалы у пса».
Этот отрывистый, простой, но мощный рифф напоминал классику группы Free — All Right Now. Именно из него родилась, возможно, самая важная песня в карьере AC/DC. Highway To Hell стала заглавным треком их первого альбома, проданного миллионным тиражом. В Британии она принесла группе первый успех в топ-10, но, что важнее всего, по словам Ангуса Янга: «Именно этот альбом пробил нам дорогу в Америку».
Фактор Матта Ланга
Часть успеха принадлежала Роберту Джону «Матту» Лангу, продюсеру из Южной Африки, который незадолго до этого возглавил чарты с группой The Boomtown Rats. Ланг оказался идеальным кандидатом для AC/DC: он тонко чувствовал рок-музыку, но при этом обладал коммерческим чутьем на поп-хиты.
Подход Ланга кардинально отличался от того, к чему привыкли музыканты. Вместо расслабленной атмосферы предыдущих записей, он требовал маниакального внимания к деталям, настройке инструментов и ритму. Инженер Тони Платт вспоминал: «Одной из фишек, которую Матт привил AC/DC, было умение по-настоящему работать с грувом».
Ланг поднял планку и для вокала, выжимая максимум из Бона Скотта. Более того, будучи отличным певцом, продюсер сам записывал бэк-вокал, чтобы сделать припевы мощнее. Всё это проявилось в первой же записанной песне — заглавной Highway To Hell. По сути, это были те же старые добрые AC/DC («Просто громкий рок-н-ролл, бац-бац, и готово!», — как говорил Малькольм), но благодаря магии Ланга песня превратилась в гимн, способный поднять мертвых.
Спасение шедевра
Легендарное вступление (гитара + ударные) могло и не дожить до релиза. Демо-версию, где Ангус пилил на гитаре, а Малькольм стучал по барабанам, записали на кассету. Инженер забрал единственную копию домой, где его маленький сын ради забавы размотал пленку. К счастью, Бон Скотт, который постоянно перематывал свои заезженные кассеты карандашом, на следующий день кропотливо собрал всё обратно. Мелодия, которая изменила их жизни, была спасена.
Паника на лейбле и «люди в простынях»
Однако песня — и особенно ее название — вызвала настоящий переполох на лейбле Atlantic. «Американская звукозаписывающая компания тут же впала в панику, — рассказывал Ангус. — Я думал, что в плане религии везде так же, как в Австралии. Там их называют "святошами", и это очень редкий вид. Христианство там никогда не было особо популярным движением. Сказывается каторжное прошлое!»
На самом деле название родилось из обыденности. Когда репортер спросил Ангуса о гастролях 1978 года, тот ответил: «Это дорога в ад (highway to hell)». Бон Скотт подхватил эту идею и написал текст, который стал пощечиной так называемому «моральному большинству» США.
Как и ожидали боссы лейбла, Highway To Hell вызвала ярость у американских религиозных активистов. Масла в огонь подлила обложка: Ангус с рожками и хвостом.
«В Америке к нам приходили парни в простынях и с плакатами, на которых были написаны молитвы, и пикетировали концерты, — смеялся Ангус. — Я спросил: "Кого они тут ждут?". А мне ответили: "Тебя!". Мы слышали все эти байки про Highway To Hell — мол, если прокрутить песню задом наперед, услышишь сатанинские послания. Черт возьми, зачем крутить её назад? Там всё сказано прямо в лоб: Дорога в Ад!»
Триумф и трагедия
Скандал уже нельзя было остановить, джинн вылетел из бутылки. Песня стала первым синглом альбома в США и наконец-то пробила глухую стену американского радио. Коллеги по цеху были в восторге. Билли Гиббонс из ZZ Top вспоминал: «К моему изумлению, я услышал, как моя бабушка подпевает этой песне! Она попадала в ноты и знала все слова. Когда я спросил, как она наткнулась на этот трек, она ответила: "О боже! Похоже, это очень веселое шоссе для путешествия!". Как это переплюнуть?»
Гениальность Highway To Hell — в её простоте: острый рифф, мощный бит и прямой, как стрела, припев.
Но триумф вскоре сменился трагедией. 19 февраля 1980 года, менее чем через месяц после окончания тура в поддержку альбома, Бона Скотта нашли мертвым в Лондоне после ночи тяжелой попойки. Точные обстоятельства его смерти до сих пор остаются предметом споров.
Highway To Hell — это не просто одна из величайших песен AC/DC. Для человека, который её спел, она стала эпитафией. Это было определяющее заявление легендарного гуляки, жившего по принципу «будь что будет». И в этой песне, больше чем в любой другой, его дух продолжает жить.
А как вы относитесь к этому хиту? Считаете его лучшим в карьере Бона Скотта? Пишите в комментариях!