Найти в Дзене
Галина Мерзликина

UNESCO против чёрного рынка: музей исчезнувших артефактов

Представьте что вы оказалась внутри пространства, где благодаря усилиям ЮНЕСКО, ведущих музеев, археологов, реставраторов и цифровых архитекторов  собраны утраченные культурные ценности всех стран мира. Этот музей не похож ни на один существующий. Он не стремится к росту коллекции, не пытается накопить сокровища — наоборот, его главная цель опустеть. И именно в этом — его сила. Я несколько лет работаю на стыке культуры, искусства и международных проектов. Видела архивы институтов, в которых томятся забытые документы о пропавших артефактах. Слышала истории реставраторов о фресках, разобранных на куски и вывезенных в неизвестные частные собрания и каждый раз думала о том, что утраченные предметы — не личная драма музейщика, а потеря части человеческой памяти. Поэтому появление такого виртуального музея — не просто технологическое достижение. Это смена парадигмы. Архитектор виртуального пространства — Франсис Кере, лауреат Притцкеровской премии, человек, который умеет мыслить пространство

Представьте что вы оказалась внутри пространства, где благодаря усилиям ЮНЕСКО, ведущих музеев, археологов, реставраторов и цифровых архитекторов  собраны утраченные культурные ценности всех стран мира.

Этот музей не похож ни на один существующий. Он не стремится к росту коллекции, не пытается накопить сокровища — наоборот, его главная цель опустеть. И именно в этом — его сила.

Я несколько лет работаю на стыке культуры, искусства и международных проектов. Видела архивы институтов, в которых томятся забытые документы о пропавших артефактах. Слышала истории реставраторов о фресках, разобранных на куски и вывезенных в неизвестные частные собрания и каждый раз думала о том, что утраченные предметы — не личная драма музейщика, а потеря части человеческой памяти.

Поэтому появление такого виртуального музея — не просто технологическое достижение. Это смена парадигмы.

Архитектор виртуального пространства — Франсис Кере, лауреат Притцкеровской премии, человек, который умеет мыслить пространством как символом.

Его идея для музея основана на образе баобаба — дерева, которое хранит воду так же, как культура хранит память.

Внутри виртуального пространства три зала:

Галерея украденных артефактов

Здесь — более 250 предметов из 46 стран.

Каждый — в виде интерактивной 3D-модели, которую можно “взять” в руки при помощи VR.

Здесь золотой фракийский браслет, пропавший из Румынского музея и найденная лишь в архивных фотографиях, ритуальные маски народа Бауле (Кот-д’Ивуар), чьё исчезновение стало трагедией для общины, исчезнувший арабский манускрипт, который хранит следы пальцев тех, кто переписывал его столетиями, ископаемый трилобит из Марокко, который уже вернули государству. И его виртуальная модель — это цифровая благодарность тем, кто борется за реституцию.

В лекционном зале проходят виртуальные лекции: о сохранении наследия, о борьбе с незаконным оборотом ценностей, о том, как работает международная экспертиза артефактов.

В зал реституции помещают истории возвращённых предметов — и после этого они исчезают из экспозиции, потому что их место в реальном мире, а не в цифровом архиве.

Виртуальный музей — это больше, чем технология: сегодня незаконный рынок культурных ценностей — один из самых прибыльных теневых рынков мира. Спрос огромный. Коллекционеры, аукционные дома, арт-дилеры — не всегда осознанно — становятся участниками серых схем.

И здесь виртуальный музей работает как новый международный инструмент:

Он создаёт прозрачность. Нечестным продавцам теперь сложно сказать: “Не знали”.

Каждый объект в музее сопровождается архивами, описаниями, научной экспертизой.

Он предотвращает покупку украденных предметов. Музеи и галереи получают открытый инструмент проверки происхождения, сохраняет цифровые копии даже того, что вернуть невозможно. Например, разрушенные памятники, исчезнувшие в ходе военных действий. 

Он делает мир честнее и информированнее. Студенты, исследователи, журналисты — все могут изучать динамику культурных утрат.

Мне кажется, что этот музей — шаг к новому этическому миру.  Впервые появляется пространство, где утрата не скрывается, а показывается.

Где предметы не просто экспонируются — они рассказывают историю того, как и почему исчезли.

Где музей не коллекция, а моральная позиция. Этот проект — не просто технологическая инновация. Это культурный манифест:

Мир хочет видеть правду об утраченных ценностях — и хочет учиться не повторять ошибки.

И мне хочется, чтобы мы — как люди, как культурные сообщества — стали внимательнее к тому, что создают наши руки и хранят наши сердца.