Найти в Дзене

Велопутешествие «К истоку Волги». День 8. Старица - Зубцов - Ржев. Обратно в Ржев по живописному правому берегу Волги.

Продолжаю рассказ о моём велосипедном путешествии от истока Волги до Твери и после вечернего осмотра Старицких каменоломен и пещер на следующий день отправлюсь новым маршрутом до города Зубцов. О чём вам и расскажу в этой статье. Изначально после посещения Старицы я запланировал продолжить своё путешествие вниз по Волге вдоль её берегов и добраться до Твери. Но, в какой-то момент, пораздумав немного и вспомнив опыт предыдущих поездок, решил слегка «сбавить обороты» и продлить проживание в Старице на один день. Для этого, соответственно, сдвинул проживание в Твери, и собирался продлить проживание в Старице, но тут произошла непредвиденная накладка и предварительно свободное жильё, которое я планировал забронировать, в итоге оказалось занятым. Впрочем, не смотря на эту накладку, я не стал переигрывать всё обратно, а решил прокатиться в обратном направлении из Старицы до уже знакомого мне города Зубцов, но по противоположному левому берегу Волги, а после доехать на электричке до Ржева и у
  • Тип маршрута: велосипедный (с заброской на рельсовом автобусе до Ржева)
  • Дата поездки: 13 июля 2024 года
  • Сложность: 3 из 5 баллов
  • Местоположение: юг Тверской области. Старица, Зубцов, Ржев
  • Протяжённость: ≈ 88 км
  • Набор высоты: 671 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    - Асфальт: 39 км
    - Грейдер (гравийка): 34 км
    - Грунт: 15 км
  • Краткое описание: не длинный и не сложный маршрут из Старицы до Зубцова вдоль правого берега Волги по асфальтовым и гравийным дорогам с небольшим грунтовым спецучастком. Из Зубцова до Ржева добираюсь на пригородной электричке. На маршруте есть несколько отклонений от основной дороги в сторону местных достопримечательностей, в основном это старинные церкви и часовни, а также пейзажные виды на берега Волги и грунтовые дороги в полях и лесах.
  • Достопримечательности: Церковь Константина и Едены, Часовня Илии Пророка и Успенская церковь в Родне, Церковь Иоанна Милостивого в Ивановском, Покровская церковь, восхитительные виды на Волгу с её правого высокого берега
  • GPX трек маршрута с отметками: Ржев – Зубцов – Старица (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: Ржев – Зубцов – Старица (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Продолжаю рассказ о моём велосипедном путешествии от истока Волги до Твери и после вечернего осмотра Старицких каменоломен и пещер на следующий день отправлюсь новым маршрутом до города Зубцов. О чём вам и расскажу в этой статье.

Изначально после посещения Старицы я запланировал продолжить своё путешествие вниз по Волге вдоль её берегов и добраться до Твери. Но, в какой-то момент, пораздумав немного и вспомнив опыт предыдущих поездок, решил слегка «сбавить обороты» и продлить проживание в Старице на один день. Для этого, соответственно, сдвинул проживание в Твери, и собирался продлить проживание в Старице, но тут произошла непредвиденная накладка и предварительно свободное жильё, которое я планировал забронировать, в итоге оказалось занятым.

Впрочем, не смотря на эту накладку, я не стал переигрывать всё обратно, а решил прокатиться в обратном направлении из Старицы до уже знакомого мне города Зубцов, но по противоположному левому берегу Волги, а после доехать на электричке до Ржева и уже там остановиться на ночлег. Благо в самом Ржеве вариантов проживания в съёмных квартирах и отелях предостаточно.

День 8. Схема веломаршрута Старица – Зубцов (Ржев)
День 8. Схема веломаршрута Старица – Зубцов (Ржев)

GPX трек маршрута: Старица – Зубцов (Ржев)

Сразу хотелось бы сказать, что маршрут вышел хороший. Неприятных сюрпризов не было, дороги были вполне проезжаемы, поэтому если будете путешествовать в этих краях, то советую из Старицы в Зубцов ехать дорогами по правому берегу Волги.

Итак, на следующий день, после осмотра прекрасного самобытного города Старицы, отправляюсь относительно не рано, около половины 9-го утра, дальше в путь. Погода умеренно тёплая, не жаркая, ехать комфортно.

По пути проехал к полуразрушенной Казанской церкви, построенной в 1795 году на средства помещика И.П. Власова в стиле классицизм из того самого белого старицкого камня.
По пути проехал к полуразрушенной Казанской церкви, построенной в 1795 году на средства помещика И.П. Власова в стиле классицизм из того самого белого старицкого камня.
На выезде из города замечаю, что на обратной стороне въездного знака «Старица» есть памятная надпись о пребывание здесь А.С. Пушкина в период с 1828 по 1836гг.
На выезде из города замечаю, что на обратной стороне въездного знака «Старица» есть памятная надпись о пребывание здесь А.С. Пушкина в период с 1828 по 1836гг.

Сегодня мне предстоит проехать почти 90 километров, это один из самых коротких маршрутов моего путешествия, но большая часть этого маршрута пройдёт по грунтовым и грейдерным дорогам, что в своём роде возместит уменьшенный километраж поездки.

Также стоит отметить, что маршрут не изобиловал достопримечательностями, но это вполне компенсировалось красивыми видами природы реки Волги.

Первые 20 километров проеду по асфальтовым дорогам, которые изначально будут весьма хорошими, но в какой-то момент появятся плохие участки с разбитым покрытием.

Покидаю Старицу по комфортному ровному шоссе с небольшим трафиком машин
Покидаю Старицу по комфортному ровному шоссе с небольшим трафиком машин
Но в скором времени сворачиваю на второстепенную дорогу в направлении деревни с интересным названием «Родня»
Но в скором времени сворачиваю на второстепенную дорогу в направлении деревни с интересным названием «Родня»
Вот здесь и началось постоянное чередование хороших и плохих участков дороги, каждый из которых был по несколько километров.
Вот здесь и началось постоянное чередование хороших и плохих участков дороги, каждый из которых был по несколько километров.
Разбитая старая дорога, лучше всего здесь было ехать по гравийной обочине.
Разбитая старая дорога, лучше всего здесь было ехать по гравийной обочине.

На этом участке шоссе сворачиваю к деревне Мелтучи, где находится часовня и церковь Святых Константина и Елены.

Необычная полубетонная дорога от Орлово до Мелтучи
Необычная полубетонная дорога от Орлово до Мелтучи

Белокаменная церковь в стиле классицизма построена в 1703 году (по иным данным в период с 1750 по 1779гг.) на средства прихожан и боярина А.Н. Хомутова.

Тут же находится отдельно стоящая колокольня из красного кирпича более поздней постройки (начало 20 века).

Рядом с храмом, где раньше была ещё церковная ограда, расположена сложенная из такого же белого старицкого камня часовня-ротонда. Она построена в первой половине 19 века.

Часовня в 1994 году ещё с куполом увенчанным «беседкой». Фото Дворядкина Дмитрия с сайта sobory.ru
Часовня в 1994 году ещё с куполом увенчанным «беседкой». Фото Дворядкина Дмитрия с сайта sobory.ru

В 1937 году церковь была закрыта и использовалась в качестве склада для зерна.

На сегодняшний день церковь и часовня заброшены и постепенно разрушаются. Периодически территорию вокруг церкви очищают от кустов и сорняков, но сейчас она практически заросла.

Вокруг можно заметить несколько надгробных памятников и плит, некоторые из которых полностью скрыты высокой травой.

Один из немногих жилых домов деревни Мелтучи
Один из немногих жилых домов деревни Мелтучи
Тройка аистов в гнезде.
Тройка аистов в гнезде.

Возвращаюсь на разбитое шоссе и еду дальше.

Местами шоссе почти целое.
Местами шоссе почти целое.
Но дальше, где дорога стала совсем плохой, снова еду по обочине. Тут же установили знак аварийной дороги и при этом закрасили её протяжённость, видимо  со временем ситуация ухудшилась.
Но дальше, где дорога стала совсем плохой, снова еду по обочине. Тут же установили знак аварийной дороги и при этом закрасили её протяжённость, видимо со временем ситуация ухудшилась.

Через девять километров такой полуразбитой дороги добираюсь до села с красивым названием «Родня», расположенного на высоком берегу Волги.

Родня –древнее село, впервые упоминается ещё в 1368 году в Тверской летописи, когда здесь располагалась роднинская крепость – оборонительное сооружение на западной границе Тверского княжества.

Лавочка на берегу для созерцания волжской красоты
Лавочка на берегу для созерцания волжской красоты

Прямо у высокого берега расположена деревянная часовня Ильи Пророка.

Часовня Ильи Пророка
Часовня Ильи Пророка

Часовня построена в 1868 году крестьянином Артемием Жуковым в память неудавшихся покушений на императора Александра II в 1866 и 1867 годах. Часовня возведена в форме восьмерика на белокаменном фундаменте на месте бывшей деревянной Ильинской церкви. Есть предположение, что сам восьмерик часовни принадлежал бывшей церкви.

Далее следую по центральной длинной улице села до Успенской церкви.

Успенская церковь построена в 1844 году в двух архитектурных стилях: классицизме и русско-византийском, на средства местного помещика Евграфа Николаевича Ланского. Внутренняя роспись храма выполнена старицким художником П.Е. Жуковым в 1903 году. В советское время церковь действовала до 1933 года, затем вновь была открыта в период с 1947 по 1950 гг. После до 1960-х годов здесь располагалось зернохранилище колхоза «Волга» до тех пор пока не сгнил деревянный пол. После храм пустовал. С 2010 года началось восстановление церкви.

Старое каменное здание в Родне об истории которого я не нашёл информации, возможно это дом одного из бывших местных помещика.
Старое каменное здание в Родне об истории которого я не нашёл информации, возможно это дом одного из бывших местных помещика.

Покидаю село и следую около 7 километров по приятной, местами слегка песчаной, гравийной дороге до деревни Ивановское, где расположен ещё один старинный храм Тверского края с белокаменными стенами из старицкого камня – церковь Иоанна Милостивого.

А вот на горизонте виден шпиль колокольни и глава церкви
А вот на горизонте виден шпиль колокольни и глава церкви

Каменная церковь построена в 1779 году в стиле барокко на средства местного помещика Михаила Савича Казнакова. В 1936 году была закрыта и использовался в качестве склада зерна.

Дверь в храм оказалась открытой, поэтому я смог попасть внутрь и осмотреть сохранившиеся на своде и стенах росписи.

Прямо перед храмом расположен целый ряд покосившихся и заросших травой надгробных памятников середины 19 века.

Из Ивановского следую обратно по гравийной дороге к основному шоссе у деревни Елизаветкино.

Дорога из Ивановского
Дорога из Ивановского

И неожиданно между глухими деревнями попадаю в пробку из машин, где автомобили не могли разъехаться из-за каких-то технических проблем.

Затор по пути из Ивановского
Затор по пути из Ивановского

Благо я на велосипеде и просто объехал этот затор.

Только выбравшись на асфальтовую дорогу в Елизоветкино, почти тут же она заканчивалась, и меня ожидал следующий протяжённый участок грейдера.

Через шесть километров хорошего ровного грейдера добираюсь до деревни Баканово, где этот самый грейдер обрывается и начинается грунтовая дорога, состояние которой мне точно было не известно.

Начало грунтовой дороги после деревни Баканово
Начало грунтовой дороги после деревни Баканово

А учитывая непростые дороги предыдущих дней путешествия, я даже побаивался этой неизвестной дороги. К тому же объехать этот участок по другим дорогам возможности не было.

В прочем об этом участке дороги я расскажу чуть позже, а пока поворачиваю на примыкающую дорогу, ведущую вниз к берегу Волги и деревни Дегунино.

В деревне останавливаюсь у Покровской церкви.

Покровская церковь снаружи почти восстановлена и выглядит хорошо.
Покровская церковь снаружи почти восстановлена и выглядит хорошо.

Церковь построена в 1819 году в стиле классицизма. Колокольня была возведена позже в 1913 году. С 2020 года ведутся работы по восстановлению храма.

А так храм выглядел до его восстановления в 2020 году
А так храм выглядел до его восстановления в 2020 году

Возвращаюсь вверх по крутому склону берега к грунтовой дороге и пытаюсь проехать по ней до деревни Колчеватики, где снова начнётся хороший грейдер.

В итоге дорога оказалась проезжаемой и даже разнообразила мой путь красивыми лесными и полевыми дорогами. Из всех трудностей на этом грунтовом участке были неровные грязные участки, местами сильно заросшие травой, а также мелкий пересохший ручей Нахабня.

Извилистые грунтовки тут же
Извилистые грунтовки тут же

Выбираюсь на хороший грейдер и так еду до деревни Столипино, где начинается асфальтовое шоссе, ведущее к Зубцову.

Грейдер до Столипино
Грейдер до Столипино
Добрался до Столипино – очень популярное название населённых пунктов в этом крае. Таковых было не меньше трёх на участке от Ржева до Старицы
Добрался до Столипино – очень популярное название населённых пунктов в этом крае. Таковых было не меньше трёх на участке от Ржева до Старицы

В Столипино немного отдыхаю, обедаю и пополняю запасы воды, ведь предыдущий магазин был только в самой Старице на старте. Далее от Столипино еду по слегка холмистому новому шоссе.

Хорошее шоссе после Столипино
Хорошее шоссе после Столипино

Через три километра сворачиваю на грунтовую дорогу в направлении деревни Саблино, где проеду красивый участок вдоль живописного берега Волги.

Еду по грунтовке до Саблино, слева автомобиль едет параллельно по грейдеру.
Еду по грунтовке до Саблино, слева автомобиль едет параллельно по грейдеру.

Где-то на этой грунтовой дороге случилась небольшая поломка, в очередной раз отвалилась подножка, снова не выдержал болт, как и в Плёсе два года назад. Поломка подножки становится прямо традицией моих путешествий по Волге.

Дорога вдоль Волги со скамейками для созерцания природной красоты в Саблино
Дорога вдоль Волги со скамейками для созерцания природной красоты в Саблино

Далее у деревни Устье можно было проехать по тропе через заповедник «Устье реки Дёржи», но передвигаться по узкой тропе с тяжёлой сумкой-штанами было не удобно, поэтому я поехал в объезд по обычным просёлочным дорогам деревень. К тому же на улице была знойная дневная жара, что не добавляло желания задерживаться и медленно передвигаться пешком через тропу.

Еду в объезд заповедника по вот такой грунтовой дороге, укрытой с двух сторон тенью кустарников.
Еду в объезд заповедника по вот такой грунтовой дороге, укрытой с двух сторон тенью кустарников.

Скажу лишь пару слов об этом заповеднике. Он известен своим совершенно нехарактерным для равнинного местного рельефа природным памятником – белыми скалами высотой до 30 метров. Самые высокие выходы известняка можно увидеть на правом берегу реки Дёржа у деревни Мозгово.

Скалы на реке Дёржа. Фото с сайта gotonature.ru
Скалы на реке Дёржа. Фото с сайта gotonature.ru

За такие красивые виды эти места ещё называют «Тверской Карелией».

Пейзаж реки Дёржа. Фото с сообщества Вконтакте «Новая Рига • Информационный портал».
Пейзаж реки Дёржа. Фото с сообщества Вконтакте «Новая Рига • Информационный портал».

Я в свою очередь продолжаю свой пути и вскоре выбираюсь на хорошее асфальтовое шоссе, по которому еду прямо до Зубцова.

В Зубцове решил искупаться в Волге, а после заехать поесть в уже знакомую мне хорошую кафешку, в ней я был два дня назад, когда ехал из Ржева до Старицы.

И снова потрясающие виды на реку Вазузу в месте её слияния с Волгой
И снова потрясающие виды на реку Вазузу в месте её слияния с Волгой
Вид на Волгу рядом с трассой «Золотое кольцо»
Вид на Волгу рядом с трассой «Золотое кольцо»

Далее из Зубцова не стал ехать по обычной магистральной прямой трассе М-9 «Балтия» до Ржева, а направился к железнодорожной станции на дизель-поездследующий также до Ржева.

Простенькое здание станции Зубцова
Простенькое здание станции Зубцова
В вагоне дизель-поезда расположить велосипед в салоне было негде, пришлось поставить его частично в тамбуре. Благо людей мало и ехать не долго.
В вагоне дизель-поезда расположить велосипед в салоне было негде, пришлось поставить его частично в тамбуре. Благо людей мало и ехать не долго.

Менее чем через пол часа прибыл в Ржев, где заселился на одну ночь в недорогую квартиру (1350 руб/сут) рядом со станцией «Ржев-Белорусский». Завтра рано утром с этой станции я продолжу своё путешествие, когда отправлюсь на электричке до полюбившейся мне Старицы и далее продолжу путь вдоль берега Волги, чтобы финишировать в Твери!

Об этой поездке читайте в следующей статье, которую опубликую в ближайшем будущем.