- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 11 июля 2024 года
- Сложность: 5 из 5 баллов
- Местоположение: юг Тверской области. Ржев, Зубцов, Старица
- Протяжённость: ≈ 142 км (по факту 126 км)
- Набор высоты: 800 м (по картам Strava)
- Покрытие (было запланировано):
- Асфальт: 41 км
- Грейдер: 49 км
- Грунт: 52 км
По факту вышло:
- Асфальт: 58 км
- Грейдер: 33 км
- Грунт: 35 км - Краткое описание: протяжённый маршрут с большим количеством непростых грунтовых и грейдерных участков берёт своё начало в Ржеве и финиширует в древнем городе Старица. По пути предусмотрено посещение города Зубцов, который расположен на высоких берегах Волги в месте её слияния с рекой Вазуза. Большая часть маршрута, как и всегда, максимально проложена вдоль берега Волги, благодаря чему по пути можно увидеть ряд красивых пейзажей. Так же из достопримечательностей на маршруте можно отметить большое количество старых церквей и соборов, многие из которых, к сожалению, почти полностью разрушены. Но, даже не смотря на это, они поражают своим былым величием и красотой архитектуры. В завершении маршрута было запланировано посещение Старицких каменоломен. Но, забегая вперёд скажу, что маршрут, к сожалению, не покорился мне в полном объёме, о чём я расскажу ниже.
- Достопримечательности: Воинский мемориал в Гнилево, Скорбященская церковь, Колокольня церкви Спаса Преображения; В Зубцове: Подвесной пешеходный мост через Волгу, Успенская церковь, памятник основанию Зубцово, усадьба Крымова, Печерская церковь, мемориал Победы с восхитительной смотровой площадкой на месте впадения реки Вазуза в Волгу; усадьба Массальское, Троицкая церковь, Спасская церковь, Введенская церковь, Старицкие каменоломни и пещеры (Барсучья, ДХБ), Казанская церковь.
- GPX трек маршрута с отметками:
Ржев – Зубцов – Старица (запланированный) (Яндекс Диск)
Ржев – Зубцов – Старица (фактический) (Яндекс Диск) - Маршрут на Strava: https://www.strava.com/activities/11863892975 Ржев – Зубцов – Старица (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
В шестой день моего велопутешествия вдоль Волги я должен был добраться из Ржева в Старицу и по пути посетить город Зубцов. Для этого мне предстояло проехать довольно длинный и сложный 140 километровый маршрут, 100 километров которого это грунтовые и грейдерные дороги.
GPX трек маршрута с отметками:
Ржев – Зубцов – Старица (запланированный) (Яндекс Диск)
Забегая вперёд скажу, что весь маршрут мне так и не покорился, по причине того, что я потерял много времени на разведку объезда плохого участка дороги и, вследствие чего, был вынужден скорректировать намеченные планы и последние 30 километров преодолеть по асфальтовому шоссе.
GPX трек маршрута: Ржев – Зубцов – Старица (фактический) (Яндекс Диск)
И так, отправившись в путь в 8 утра, вначале покидаю Ржев по асфальтовому шоссе, являющимся частью автомобильной дороги известной под названием «Золотое кольцо», то есть это дорога соединяет древние города России, включённые в туристический проект «Большое Золотое кольцо России», и в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры.
Несмотря на простой стартовый участок по асфальтовому шоссе, я, после предыдущих дней путешествия и жаркой погоды, не смог восстановится в полной мере, и периодически ощущал некоторую усталость. Но рассчитывал, что постепенно «раскачусь» и приду в норму.
Дорога на выезде из Ржева вполне комфортная и ровная, трафик не велик.
В какой-то момент вижу дорожный щит, который указывает мне, что прямо по шоссе до Старицы каких-то 42 км и даже до Твери всего 110 км, но у меня другие планы…
…вскоре я сворачиваю с шоссе в сторону на второстепенные и грунтовые дороги. Ведь я запланировал вначале добраться до ещё одного древнего города Зубцов и далее следовать как можно ближе к береговой линии Волги, как впрочем, я делал и раньше.
Свернув с шоссе, меня ожидала замечательная живописная дорога с красивым рельефом.
Вскоре эта асфальтовая дорога сменилась добротным грейдером, который вывел меня прямо к военному мемориалу, посвящённому Великой отечественной войне, у деревни Гнилово.
Здесь, у деревни Гнилово, расположена Братская могила воинов Красной Армии, всего почти 6 тыс. захоронений. Мемориал оказался полностью благоустроен и радует глаз своим состоянием.
А вот после мемориала дорога сильно изменилась и, конечно, не в лучшую сторону. Я даже её не сразу обнаружил, поскольку она представляла собой полузаросшее поле со слегка прикатанной травой некогда проехавшим здесь автотранспортом повышенной проходимости.
Проехав самый плохой участок дороги (так я думал на тот момент, но, на самом деле, худшее в этот день ещё было впереди), я выбрался на обычную накатанную грунтовую дорогу, по которой можно было передвигаться без особых проблем.
В скором времени с правой стороны показался силуэт разрушенной Скорбященской церкви, стоящей в чистом поле. Сворачиваю к ней и делаю небольшую остановку, чтобы перевести дух после сложного участка дороги.
Скорбященская церковь возведена в русско-византийском стиле в 1858 году из кирпича на погосте Никольский близ деревни Клешнево. Церковь разрушена после попаданий артиллерийских снарядов во время Ржевской битвы в период Великой Отечественной войны.
Еду дальше по живописной дороге вдоль лугов и полей у деревни Клешнево.
Выбираюсь на местную бетонную дорогу из дорожных плит, но вскоре снова сворачиваю на живописные грунтовки в лугах.
Через 5 километров меня ожидал следующий достоприм на маршруте, который я вначале сразу не заметил. Это заросшая высокими деревьями разрушенная колокольня церкви Спаса Преображения, построенная в 1899 году.
Церковь с колокольней были разрушены во время Ржевского сражения в период Великой Отечественной войны.
Лучше рассмотреть остатки колокольни можно на видео из сообщества Вконтакте "ЗАБЫТО И УТРАЧЕНО".
От колокольни еду дальше более 11 километров по грейдерной дороге вплоть до окраины Зубцова. Грейдер оказался не очень комфортным, местами присутствовала заметная гребёнка, а от проезжающих машин поднимались высокие столбы пыли.
Ближе к Зубцову местность становится более холмистой, иногда приходится взбираться по крутым склонам.
Делаю остановку на окраине одноэтажного Зубцова, чтобы сверить дальнейший маршрут через город. И в этот момент с одного из ближайших домов выходит пожилая женщина и спрашивает меня, куда и к кому я держу путь в Зубцове. На это я ей отвечаю, что просто еду мимо города и путешествую на велосипеде во время своего отпуска. И тут бабуля с недоумением смотрит выпученными глазами на мой велосипед с большой сумкой-штанами на багажнике и сразу восклицает «Что?! Отпуск? Как? И это можно назвать отдыхом? Господи, Боже мой!». И после даёт мне пару советов по ближайшему маршруту, а именно как проехать вдоль берега Волги под мостом, чтобы избежать крутых подъёмов и большого набора высоты. Что, кстати говоря, мне помогло!
Проехав ещё немного вдоль берега, останавливаюсь у запоминающегося пешеходного подвесного моста – своеобразной визитной карточки города. Этот мост является одним из всего лишь шести пешеходных мостов через Волгу.
Прямо напротив моста находится Успенский собор.
Каменный собор был построен в 1801 году на месте деревянной церкви возведённой в 1692 году зубцовским дворянином Максимом Цызыревым. В 1930-е годы собор был закрыт и использовался в качестве складских помещений, а после здесь и вовсе была устроена тюрьма. После освобождения Зубцова от немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, священник Василий Знаменский, который в своё время учился в семинарии на одном курсе с Иосифом Сталиным, добился открытия храма.
Рядом с этим местом, где сейчас расположен собор, раньше была крепость – Зубцовский кремль.
Кремль находился на высоком мысу левого берега, где река Волга делает крутой поворот, и в плане представлял овал с периметром земляных валов длинной около 830 м. Вал венчали деревянные стены и башни. Крепость также защищал ров глубиной 3,5 м.
Чуть дальше от собора на вершине того самого земляного вала расположена стела-монумент посвящённая основанию Зубцова и памятник пограничнику.
Отсюда открывается хороший вид на подвесной мост и Волгу.
После перехожу по мосту на противоположный берег, чтобы осмотреть остальную историческую часть города.
Несколько слов надо сказать об истории города. Зубцов - небольшой 6 тысячный старинный город, который впервые упоминается в летописях в 1216 году, этот год и считается годом основания. По одной из версий Зубцов был основан князем Всеволодом «Большое Гнездо» (такое прозвище он получил, потому что имел большое потомство – 12 детей) как крепость на западных рубежах Ростово-Суздальской земли. В разное время город входил в состав Владимирского и Тверского княжеств.
Во времена Смуты начала 17 века пограничный город неоднократно подвергался нападению польско-литовских интервентов и был разорён.
С начала 19 века, когда была построена Вышневолоцкая водная система, связавшая Санкт-Петербург с центральной частью страны и Поволжьем, Зубцов превратился в важный перевалочный пункт на водном пути.
В 1780 году Екатериной II был утверждён исторический герб Зубцова, на котором изображена крепостная стена, как символ пограничной крепости, на красном фоне.
Современный герб Зубцова создан на основе исторического герба и полностью его повторяет. На щите в красном поле изображена золотая стена со старинными зубьями.
Описание герба:
«В червлёном щите восемь же золотых остроконечных зубцов видимых».
До революции 1917 года Зубцов был богатым купеческим городом с населением более 4 тыс. человек. Через город проходили баржи в Тверь и Москву из Ржева, здесь было развито льноводство.
Продолжаю своё знакомство с городом и следую в его исторический центр, от которого после Великой Отечественной войны остались лишь единицы старых зданий. Одно из них это усадьба купца В.Д. Крымова – единственное полностью уцелевшее купеческое здание города. Усадьба возводилась почти 45 лет с 1830 по 1875 годы и включает бывший жилой дом, конюшню, каретник и ворота.
Далее поднимаюсь вверх по дороге на Московскую гору, здесь на её вершине, откуда открывается потрясающий вид на Волгу, расположен Зубцовский мемориальный комплекс.
Мемориал открыт в 1978 году и здесь захоронены около 15 тысяч бойцов Красной армии, павших в боях за освобождение города.
Главный элемент комплекса - это 15-метровый обелиск в виде штыка, расположенный у самого края крутого берега.
После мемориала выезжаю на трассу М-9 «Балтия» и пересекаю р. Вазузу.
Здесь, на противоположном берегу Вазузы заезжаю пообедать в хорошее кафе «На Твесркой», советую к посещению, вполне можно поесть во время долгой дороги.
Пообедав в кафе, покидаю Зубцов по новому отремонтированному участку дороги и добираюсь до шоссе «Золотое кольцо», где снова пересекаю Волгу и двигаюсь дальше вперёд в направлении Старицы.
Проехав около 7 км по шоссе, сворачиваю в сторону деревни Исаково и пытаюсь добраться до реки Волги, чтобы далее ехать вдоль её берега.
Вскоре асфальтовая дорога и вовсе закончилась и начались чарующие грунтовые дороги, проходящие то среди красивых сосен, то вдоль просторных полей и лугов.
У деревни Боброво, уже подустав и предчувствуя дальнейшую сложную дорогу, я остановился на небольшой отдых в тени деревьев. Впрочем, окружающие прекрасные просторы заряжали меня энергией, и, вскоре, я отправился дальше в путь.
Так еду по хорошим грунтовкам вплоть до деревни Коммуна
А вот после малой деревни Коммуна, с парой небольших домов и построек, мне предстояло преодолеть непростой грунтовый участок протяжённость около 7 километров до деревни Ведомково. Дороги здесь пролегали среди густого леса и местами сильно поросли травой и кустарниками.
Благо не так давно здесь, предположительно, проехали на квадроцикле и прокатали заросшие дороги оставив заметную колею, по которой я держал путь до деревни. Тут же заметил малоприятные следы диких животных, возможно медведей и волков.
Выбираюсь из лесной чащи в районе деревне Ведомково и далее следую по песчаному грейдеру до деревни Массальское.
В этой деревне расположена одноимённая усадьба, которая впервые упоминается ещё в конце 18 века. В середине 19 века усадьба принадлежала Пащенко Анне Яковлевне и её мужу штабс-капитану артиллерии Николаю Львовичу.
Главный дом усадьбы сильно разрушен и порос высоким борщевиком. В здании была использована уникальная система печного отопления. Так двухэтажное здание отапливалось небольшом количеством печей, дымоходы которых проходили внутри стены и обогревали сразу всё здание.
В дореволюционное время в деревне Массальское было производство строительного кирпича с клеймом «ПАП» из местной пригодной для этого красной глины. Эти кирпичи целыми баржами отправлялись от сюда вниз по Волге для строительства в Твери и Москве.
От Массальского спускаюсь вниз к берегу Волги и вскоре оказываюсь у преградившего мне путь глубокого брода через речку Иружа.
Отсюда до ближайшей деревни Подол с нормальной дорогой необходимо было проехать вдоль берега всего лишь не более 1,5 километров. Но оценив ситуацию, решил разведать ближайшие объездные дороги в стороне от берега. Тем более местный житель сказал мне, что вдоль берега дальше как таковой дороги нет, но вроде имеется объезд через лес в направлении деревни Подол.
Поехав в объезд, вскоре мне стало очевидно, что я постепенно сворачиваю в сторону и двигаюсь в ином направлении. Плучается, либо не о той дороге мне говорил местный житель, либо сам не туда свернул, но, в конце концов, я приехал к заросшему высокой травой полю. При этом по пути проехал или пересёк пешком три мелких брода через туже самую речку.
Судя по всему, эта дорога была специально проложена до сенокоса и заканчивалась у поля рядом с разрушенной Троицкой церковью.
Не желая ехать в обратном направлении и снова пересекать 4 брода, решил продираться сквозь заросли высокой травы, в том числе частично борщевика, в направлении ближайшей дороги у деревни Массальское. В итоге даже схватил пару ожогов на ногах от борщевика, которые в последующие дни никак не могли нормально зажить.
Не понимая точно как, но по каким-то полям и дорогам я вышел прямо во двор небольшой птицефермы и снова очутился в районе деревни Массальское.
На всё это блуждание в полях я потратил, наверное, больше часа. Много времени было упущено, поэтому далее решил выехать через деревню Орехово на асфальтовое шоссе и следовать по трассе «Золотое кольцо» прямиком до Старицы.
Свернув с запланированного маршрута, я не осмотрел некоторые старые церкви и не посетил первую из нескольких заброшенных, так называемых Старицких каменоломен у деревни Молоково. Именно в этих каменоломнях, расположенных вдоль берегов Волги на протяжении 40 километрового участка, добывали камень для строительства домов, монастырей, церквей и иных сооружений в Старице и других городах.
До финиша оставалось чуть более часа езды по не самой комфортной, но вполне приемлемой автомобильной трассе.
В Старице заселился в хорошей квартире-студии со свежим ремонтом. Отелей в городе не много, а предложений по сдаче квартир совсем мало, поэтому стоимость аренды была выше, чем в Ржеве. Эта студия обошлась мне в 2 250 р/сутки.
Правда, надо сказать, что это жильё было «сладкой конфеткой» внутри, но имело непривлекательную «обёртку» снаружи.
В общем, не смотря на внешний вид дома, своим проживанием в данной квартире остался доволен. Всё самое необходимое и даже больше было в наличии.
Резюмируя сегодняшнюю поездку, понял, что при планировании маршрута путешествия, а именно на сегодняшнем перегоне из Ржева в Старицу, не учёл объём грунтовых дорог, который для велосипеда с уже увесистыми сумками (приобретаемые сувениры и гостинцы начали ощущаться) оказался через-чур большим. Об этом я ещё и дальше не раз вспомню по пути из Старицы в Тверь.
В заключении ещё скажу, что если вы захотите повторить данный маршрут из Ржева в Старицу через Зубцов, то советую после Зубцова ехать по левому берегу, где есть не менее красивые виды с достопримечательностями , а вот дороги заметно лучше в основном это шоссе и грейдер с небольшим количеством проезжаемых без проблем грунтовок. По левому берегу Волги от Старицы до Зубцова я ещё проеду, о чём подробней расскажу в одной из следующих статей.
В следующей статье, которая выйдет в свет в ближайшее время, расскажу об истории и достопримечательностях города Старица.
Спасибо за внимание!