Шедевр режиссёра Милоша Формана является одной из трёх кинокартин, получившей пять "главных" "Оскаров" – как лучший фильм, за режиссуру, сценарий и две главные роли. В ноябре 2025 года легендарному фильму исполнилось 50 лет.
Роман "Над кукушкиным гнездом" был опубликован Кеном Кизи в 1962 году и практически сразу привлёк внимание читателей и критиков. Кизи написал это произведение, основываясь на собственном опыте работы ночным санитаром в психиатрической больнице Менло-Парк, где он участвовал в экспериментах с психоделическими веществами. Во время одного из таких экспериментов, находясь под воздействием галлюциногенов, писатель пришёл к озарению: а действительно ли пациенты безумны, или они просто эксцентричны, как он сам? Кизи начал задаваться вопросом о различиях между санитарами, медсёстрами и пациентами, постепенно осознавая, что все они в той или иной степени «повреждены».
Роман стал обвинительным актом против послевоенного американского конформизма. Повествование ведётся от лица вождя Бромдена, индейца-пациента, который притворяется глухонемым и верит, что миром управляет "Комбинат" — своего рода авторитарный заговор, олицетворяемый "Старшей медсестрой", описанной как гигантская женщина с застывшей улыбкой, "большая, как чёртов амбар, и прочная, как ножевая сталь". Мужчины в палате представлены как "жертвы матриархата" — до тех пор, пока в учреждение не попадает харизматичный новый пациент МакМёрфи, который подстрекает их к неповиновению. Книга стала своего рода библией нонконформистов и первой — оригинальной — галлюцинаторной поездкой для молодых диссидентов.
Роль Кирка Дугласа: от Бродвея к передаче прав
Одним из первых поклонников романа Кизи стал 46-летний Кирк Дуглас, легенда Голливуда, загоревшийся идеей вернуться на бродвейскую сцену в роли бунтаря МакМёрфи. В 1962 году компания Кирка Дугласа Joel Productions объявила о приобретении прав на театральную и кинопостановки "Пролетая над гнездом кукушки", при этом Дуглас должен был сыграть МакМёрфи и в спектакле, и в фильме. Актёр выкупил у Кизи права на постановку за 47 тысяч долларов. Бродвейская адаптация Дэйла Вассермана успешно открылась в 1963-1964 годах, однако Дуглас не смог найти студию, готовую снять фильм с ним в главной роли.
Пьеса получила разгромные отзывы критиков — во многом по вине самого Дугласа, который превратил свободолюбивого и циничного героя в очаровательного стареющего пройдоху. Студии отказывались от проекта, считая историю из жизни психбольных коммерчески невыгодной. Вассерман впоследствии продал свои права на фильм Дугласу в 1970 году, но затем задержал производство на несколько лет судебными исками.
Майкл Дуглас и рождение проекта
Ситуация прояснилась только в 1971 году, когда 27-летний Майкл Дуглас, за плечами которого было несколько эпизодических ролей в сериалах, уговорил отца передать ему права на роман Кизи. Майкл был большим поклонником произведения и был привлечён сюжетом "один человек против системы" из-за своего участия в студенческом активизме в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре. По совету сценариста Лоренса Хаубена, не знавшего о конфликте Дугласа-старшего с чешским постановщиком, Майкл пригласил на роль режиссёра Милоша Формана.
Майкл Дуглас первоначально передал права на фильм режиссёру Ричарду Рашу, но тот не смог обеспечить финансирование от крупных студий. В марте 1973 года Дуглас объявил о новой сделке, в которой он будет сопродюсировать фильм с Саулом Зэнцем в качестве первого проекта нового киноподразделения компании Fantasy Records. Зэнц, заядлый читатель, чувствовал близость с Кизи и после первой попытки Хаубена попросил Кизи написать сценарий. Кизи участвовал на ранних стадиях разработки сценария, но вышел из проекта из-за творческих разногласий с продюсерами по вопросам кастинга и точки зрения повествования. В конечном итоге он подал иск против производства и выиграл компенсацию.
Милош Форман: режиссёр из-за железного занавеса
Выбор режиссёра оказался поворотным для фильма. Милош Форман, чехословацкий режиссёр, бежавший из своей страны после ввода войск стран Варшавского договора в страну, оказался идеальной кандидатурой для фильма о бунте против авторитарной системы. Хотя Форман переживал кризис психического здоровья и отказывался покидать свой номер в отеле Chelsea в Нью-Йорке в течение нескольких месяцев, Дуглас и Зэнц отправили ему копию романа. Форман не знал, что это был тот самый роман, для которого отец Дугласа нанимал его режиссёром в 1960-х годах, но быстро решил, что это "лучший материал, с которым он столкнулся в Америке", и полетел в Калифорнию для дальнейшего обсуждения фильма с Дугласом и Зэнцем.
Тема бунтарства в угнетающей, клаустрофобной среде была идеальной темой для режиссёра Милоша Формана, который навсегда покинул коммунистическое общество Чехословакии в 1968 году и, вероятно, имел свою личную точку зрения на крупномасштабное социальное подавление свободы. "Для меня [эта история] была не просто литературой, а реальной жизнью, жизнью, которую я прожил в Чехословакии с моего рождения в 1932 году до 1968 года", — говорил Форман. "Коммунистическая партия была моей медсестрой Рэтчед, говорившей мне, что я могу и чего не могу делать; что мне разрешено или не разрешено говорить; куда мне разрешено или не разрешено идти; даже кем я был и кем не был".
Джек Николсон: от альтернативы к иконе
Главная роль в конечном итоге досталась Джеку Николсону, который признавался Форману, что тоже некогда пытался приобрести права на экранизацию романа, "однако его обставил этот дедуля Дуглас". Николсон к началу съёмок уже стал контркультурной иконой благодаря ролям в "Беспечном ездоке" и "Пяти лёгких пьесах". Однако интересно, что первым выбором режиссёра Милоша Формана был Бёрт Рейнольдс. Рейнольдс, Джин Хэкмен, Джеймс Каан и Марлон Брандо — всем им предлагали эту роль до Николсона, но, к счастью для Николсона, все они отказались.
Было не так просто Майклу Дугласу сказать своему отцу, что тот не сыграет в фильме. "Это было нелегко!" — вспоминал актёр. Кирк Дуглас сыграл роль в спектакле на Бродвее на пике своей карьеры, это было сразу после "Спартака"; он был одной из самых больших звёзд. К тому времени, когда фильм был готов к производству, Дугласу было за пятьдесят, и он уже не тянул на роль наглого балагура-бунтаря. Поэтому Майклу пришлось сообщить отцу, что роль достанется другому актёру.
Перед ролью МакМёрфи Николсон уже играл молодого интеллектуала, но никогда не показывал такой жёсткости. Именно Хэл Эшби, снимавший "Последнюю командировку", сказал продюсерам: "Посмотрите на это". Это была первая роль, в которой у Николсона была такая серьёзность, и это продолжилось от "Гнезда кукушки" к другим ролям. Николсон работал почти за минимальную актёрскую ставку, но зато договорился получить процент со сборов, так что успех картины напрямую отразился на его кошельке.
Луиза Флетчер: неожиданный выбор на роль медсестры Рэтчед
Поиск актрисы на роль медсестры Рэтчед оказался не менее сложным. "Женщины, в контексте женского движения и того, что происходило в то время, чувствовали дискомфорт, будучи злодейками", — вспоминал Дуглас. Только после года поисков малоизвестная актриса, которая умоляла дать ей роль, убедила Формана рискнуть и взять её. Режиссёр думал, что её "примерная, ангельская" манера вовсе не казалась злой, но в этом, конечно, и заключалась гениальность выбора.
Луиза Флетчер, родившаяся в семье глухих родителей, понимала, что можно передать через невербальное общение. Её главное понимание роли заключалось в том, что медсестра Рэтчед убеждена, что она права. Флетчер провела большую часть 1974 года, погружённая в разворачивающийся Уотергейтский скандал, даже писала письма сенаторам, и видела элементы Никсона в извращении власти Старшей медсестрой. Она вспоминала своё детство в Алабаме и "патерналистский способ, которым люди там относятся к другим людям". Переезд в Калифорнию открыл ей глаза на то, насколько искажённым было всё на её родине.
Как и Флетчер, Форман жил при угнетающей системе. "Я медленно начал понимать, что это будет гораздо мощнее, если это не будет видимым злом", — сказал он в интервью 1997 года. "Что она лишь инструмент зла. Она не знает, что она зло. Более того, она верит, что помогает людям". Флетчер придумала детальную предысторию персонажа — но до сих пор держит её в секрете. Вот что она готова раскрыть: "Она принесла свою жизнь в жертву другим людям. Она не вышла замуж, не сделала этого, не сделала того, и была самодостаточной, ведя эту жизнь, потому что посвятила свою жизнь, свою более раннюю жизнь, другим людям, которые нуждались в ней". Также она решила, что медсестре Рэтчед было 40 лет, она была девственницей и "очень возбуждалась от этого парня МакМёрфи".
Остальные актёры: ансамбль будущих звёзд
Фильм примечателен не только выдающимися главными ролями, но и замечательным ансамблем других актёров, многие из которых впоследствии стали звёздами. Уилл Сэмпсон, исполнивший роль вождя Бромдена, был найден на родео — он был профессиональным наездником, специализировавшимся на укрощении диких лошадей. Продюсеры искали крупного коренного американца для роли вождя Бромдена, и Сэмпсон, ростом 6 футов 7 дюймов (около 201 см), идеально подошёл. Родео-комментатор Мел Ламберт упомянул Сэмпсона продюсерам, и после длительных усилий по его поиску они наняли его на основании одного интервью. Он никогда раньше не играл в кино.
Брэд Дуриф, сыгравший заикающегося Билли Биббита, дебютировал в кино этой ролью и получил номинацию на "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана. Дэнни Де Вито сыграл Мартини, Кристофер Ллойд — Тэйбера, оба дебютировали в кино. Де Вито был давним другом Майкла Дугласа и играл в бродвейском возобновлении пьесы 1971 года. Сидни Лассик (Чесвик), Уильям Редфилд, Скэтмен Крозерс (Тёркл) и другие составили яркий ансамбль, создавший незабываемую атмосферу психиатрической палаты.
Съёмки в реальной психиатрической больнице
Производство фильма началось в январе 1975 года и длилось три месяца. Продюсеры решили снимать фильм в больнице штата Орегон в Салеме — реальной психиатрической больнице, которая также является местом действия романа. Директор больницы Дин Брукс поддержал съёмки и в конечном итоге сыграл персонажа доктора Джона Спайви в фильме. Брукс определил пациента для каждого из актёров, за которым они могли наблюдать, и некоторые из актёров даже спали в палатах по ночам. Он также хотел включить своих пациентов в съёмочную группу, на что продюсеры согласились. Дуглас вспоминает, что только позже он узнал, что многие из них были преступно невменяемыми.
Условием съёмок в больнице было то, что действие будет не позже изначального 1963 года (с тех пор в американских лечебницах так с больными не обращаются). Съёмки проходили в особенно тёмную и дождливую зиму, что способствовало мрачному настроению фильма. Площадка была закрыта, и на Центральной улице был установлен большой зелёный забор, чтобы закрыть палаты 3 и 4. Актёрам было разрешено следить за пациентами в больнице и узнавать, как работает учреждение.
Методы работы и атмосфера на съёмочной площадке
Многие актёры полностью погрузились в исполнение, часто оставаясь в образе, когда не снимали. Форман хотел, чтобы сцены групповой терапии казались спонтанными, неотрепетированными. Для достижения этого оператор Хаскелл Векслер использовал три камеры, которые работали одновременно, захватывая выражения лиц и мелкие детали поведения, которые было бы невозможно воссоздать. Сегодня это кажется нормальным, но в 1975 году это был радикальный, дорогостоящий выбор.
Николсон, согласно помощнику режиссёра, отказывался разговаривать с Форманом: "...[Джек] вообще не разговаривал с Милошем, он разговаривал только со мной". По другим свидетельствам, Николсон был мечтой в работе: у него не было тщеславия, эгоцентризма или одержимости звезды, он настаивал на том, чтобы с ним обращались так же, как со всеми остальными. Он всегда был готов к своим сценам и имел чёткое представление о том, что хотел. Его чувство юмора успокаивало всех, что всегда является большим преимуществом на съёмочной площадке.
Съёмки оказались изнурительными, превысили график и бюджет. В какой-то момент Николсон, как известно, принял премию BAFTA за лучшую мужскую роль в фильме "Китайский квартал", находясь на съёмках в больнице штата Орегон и всё ещё в образе МакМёрфи. Николсон в окружении своих коллег по фильму произнёс безумную благодарственную речь, которая одновременно озадачила и позабавила британскую аудиторию. Это было свидетельством того, насколько глубоко он погрузился в роль.
Превышение бюджета и финансовые риски
Первоначальный бюджет в 2 миллиона долларов вскоре раздулся до более чем 4 миллионов. Производство превысило первоначальный бюджет и график, но Зэнц, который лично финансировал фильм, смог найти средства, взяв кредит под залог своей компании Fantasy Records. Общий производственный бюджет составил 4,4 миллиона долларов.
Затем возникла проблема с прокатом. Почти каждая студия отказалась. United Artists наконец приняла фильм. Майкл Дуглас назвал это "нашим последним выбором". Фильм вышел в прокат 19 ноября 1975 года. Никто не ожидал многого. Однако зрители сразу же приняли фильм.
Рецензии критиков
Первые отзывы на фильм были неоднозначными, но в конечном итоге он получил признание критиков. Влиятельный Полин Кейл в своей рецензии для журнала The New Yorker назвала "Пролетая над гнездом кукушки" "мощным, ошеломляюще эффективным фильмом. Она отметила успешный переход фильма от поэтично-параноидальной системы книги к более реалистичному изображению, делая психические состояния пациентов неоднозначными и понятными. Она оценила изображение Николсоном МакМёрфи, отметив его способность балансировать харизму и уязвимость, и похвалила выступление Луизы Флетчер в роли медсестры Рэтчед.
Роджер Эберт в своей рецензии написал: ""Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана — это фильм, настолько хороший во многих своих частях, что возникает искушение простить его, когда он идёт не так. Но он действительно идёт не так, настаивая на том, чтобы делать более крупные заявления, чем его история действительно должна нести, так что в конце человеческие качества персонажей теряются в значимости всего этого". Тем не менее, Эберт не мог выбросить из головы бурную реакцию, которую "Гнездо кукушки" получило от своей первоначальной аудитории.
При этом сам Кен Кизи долгое время критиковал фильм. Однако считается, что в нём больше сидела обида за то, что ему недоплатили, особенно с учётом успеха в прокате. Позже он судился с создателями и добился компенсации.
Современные рейтинги и оценки зрителей
На сегодняшний день фильм удерживает впечатляющие рейтинги на ведущих платформах кинокритики. На Rotten Tomatoes картина имеет 93% одобрения критиков (Certified Fresh) и 84 балла на Metacritic. На IMDb фильм занимает 18-е место в списке Top 250 с рейтингом 8.7/10. На "Кинопоиске" - 8,5/10. Эти высокие показатели спустя 50 лет свидетельствуют о непреходящей ценности фильма.
"Большая пятёрка" на церемонии "Оскар"
На 48-й церемонии вручения "Оскара", состоявшейся в марте 1976 года, "Пролетая над гнездом кукушки" ждал беспрецедентный (почти) триумф. Фильм стал первой картиной за 41 год, которая выиграла все пять главных категорий премии "Оскар": лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса и лучший сценарий. Последний раз такого достижения добился фильм "Это случилось однажды ночью" в 1934 году. С тех пор только одна картина, "Молчание ягнят" 1991 года, повторила этот подвиг.
Фильм был номинирован на девять премий "Оскар", включая лучшую операторскую работу (Векслер и Билл Батлер), монтаж, оригинальную музыку и мужскую роль второго плана (Брэд Дуриф). Сол Зэнц и Майкл Дуглас получили "Оскар" за лучший фильм, Милош Форман — за лучшую режиссуру, Джек Николсон — за лучшую мужскую роль, Луиза Флетчер — за лучшую женскую роль, а Лоренс Хаубен и Бо Голдман — за лучший адаптированный сценарий. Одри Хепбёрн вручила продюсерам Саулу Зэнцу и Майклу Дугласу "Оскар" за лучший фильм.
Другие престижные награды
Помимо триумфа на "Оскаре", фильм получил множество других престижных наград. На 33-й церемонии вручения "Золотого глобуса", состоявшейся в отеле Beverly Hilton 26 января 1976 года, "Пролетая над гнездом кукушки" стал мгновенной классикой, выиграв шесть "Золотых глобусов" из шести номинаций — великолепный успех. Фильм победил в категории "Лучший фильм — драма", обойдя такие картины, как "Собачий полдень", "Челюсти", "Барри Линдон" и "Нэшвилл". Николсон выиграл "Глобус" за лучшую мужскую роль, обойдя Джина Хэкмена и Аль Пачино. Флетчер выиграла за лучшую женскую роль, Форман — за лучшую режиссуру, а Голдман и Хаубен — за лучший сценарий. Брэд Дуриф также получил "Золотой глобус" за лучший дебют в кино — мужская роль.
Фильм также получил шесть премий BAFTA, включая лучший фильм. Гильдия режиссёров Америки (DGA) наградила Формана за выдающиеся достижения в режиссуре художественных фильмов. Гильдия сценаристов Америки (WGA) присудила премию Хаубену и Голдману за лучшую драму, адаптированную из другого материала. На Международном кинофестивале в Вальядолиде Форман получил награду города Вальядолид. В 1977 году фильм также выиграл премию People's Choice Award как любимый фильм.
Кассовые сборы
При бюджете в 3–4,4 миллиона долларов фильм стал огромным коммерческим успехом. Фильм стал вторым по кассовым сборам фильмом, выпущенным в 1975 году в США и Канаде, с показателем в 109 миллионов долларов, уступив только "Челюстям". Во всём мире фильм собрал более 163 миллионов долларов, став одним из семи самых кассовых фильмов всех времён на тот момент.
Культурное наследие и влияние
Наследие фильма очевидно не только в его продолжающейся популярности и частом включении в списки величайших фильмов, когда-либо созданных, но и в его роли основного элемента в учебных программах киноведения. Его повествовательная сила и тематическая глубина служат свидетельством непреходящей способности кино провоцировать мысль и вдохновлять на изменения.
С момента выпуска в 1975 году было создано более тридцати фильмов, которые ссылались на "Пролетая над гнездом кукушки". Киноадаптация романа Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки" рассматривается как один из основных документов, представляющих приют. Фильм запустил сотни имитаций, и каждый фильм о больнице, похоже, содержит отсылку к нему.
Чак Паланик откровенно списал структуру "Пролетая над гнездом кукушки" для своего "Бойцовского клуба". Нового киношного МакМёрфи на сломе тысячелетий затем сыграл Брэд Питт, но и впоследствии отголоски этого образа не раз мелькали в различных Джокерах. В 2020 году компания Netflix выпустила приквел "Рэтчед", повествующий о том, как медсестра Рэтчед превратилась в чудовище. Сериал стал данью уважения влиянию оригинального фильма на массовую культуру.
Даже спустя 50 лет картина напоминает зрителям о том, как важно бороться за собственную свободу и как важно этой свободы не бояться. Фильм был более чем просто драмой, происходящей в психиатрической больнице; это было отражение меняющихся мыслей, нравов и ценностей как во времена Кеннеди, так и в пост-Уотергейтские годы. И, к его чести, он имеет смысл и подходит к обеим эпохам.
Заключение
Фильм "Пролетая над гнездом кукушки" — это произведение, которое выходит за рамки своей эпохи, оставаясь ключевой работой в анналах кинематографической истории. Его исключительные выступления, режиссура и повествование получили множество наград, включая желанную "Большую пятёрку" на церемонии вручения премии "Оскар", и оставили неизгладимый след как в киноиндустрии, так и в культурных дискуссиях. Исследование фильмом критических тем продолжает резонировать со зрителями, обеспечивая его место как вневременного шедевра. Его наследие — мощное напоминание о влиянии, которое убедительное повествование может оказать на общество, поощряя размышления и диалог между поколениями.
В 50-летний юбилей фильм продолжает вдохновлять новые поколения зрителей своими непреходящими темами свободы, индивидуальности и человеческого достоинства. История создания картины, от первоначальной покупки прав Кирком Дугласом до передачи их сыну Майклу, от трудных поисков финансирования до съёмок в реальной психиатрической больнице, сама по себе является драматическим повествованием о настойчивости и вере в искусство. Джек Николсон, Луиза Флетчер, Милош Форман и весь замечательный актёрский ансамбль создали произведение, которое навсегда останется в золотом фонде мирового кинематографа.