Найти в Дзене

Особенный ребенок, на которого мама никогда не обижается

Оглавление

А повод-то есть, да еще какой! Вот я сама - даже не представляю, что бы я делала, если бы мой ребенок, не дай бог, творил такие "чудеса".

Наверное, "дисквалифицировала" бы себя как человека или ушла бы настолько глубоко в себя, что потом и не вылезла никогда. И, в итоге, оказалась бы в соответствующем своему состоянию месте.

Но, к сожалению, есть люди, которые серьезно имеют риск угодить в этот капкан. При этом они не роют себе яму заранее и ни в чём не виноваты.

Ну, это я о том, ЧТО именно многие думают о родителях "особенных" детей. Мол, сами вели неправильный образ жизни, портили организм разными гадостями, путались с кем попало - вот и примите ответочку!

Ан нет!

Не всегда и не везде такая "закономерность" работает.

Например, мама ребенка, о котором хочу написать - человек очень приличный, домашний, никогда не имевший вредных привычек, сидящий на ПП. А отец ребенка - здоровый человек, спортсмен (правда, он некоторое время назад ушёл из семьи).

И сам ребенок - появился на свет в "правильных" условиях, в нужный срок и в удовлетворительном состоянии. По крайней мере, со слов мамы ребенка, всё было именно так.

А теперь, мы с коллегами наблюдаем совсем отличную от наших представлений картину. И это не может не расстраивать.

Мы - это сотрудники социального спецучреждения для детей с ОВЗ, где этот мальчик (в сопровождении мамы) проходил трёхнедельный курс в одном из отделений стационара.

И, несмотря на то, что лично НАШ отдел занимается с ребятами только кружковой работой (творческие занятия) и мероприятиями, мы ежедневно встречаемся с этими детьми (и родителями) и у себя на занятиях, и в коридоре, и в игровых комнатах, когда ходим консультироваться к воспитателям отделений по поводу того или иного ребенка.

В общем, что касается детей - стараемся быть в курсе всего, что возможно… Ибо и так информации мы получаем крайне мало, т.к. соблюдение "великой тайны диагноза" в последнее время стало чуть ли не "первостепенно важной заповедью".

И единственные люди, которые могли бы хотя бы чуть-чуть открыть страшную завесу тайны и помочь педагогам в попытках "поиска подхода" - это, конечно же, мамы наших ребят… (только, увы, далеко не все они готовы сотрудничать).

А те мамы, которые искренне заинтересованы в развитии своего ребенка, а не приехали к нам, чтобы самоутвердиться за счет сотрудников, не имеющих возможности ответить наездом на наезд - и правда, делятся и секретами воздействия на ребенка, и кое-какой информацией об особенностях здоровья ребенка, и даже историями из жизни их семьи. Вот ИМ - моё уважение и поклон.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И я думаю, что мама этого мальчика, о котором хочу написать, входит как раз в эту группу мам…

И всё было бы гораздо лучше, если бы она не была такой… доброй, мягкой и… ээээ… "вопиюще покладистой".

Мальчик Р.

Ребенок из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.

Обращенную речь - пусть и немного "по-своему", но понимает. И даже немножко разговаривает… но тоже в своей собственной манере. Фраза - максимум из 2-3 слов. Еще и в очень резкой форме. И, самое главное, только лишь тогда, когда сам хочет что-то сказать.

Как это?

Ну, допустим, идёт он мимо полки с игрушками. Понравилась ему машинка. Он берёт её и говорит (почти без артикуляционных "косяков"):

- Красная машина!

Или… Находясь на занятии, как обыкновенный ребенок, может сказать словами:

- Хочу какать!

И это не просто фраза-"эхолалюшка", которую он где-то услышал и суёт куда ни попадя, а обычное человеческое выражение своих потребностей.

Но!

При всём при этом, в диалогах и беседах - мальчик Р. никогда не участвует.

А если ему напрямую задать вопрос (любой, даже наипростейший типа "как тебя зовут?" или "тебе не холодно?"), он - либо совсем молчит, окидывая собеседника презрительным взглядом, либо мгновенно "вспыхивает гневом", начинает рычать, топать, махать руками и выкрикивать что-то в духе: "уйди!" или "ненавижу!"

А если в это время рядом находится мама, то он, прежде чем зарычать, сначала на неё оглядывается, а потом "взбрык" начинается. Но тут - уже он может свои злющие "уйди" и "ненавижу" выпустить целиком на МАМУ, не забыв при этом ударить её рукой по лицу.

А мама, вместо того, чтобы рассердиться, обнимает его, целует в макушечку и нежно говорит:

- Ну ладно, ладно, мой хороший, не расстраивайся.

И всё это - прилюдно! Хоть на занятии, хоть в коридоре, хоть в медицинских кабинетах, хоть где…

Как? За что? Почему?

Ааааа, сто вопросов и ужас в глазах окружающих. И, видимо, отнюдь не от поведения ребенка (увы, это - "вариант нормы" для нашего заведения), а от маминой реакции на него.

Да и мне, как обычному человеку (между прочим, не особо "жалостливому") - аж тошно и больно становится от того, что мама называет эту ужасную нелепую грубость по отношению к себе словом "расстраиваться".

Да, я понимаю, что это теперь модно - помещать детские выходки в розовую "рамочку няшности" и давать им красивые названия! Да, я понимаю, что мальчик Р. - нездоров и, может быть, не в состоянии где-то в чём-то себя сдерживать...

Но маму бить - это как?! И не просто бить, а остервенело и по-звериному!

Я не преувеличиваю

Ведь мы с коллегой - сами всё видели, уже в нашем кабинете. На занятиях. В непосредственной близости.

Надо сказать, что каждое-каждое занятие с мальчиком Р. (не только у нас, но и в других кабинетах тоже) - всегда начинается с "ритуала"!

Минут 5 он стоит, упершись руками-ногами в дверной проём и громко, зычно, даже со слезами(!) вопит:

- Ааааа! Не хочу занятие!!!

Много-много раз!

Во время этого "концерта" - добрая мама, как всегда, опускается на корточки, обнимает-прижимает, умоляет(!) его войти и чуть-чуть позаниматься, ласково улыбаясь и поглаживая.

А уж потом, получив несколько раз по голове игрушкой (мягкая большая касатка… хорошо, что мягкая, а не пластмассовая или деревянная), мама за ручку заводит мальчика Р. в кабинет.

Кстати, несколько раз сами ПЕДАГОГИ пытались его "встретить-приветить", сюсюкая у кабинета, но мама - мотала головой, подмигивала, махала руками и приставляла палец к губам: мол, лучше не надо вмешиваться.

Непосредственно занятие

Нуууу, как сказать… если вдруг (редко, но бывает) мальчика Р. что-то привлечёт, он может "зависнуть" на этом действии на достаточно долгое время (минут 15 - точно). И осуществлять его весьма прилично.

Например, ему очень зашла "звезда" в технике оригами. Или рисование черного "теневого" кота на фоне разноцветного эбру-узора.

А, например, аппликация с осенними листьями - его буквально взбесила: он не просто яростно воспротивился её изготовлению криками и топотом, а смял образец, еще и дал этим листом несколько раз маме по лицу. А потом - и тюбиком с клеем в маму метнул, убегая к двери.

Так что, раз на раз не приходится.

Но, простите, никто не обязан выстраивать занятия с нуля, прыгая только от предпочтений и капризов ребенка!

Здесь ведь не "концерт по заявкам" и не "любой каприз за НЕ ваши деньги", не парк "аттракционов по выбору", а плановые занятия в режимном социальном учреждении!

А педагог - не наёмный клоун Мамба в костюме Пумбы! И не волшебник из голубого вертолета, который, мало того, кино бесплатно показывает, еще и такое, которое ребенок сам пожелает!

Нет, я не психую, не "гоню" в чью-то сторону и не пытаюсь перебить общеизвестное мнение о том, что "за особенным ребенком надо следовать, а не ломать его под себя"...

Хотя, если честно, я сама становлюсь против этого мнения, если фразу "следовать за ребенком" расшифровывают как "подчиняться каждой его хотелке" - и ни шагу в сторону.

Но то, что порой вытворяет наш мальчик Р. - это же у любого нормального человека в голове не укладывается.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Неужели в порядке вещей?

Ну, подали ему в столовой кашу, которая показалась ему не очень сладкой - и что? Это мама виновата? И было бы грешно оправдываться тем, что у ребенка - "особенное восприятие вкусов"! Это повод кричать на маму и беспощадно бить её ложкой по голове?!

А оно - было!

А мама - нет, не поругала. Она так же стала обнимать, успокаивать, уговаривать "не расстраиваться".

А еще и пообещала к следующему завтраку, если будет молочная каша, не забыть захватить с собой из палаты сахарок в баночке.

Маме уже и воспитатели сто раз говорили, что нельзя позволять так с собой обращаться, как бы ни любила без памяти она сына.

А психолог - даже за руку маму в коридоре ловит, чтобы поговорить.

Но мама - разговоров и советов избегает: либо откладывает встречи, либо вообще забывает(?) про назначенные по времени "внеконкурсные" консультации.

Так же улыбается сыну, обнимает, извиняется перед ним чуть ли не за дождь на улице, а сама… Стоит иногда у окошка, смотрит вдаль, о чём-то там думает. А на глазах - слёзы. Сама видела.

Вам же, дорогие читатели, не иметь поводов для слёз и расстройств, а только для улыбки и радости.

А меня порадуют Ваши верные визиты, добрые лайки и новые подписки