Найти в Дзене
Свободные науки

Гуляя в поле под широким небом. Пасхальные рассказы Чехова

Антон Павлович Чехов в нашем представлении – это часто автор скептический, даже печальный, мастер подмечать абсурд и тоску повседневности. Его фраза «в человеке все должно быть прекрасно» звучит скорее как упрек неидеальному миру. Но был у Чехова и другой, глубоко духовный поиск, который особенно ярко проявился в его пасхальных рассказах. Три из них – «Святою ночью», «Студент» и «Архиерей» – ученые считают особым циклом, где писатель подводит итог своим главным нравственным исканиям. Что такое пасхальный рассказ? В русской литературе это был особый жанр, приуроченный к празднику Пасхи. Его черты – дидактизм, противопоставление земного и духовного миров, мотивы прощения, покаяния и чудесного преображения. Обычно такие истории заканчивались счастливо, «чудом», приводящим героя к истине. Зрелый Чехов отказывается от прямой назидательности и внешних чудес. Его «чудо» – это внутреннее прозрение, тонкое изменение души, которое случается с героем в предпасхальные дни. В этом раннем рассказе (
Оглавление

Антон Павлович Чехов в нашем представлении – это часто автор скептический, даже печальный, мастер подмечать абсурд и тоску повседневности. Его фраза «в человеке все должно быть прекрасно» звучит скорее как упрек неидеальному миру. Но был у Чехова и другой, глубоко духовный поиск, который особенно ярко проявился в его пасхальных рассказах. Три из них – «Святою ночью», «Студент» и «Архиерей» – ученые считают особым циклом, где писатель подводит итог своим главным нравственным исканиям.

Людмила Архипова. Пасхальная ночь
Людмила Архипова. Пасхальная ночь

Что такое пасхальный рассказ? В русской литературе это был особый жанр, приуроченный к празднику Пасхи. Его черты – дидактизм, противопоставление земного и духовного миров, мотивы прощения, покаяния и чудесного преображения. Обычно такие истории заканчивались счастливо, «чудом», приводящим героя к истине. Зрелый Чехов отказывается от прямой назидательности и внешних чудес. Его «чудо» – это внутреннее прозрение, тонкое изменение души, которое случается с героем в предпасхальные дни.

«Святою ночью»: тихая гармония против людской суеты

В этом раннем рассказе (1886) действие происходит в Светлое воскресенье. Повествователь плывет через реку в монастырь, и его переправляет послушник Иероним. Чехов одним из первых в литературе изображает священнослужителей не как суровых догматиков, а как живых, чувствующих людей. Иероним тоскует по умершему другу, иеродиакону Николаю, человеку необычайной душевной чистоты, который писал прекрасные духовные гимны-акафисты.

Нико Пиросмани. Пасха. 1916.
Нико Пиросмани. Пасха. 1916.

Этим двум «чутким» персонажам противопоставлены суетливые монахи, которые лишь ждут окончания службы, чтобы пойти на пир. Не чужд этой суеты и сам рассказчик – он раздражен, спешит и не может проникнуться благодатью ночи. Хаосу человеческих эмоций Чехов противопоставляет удивительный, почти одушевленный пейзаж: небо, усыпанное звездами, которые «вышли на небо все до одной, умытые, обновленные, радостные». Воскресение здесь – не в чуде, а в памяти и творчестве: акафисты Николая и светлый образ Иеронима остаются в мире, продолжая нести добро.

«Студент»: связь времен и всеобщее сострадание

Возможно, самый светлый и лаконичный рассказ цикла (1894). Иван Великопольский, студент духовной семинарии, в холодную и мрачную Страстную пятницу возвращается домой с охоты. Ему зябко, тоскливо, и мир кажется ему полным вечного зла: «ужасы есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Все меняется, когда он видит костер, у которого греются две простые женщины, вдова Василиса и ее дочь Лукерья. Студент рассказывает им евангельскую историю об отречении апостола Петра. И тут происходит озарение: он видит, как на глазах у женщин наворачиваются слезы. Они сопереживают событию, случившемуся почти две тысячи лет назад, как будто это произошло с их близким.

В этот момент герой ощущает неразрывную связь времен. Он понимает, что правда и красота – не абстрактные понятия, а то, что вечно живет в человеческих сердцах, способных на сострадание. Мрак и холод отступают, его охватывает «невыразимо сладкое ожидание счастья». Прошлое и настоящее соединяются, и герой обретает веру в смысл существования.

Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917.
Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917.

«Архиерей»: цена одиночества и радость простой жизни

Последний рассказ цикла (1902) – один из вершинных в творчестве Чехова. Преосвященный Петр, уважаемый архиерей, тяжело болен. Его окружают почет и благоговение, но он невероятно одинок. Даже собственная мать робеет перед ним, не видя в нем сына. Его общественное положение – епископ – заслонило его человеческую сущность. Он страдает от невозможности быть просто человеком, поговорить по-душевному.

Его духовное воскресение приходит не через молитвы, а через обращение к простым, земным вещам: к шуткам племянницы, к ворчанью слуги, к детским воспоминаниям о времени, когда он был «просто сыном дьячка». Перед самой смертью, на пороге Пасхи, ему снится сон, что он идет по полю «простой, обыкновенный человек... свободен теперь, как птица». Его смерть – не поражение, а освобождение от навязанной роли и возвращение к самому себе. Соединение с миром природы и памятью о своих корнях становится для него подлинным пасхальным спасением.

Что в итоге?

Через эти три рассказа проходит общая мысль: смысл жизни – не в отвлеченных догмах, а в способности чувствовать связь с другими людьми, с прошлым, с природой. Это умение сопереживать, видеть красоту в тишине ночи или в слезах у костра, ценить простые человеческие радости. Чехов не дает готовых рецептов спасения, но показывает, что прозрение и духовное воскресение возможны даже в самых обыденных или мрачных обстоятельствах. Его пасхальные истории – это напоминание о том, что свет можно найти не только в храме, но и в собственной душе, если прислушаться к ее тихому голосу.

---

Публикация подготовлена на основе научной статьи : Козлова Я. О. Жанр пасхального рассказа: завершение духовно-нравственных исканий А. П. Чехова («Святою ночью», «Студент», «Архиерей») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2: Филология.