Если выразиться точнее, то, скорее всего, такие правила предусмотрены в семье этого ребенка. Ну, понятное дело, что подобным образом родные проявляют заботу о нём, учитывая его особенности и пытаясь под них подстраиваться.
И это замечательно, когда родные заботятся, правда же? А те, кому поступки таких родителей кажутся абсурдными, как говорится, в их шкуре не бывал и, посему, едва ли имеет право кого-то в этой ситуации осуждать.
Правда, бывает и так, что фраза "ходить на цыпочках" приобретает прямо буквальный смысл!
И, если в домашней среде такое явление прокатывает без проблем(?), то уже в нашем случае - могут возникнуть сложности. И довольно большие.
"Наш случай" - как всегда, произошел у нас на работе, в специализированном социальном учреждении для детей с особенностями развития (я работаю в творческом отделе кружковым педагогом).
А ребенок, о котором хочу написать, совсем недавно проходил трёхнедельный курс в стационаре нашего учреждения (т.е., получал все-все положенные ему медицинские, психологические, педагогические и прочие услуги, а также ходил к нам в "творческий" кабинет на различные кружковые занятия, обязательно).
И, ввиду того, что этот мальчик практически не приспособлен к самостоятельным действиям, лежал он в стационаре с сопровождающей мамой (как, впрочем, многие-многие наши ребята).
К сведению...
Ребенок приехал к нам в учреждение ВПЕРВЫЕ, поэтому никто не знал и даже не предполагал, чем обернется его нахождение в многолюдном месте.
И, если честно, у многих моих коллег, по поводу этого то и дело возникали вопросы: а точно ли этому мальчику такая форма обслуживания пойдет на пользу? А не стоило ли маме немножко подождать, прежде чем вести его совершенно в чужое место и сразу на такой долгий срок? А вынесет ли вообще мальчик такую непривычную обстановку?
К тому же, ребенок абсолютно "домашний", детский сад никогда в жизни не посещал. И в школу - тоже еще не ходит (но вроде как пойдёт). И поселок, откуда он к нам приехал, тоже вроде как небольшой и тихий, а не какой-то там оживленный мегаполис.
Но, раз уж приехал - то приехал. А наше дело - не лезть, не анализировать, не осуждать-обсуждать и даже не воспитывать (да-да, по новым "стандартам" - даже это не входит в обязанности специалиста социального учреждения), а просто проводить "досуговые" занятия, исходя из планов, оснащения, с лёгкой оглядкой на имеющиеся у детей навыки (которые, как правило, оставляют желать лучшего).
И мальчик этот - просто такой же полноправный "получатель социальных услуг". И точка.
Мальчик М.
Ребенок из стационара, 8 лет, ментальные нарушения.
Симпатичный, с большими глазами и густыми волосами, чистенький, ухоженный. Ребенок-картинка.
Обращенную речь - в принципе, понимает, если не находится в одном из своих двух частых(!) состояний:
- в первом случае - мальчик М. может уходить глубоко в себя, улыбаться и поигрывать мягким резиновым мячиком с какой-то пластичной массой внутри (он форму меняет: не знаю, как эта игрушка называется). Тут зови - не зови, трогай - не трогай, мальчик М. не будет реагировать.
- другой случай - это когда он слишком взвинчен! Тогда он сам кричит, ругается, прыгает, стучит по всему, что попадается ему под руки, глядя безумными глазами в одну точку.
Но!
Между прочим, на коррекционных занятиях он выполняет простейшие действия достаточно нормально (пусть и в 8 лет задания для детей 4-5 лет… да, для нашего учреждения - это уже "шик-блеск-красота").
И вообще, относительно многих других детей, его можно вполне назвать "говорящим". Не просто "эхолалящим" и "диктофоном-повторюшкой", а прямо таки говорящим! Ведь и "здравствуйте", и "спасибо", и "уйди, дура!", и "хочу печеньку", и "штаны колючие", и еще много-много чего он говорит в подходящих(!) ситуациях.
И в творческой деятельности - он неплох!
Приклеить лепестки к цветку, скатать колбаску из пластилина, собрать крупный пазл из 12 кусочков - без проблем, были бы только условия.
И, увы, именно УСЛОВИЯ и стали проблемой, которая потянула за собой все остальные… Но, как всегда, обо всём по порядку.
Изначально…
Когда мальчик М. с мамой только приехали в стационар, им, по маминой просьбе, выделили палату в самом конце коридора, прямо у угла.
Не по каким-то капризам, а потому что мальчика очень сильно напрягает, если кто-то ходит по коридору мимо двери. А тут - меньше хождений, больше тишины, и особо никто не маячит.
К тому же, мальчик М. придерживался "иному" режиму и спал не до 8 утра (как по режиму), а до 9.30 (а мама забирала завтрак сама, пока он спал).
И мама тогда сказала воспитателям:
- Такой он у нас боярчик. Мы и дома на цыпочках ходим, чтобы он не раздражался. Так что, желательно, лишний раз мимо нашей палаты без надобности не ходить. Ой, а можно ещё попросить маму малышки из …ой палаты, чтобы она придерживала её? Чтобы она не забегала в наш угол. А то она так пищит, что у моего потом истерика начинается.
Мммм, да попросить-то можно… Если очень вежливо и аккуратно. Ну, это просто мама девочки оказалась скромной и совестливой, а ведь уже и тут мог бы возникнуть конфликт, правда же?
А потом - еще интереснее...
Где-то через пару дней мама мальчика М. подошла к воспитателям уже с другой просьбой:
- А вы не могли бы утром зарядку проводить потише? А то у вас слишком громко там музыка играет. Деткам-то весело, а мой - нервничает. Ну, вы просто потише, пожалуйста, музыку делайте.
О как! А ведь комната, в которой проводят зарядку - как раз в противоположном конце коридора! Грешно придираться к музыке, находясь в самой дальней палате! Или как?
В общем, так…
На кружковом занятии
Как я уже писала во многих публикациях, в нашем "творческом" кабинете работает сразу несколько педагогов. И получается так, что сразу у двух или трёх педагогов могут одновременно идти занятия.
В принципе, мы с коллегами все привычно и дружно уживаемся, подкладываемся друг под друга, стараемся по возможности друг другу не мешать… просто не всё зависит от нас самих.
И, к тому же, как я уже написала, мальчик М. раньше к нам никогда не приезжал, поэтому на первых занятиях мы имели право НЕ ЗНАТЬ о его симпатиях и антипатиях. Плюс, ко всему прочему, педагогам не сообщают ни о диагнозах (нельзя!), ни об особенностях поведения.
И, соответственно, изначально никто нам не доложил, что мальчик М. не терпит какого-либо "звучного" соседства (это мы познали и испытали в полной мере лишь в течение его курса).
Да и, простите, где же тогда другим педагогам заниматься с детьми? В коридоре? Или, может, продлить им рабочий день, дабы каждый занимался в пустом кабинете? Аааайщщщ…
Короче, как оно было…
В тот раз в кабинете было двое специалистов (я и педагог по лепке).
У меня (на оригами) - сидел мальчик Ваня. Ну, такой мальчишечка, довольно своеобразный… Неговорящий, с ярко выраженными характерными для его особенностей "стереотипчиками". Но вполне мирный и толковый, хорошо повторял за мной и складывал несложную фигурку.
А у соседки на лепке - как раз находился наш мальчик М. Тоже какую-то работу делал.
Но "мой" Ваня, к сожалению, хоть и не буйствовал и прилежно выполнял задание, тем не менее не сидел прямо так уж тихо и спокойно. Он всё время покачивался вперёд-назад и тоненьким голоском ненавязчиво(!) напевал:
- Тиии-кааа, тиии-кааа, тиии-кааа, тиии-кааа…
А мальчик М. при этом дергался, кривился, корчился, рычал, стискивая зубы, затыкал уши! Да так извивался, будто бы не тихий детский голосок слышал, а гудок паровоза!
А ведь Ваня - честное слово, "тятякал" чуть слышно и отнюдь не противно, поверьте моим "чувствительным ушам" бывшего музыканта!
Но у мальчика М. - уши другие. И, зная его "особенности", вполне можно предположить, что его уши - еще в 100 раз чувствительнее. А его мозг, именно из-за таких "нарушений", может и мог реагировать на этот звуковой раздражитель именно как на паровозный гудок… кто ж знает?
И наш мальчик М., так же дергаясь и затыкая уши, громко-громко закричал:
- Ааааа! Заткните его! Заткните его! Заткните, заткните, заткните, заткните!...
Много-много раз! И на каждое "заткните" - топ ногой!
И, как говорила педагог по лепке, взгляд у него в этот момент был аж жуткий! Вроде как застывший, но "искрил" при этом не по-детски! Ух!
А я-то - тоже ничего не могу сделать в этой ситуации? Не буду же я теперь Ваньке своему рот затыкать! К тому же, от этих криков он сам испугался и готов был заплакать.
Короче, нехорошо получилось…
А что потом?
В общем, сказали маме мальчика М. всё как есть. И о том, что НЕ было технической возможности предоставить им занятие в отдельном кабинете, в тишине и "на отшибе".
Но, т.к. я со следующего дня как раз уходила в отпуск, этой самой "возможностью" как раз и запахло. Поэтому, мама особо не сердилась.
Ну а как уже выкручивались другие специалисты - я даже не знала. И спрашивать особо не хотелось. Единственное, о чем они сказали, так это о том, ЗАЧЕМ вообще ребенка мучить и везти его туда, где много людей, всегда "кто-то и что-то маячит", а "тишина всем только снится"…
Вам же, дорогие читатели, комфортного и приятного равновесия между шумом и тишиной, в нужное время и в нужном месте.