Найти в Дзене

Велопутешествие «К истоку Волги». День 6. «Ржев – Зубцов – Старица» или «Сложная дорога до Старицы». Осмотр древнего города Зубцов.

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 11 июля 2024 года
  • Сложность: 5 из 5 баллов
  • Местоположение: юг Тверской области. Ржев, Зубцов, Старица
  • Протяжённость: ≈ 142 км (по факту 126 км)
  • Набор высоты: 800 м (по картам Strava)
  • Покрытие (было запланировано):
    - Асфальт: 41 км
    - Грейдер: 49 км
    - Грунт: 52 км
    По факту вышло:
    - Асфальт: 58 км
    - Грейдер: 33 км
    - Грунт: 35 км
  • Краткое описание: протяжённый маршрут с большим количеством непростых грунтовых и грейдерных участков берёт своё начало в Ржеве и финиширует в древнем городе Старица. По пути предусмотрено посещение города Зубцов, который расположен на высоких берегах Волги в месте её слияния с рекой Вазуза. Большая часть маршрута, как и всегда, максимально проложена вдоль берега Волги, благодаря чему по пути можно увидеть ряд красивых пейзажей. Так же из достопримечательностей на маршруте можно отметить большое количество старых церквей и соборов, многие из которых, к сожалению, почти полностью разрушены. Но, даже не смотря на это, они поражают своим былым величием и красотой архитектуры. В завершении маршрута было запланировано посещение Старицких каменоломен. Но, забегая вперёд скажу, что маршрут, к сожалению, не покорился мне в полном объёме, о чём я расскажу ниже.
  • Достопримечательности: Воинский мемориал в Гнилево, Скорбященская церковь, Колокольня церкви Спаса Преображения; В Зубцове: Подвесной пешеходный мост через Волгу, Успенская церковь, памятник основанию Зубцово, усадьба Крымова, Печерская церковь, мемориал Победы с восхитительной смотровой площадкой на месте впадения реки Вазуза в Волгу; усадьба Массальское, Троицкая церковь, Спасская церковь, Введенская церковь, Старицкие каменоломни и пещеры (Барсучья, ДХБ), Казанская церковь.
  • GPX трек маршрута с отметками:
    Ржев – Зубцов – Старица (запланированный) (Яндекс Диск)
    Ржев – Зубцов – Старица (фактический) (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: https://www.strava.com/activities/11863892975 Ржев – Зубцов – Старица (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

В шестой день моего велопутешествия вдоль Волги я должен был добраться из Ржева в Старицу и по пути посетить город Зубцов. Для этого мне предстояло проехать довольно длинный и сложный 140 километровый маршрут, 100 километров которого это грунтовые и грейдерные дороги.

День 6. Схема запланированного маршрута «Ржев – Зубцов – Старица»
День 6. Схема запланированного маршрута «Ржев – Зубцов – Старица»

GPX трек маршрута с отметками:
Ржев – Зубцов – Старица (запланированный) (Яндекс Диск)
Забегая вперёд скажу, что весь маршрут мне так и не покорился, по причине того, что я потерял много времени на разведку объезда плохого участка дороги и, вследствие чего, был вынужден скорректировать намеченные планы и последние 30 километров преодолеть по асфальтовому шоссе.

День 6. Схема фактически проеханного маршрута «Ржев – Зубцов – Старица»
День 6. Схема фактически проеханного маршрута «Ржев – Зубцов – Старица»

GPX трек маршрута: Ржев – Зубцов – Старица (фактический) (Яндекс Диск)

И так, отправившись в путь в 8 утра, вначале покидаю Ржев по асфальтовому шоссе, являющимся частью автомобильной дороги известной под названием «Золотое кольцо», то есть это дорога соединяет древние города России, включённые в туристический проект «Большое Золотое кольцо России», и в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры.

Автодорога "Золотое кольцо"
Автодорога "Золотое кольцо"

Несмотря на простой стартовый участок по асфальтовому шоссе, я, после предыдущих дней путешествия и жаркой погоды, не смог восстановится в полной мере, и периодически ощущал некоторую усталость. Но рассчитывал, что постепенно «раскачусь» и приду в норму.

Въездная стела на выезде из Ржева
Въездная стела на выезде из Ржева
Шоссе на выезде из Ржева
Шоссе на выезде из Ржева

Дорога на выезде из Ржева вполне комфортная и ровная, трафик не велик.

В какой-то момент вижу дорожный щит, который указывает мне, что прямо по шоссе до Старицы каких-то 42 км и даже до Твери всего 110 км, но у меня другие планы…

До Старицы по шоссе всего 42 км.
До Старицы по шоссе всего 42 км.

…вскоре я сворачиваю с шоссе в сторону на второстепенные и грунтовые дороги. Ведь я запланировал вначале добраться до ещё одного древнего города Зубцов и далее следовать как можно ближе к береговой линии Волги, как впрочем, я делал и раньше.

-7

Свернув с шоссе, меня ожидала замечательная живописная дорога с красивым рельефом.

Второстепенная дорога после съезда с шоссе.
Второстепенная дорога после съезда с шоссе.

Вскоре эта асфальтовая дорога сменилась добротным грейдером, который вывел меня прямо к военному мемориалу, посвящённому Великой отечественной войне, у деревни Гнилово.

Грейдер до деревни Гнилово
Грейдер до деревни Гнилово
Военный мемориал у деревни Гнилово.
Военный мемориал у деревни Гнилово.

Здесь, у деревни Гнилово, расположена Братская могила воинов Красной Армии, всего почти 6 тыс. захоронений. Мемориал оказался полностью благоустроен и радует глаз своим состоянием.

А вот после мемориала дорога сильно изменилась и, конечно, не в лучшую сторону. Я даже её не сразу обнаружил, поскольку она представляла собой полузаросшее поле со слегка прикатанной травой некогда проехавшим здесь автотранспортом повышенной проходимости.

Постепенно дорога становилась лучше
Постепенно дорога становилась лучше

Проехав самый плохой участок дороги (так я думал на тот момент, но, на самом деле, худшее в этот день ещё было впереди), я выбрался на обычную накатанную грунтовую дорогу, по которой можно было передвигаться без особых проблем.

Хорошая грунтовка.
Хорошая грунтовка.

В скором времени с правой стороны показался силуэт разрушенной Скорбященской церкви, стоящей в чистом поле. Сворачиваю к ней и делаю небольшую остановку, чтобы перевести дух после сложного участка дороги.

Скорбященская церковь и её колокольня.
Скорбященская церковь и её колокольня.

Скорбященская церковь возведена в русско-византийском стиле в 1858 году из кирпича на погосте Никольский близ деревни Клешнево. Церковь разрушена после попаданий артиллерийских снарядов во время Ржевской битвы в период Великой Отечественной войны.

Фото велосипеда на фоне церкви напоследок.
Фото велосипеда на фоне церкви напоследок.

Еду дальше по живописной дороге вдоль лугов и полей у деревни Клешнево.

Грунтовая дорога в направлении д. Клешнево.
Грунтовая дорога в направлении д. Клешнево.
Грейдер через поля у д. Клешнево
Грейдер через поля у д. Клешнево
Поля
Поля

Выбираюсь на местную бетонную дорогу из дорожных плит, но вскоре снова сворачиваю на живописные грунтовки в лугах.

«Бетонка» из Клешнево
«Бетонка» из Клешнево
И снова живописные грунтовки в лугах
И снова живописные грунтовки в лугах

Через 5 километров меня ожидал следующий достоприм на маршруте, который я вначале сразу не заметил. Это заросшая высокими деревьями разрушенная колокольня церкви Спаса Преображения, построенная в 1899 году.

Церковь с колокольней были разрушены во время Ржевского сражения в период Великой Отечественной войны.

Лучше рассмотреть остатки колокольни можно на видео из сообщества Вконтакте "ЗАБЫТО И УТРАЧЕНО".

От колокольни еду дальше более 11 километров по грейдерной дороге вплоть до окраины Зубцова. Грейдер оказался не очень комфортным, местами присутствовала заметная гребёнка, а от проезжающих машин поднимались высокие столбы пыли.

Ближе к Зубцову местность становится более холмистой, иногда приходится взбираться по крутым склонам.

Дорога рядом с Зубцовым
Дорога рядом с Зубцовым

Делаю остановку на окраине одноэтажного Зубцова, чтобы сверить дальнейший маршрут через город. И в этот момент с одного из ближайших домов выходит пожилая женщина и спрашивает меня, куда и к кому я держу путь в Зубцове. На это я ей отвечаю, что просто еду мимо города и путешествую на велосипеде во время своего отпуска. И тут бабуля с недоумением смотрит выпученными глазами на мой велосипед с большой сумкой-штанами на багажнике и сразу восклицает «Что?! Отпуск? Как? И это можно назвать отдыхом? Господи, Боже мой!». И после даёт мне пару советов по ближайшему маршруту, а именно как проехать вдоль берега Волги под мостом, чтобы избежать крутых подъёмов и большого набора высоты. Что, кстати говоря, мне помогло!

Автомобильный мост через Волгу на трассе «Золотое кольцо»
Автомобильный мост через Волгу на трассе «Золотое кольцо»
Вид на Волгу у моста.
Вид на Волгу у моста.

Проехав ещё немного вдоль берега, останавливаюсь у запоминающегося пешеходного подвесного моста – своеобразной визитной карточки города. Этот мост является одним из всего лишь шести пешеходных мостов через Волгу.

Подвесной пешеходный мост через Волгу длиной 118 метров был построен в 1978 году. Высота моста над рекой 10-12 метров.
Подвесной пешеходный мост через Волгу длиной 118 метров был построен в 1978 году. Высота моста над рекой 10-12 метров.

Прямо напротив моста находится Успенский собор.

Успенский собор.
Успенский собор.

Каменный собор был построен в 1801 году на месте деревянной церкви возведённой в 1692 году зубцовским дворянином Максимом Цызыревым. В 1930-е годы собор был закрыт и использовался в качестве складских помещений, а после здесь и вовсе была устроена тюрьма. После освобождения Зубцова от немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, священник Василий Знаменский, который в своё время учился в семинарии на одном курсе с Иосифом Сталиным, добился открытия храма.

Успенский собор, 1910г. Отреставрированное фотография знаменитого Прокудин-Горского.
Успенский собор, 1910г. Отреставрированное фотография знаменитого Прокудин-Горского.

Рядом с этим местом, где сейчас расположен собор, раньше была крепость – Зубцовский кремль.

Кремль находился на высоком мысу левого берега, где река Волга делает крутой поворот, и в плане представлял овал с периметром земляных валов длинной около 830 м. Вал венчали деревянные стены и башни. Крепость также защищал ров глубиной 3,5 м.

Чуть дальше от собора на вершине того самого земляного вала расположена стела-монумент посвящённая основанию Зубцова и памятник пограничнику.

Монумент основанию Зубцова (1216 год – первое упоминание в летописях)
Монумент основанию Зубцова (1216 год – первое упоминание в летописях)

Отсюда открывается хороший вид на подвесной мост и Волгу.

-35

После перехожу по мосту на противоположный берег, чтобы осмотреть остальную историческую часть города.

Вид на Волгу с моста.
Вид на Волгу с моста.

Несколько слов надо сказать об истории города. Зубцов - небольшой 6 тысячный старинный город, который впервые упоминается в летописях в 1216 году, этот год и считается годом основания. По одной из версий Зубцов был основан князем Всеволодом «Большое Гнездо» (такое прозвище он получил, потому что имел большое потомство – 12 детей) как крепость на западных рубежах Ростово-Суздальской земли. В разное время город входил в состав Владимирского и Тверского княжеств.

Во времена Смуты начала 17 века пограничный город неоднократно подвергался нападению польско-литовских интервентов и был разорён.

С начала 19 века, когда была построена Вышневолоцкая водная система, связавшая Санкт-Петербург с центральной частью страны и Поволжьем, Зубцов превратился в важный перевалочный пункт на водном пути.

В 1780 году Екатериной II был утверждён исторический герб Зубцова, на котором изображена крепостная стена, как символ пограничной крепости, на красном фоне.

Современный герб Зубцова создан на основе исторического герба и полностью его повторяет. На щите в красном поле изображена золотая стена со старинными зубьями.

Герб Зубцова
Герб Зубцова

Описание герба:

«В червлёном щите восемь же золотых остроконечных зубцов видимых».

До революции 1917 года Зубцов был богатым купеческим городом с населением более 4 тыс. человек. Через город проходили баржи в Тверь и Москву из Ржева, здесь было развито льноводство.

Продолжаю своё знакомство с городом и следую в его исторический центр, от которого после Великой Отечественной войны остались лишь единицы старых зданий. Одно из них это усадьба купца В.Д. Крымова – единственное полностью уцелевшее купеческое здание города. Усадьба возводилась почти 45 лет с 1830 по 1875 годы и включает бывший жилой дом, конюшню, каретник и ворота.

Усадьба купца В.Д. Крумова. Здесь теперь расположена школа.
Усадьба купца В.Д. Крумова. Здесь теперь расположена школа.

Далее поднимаюсь вверх по дороге на Московскую гору, здесь на её вершине, откуда открывается потрясающий вид на Волгу, расположен Зубцовский мемориальный комплекс.

Мемориал открыт в 1978 году и здесь захоронены около 15 тысяч бойцов Красной армии, павших в боях за освобождение города.

Главный элемент комплекса - это 15-метровый обелиск в виде штыка, расположенный у самого края крутого берега.

Обелиск мемориала.
Обелиск мемориала.

После мемориала выезжаю на трассу М-9 «Балтия» и пересекаю р. Вазузу.

Трасса М-9 с мостом через р. Вазуза.
Трасса М-9 с мостом через р. Вазуза.
Въездной знак «Зубцов» и памятник танку Т-34 у трассы М-9
Въездной знак «Зубцов» и памятник танку Т-34 у трассы М-9
Герб Зубцова
Герб Зубцова

Здесь, на противоположном берегу Вазузы заезжаю пообедать в хорошее кафе «На Твесркой», советую к посещению, вполне можно поесть во время долгой дороги.

Пообедав в кафе, покидаю Зубцов по новому отремонтированному участку дороги и добираюсь до шоссе «Золотое кольцо», где снова пересекаю Волгу и двигаюсь дальше вперёд в направлении Старицы.

Холмистая дорога в Зубцове.
Холмистая дорога в Зубцове.
Снова пересекаю Волгу и записываю на свой счёт очередной посещённый мост через Великую реку.
Снова пересекаю Волгу и записываю на свой счёт очередной посещённый мост через Великую реку.
Шоссе «Золотое кольцо»
Шоссе «Золотое кольцо»

Проехав около 7 км по шоссе, сворачиваю в сторону деревни Исаково и пытаюсь добраться до реки Волги, чтобы далее ехать вдоль её берега.

Вскоре асфальтовая дорога и вовсе закончилась и начались чарующие грунтовые дороги, проходящие то среди красивых сосен, то вдоль просторных полей и лугов.

У деревни Боброво, уже подустав и предчувствуя дальнейшую сложную дорогу, я остановился на небольшой отдых в тени деревьев. Впрочем, окружающие прекрасные просторы заряжали меня энергией, и, вскоре, я отправился дальше в путь.

За очередным поворотом показалась Волга.
За очередным поворотом показалась Волга.
Грунтовая дорога через небольшую берёзовую рощу.
Грунтовая дорога через небольшую берёзовую рощу.

Так еду по хорошим грунтовкам вплоть до деревни Коммуна

По дороге пересекаю первый и совсем не последний брод через ручей на маршруте.
По дороге пересекаю первый и совсем не последний брод через ручей на маршруте.
Здесь же повстречались хорошо знакомый «борщевик», вымахавший более чем на 2 метра в высоту.
Здесь же повстречались хорошо знакомый «борщевик», вымахавший более чем на 2 метра в высоту.

А вот после малой деревни Коммуна, с парой небольших домов и построек, мне предстояло преодолеть непростой грунтовый участок протяжённость около 7 километров до деревни Ведомково. Дороги здесь пролегали среди густого леса и местами сильно поросли травой и кустарниками.

Благо не так давно здесь, предположительно, проехали на квадроцикле и прокатали заросшие дороги оставив заметную колею, по которой я держал путь до деревни. Тут же заметил малоприятные следы диких животных, возможно медведей и волков.

Воинское захоронение у опустевшей деревни Волыново.
Воинское захоронение у опустевшей деревни Волыново.

Выбираюсь из лесной чащи в районе деревне Ведомково и далее следую по песчаному грейдеру до деревни Массальское.

Грейдер до д. Массальское
Грейдер до д. Массальское

В этой деревне расположена одноимённая усадьба, которая впервые упоминается ещё в конце 18 века. В середине 19 века усадьба принадлежала Пащенко Анне Яковлевне и её мужу штабс-капитану артиллерии Николаю Львовичу.

Главный дом усадьбы сильно разрушен и порос высоким борщевиком. В здании была использована уникальная система печного отопления. Так двухэтажное здание отапливалось небольшом количеством печей, дымоходы которых проходили внутри стены и обогревали сразу всё здание.

В дореволюционное время в деревне Массальское было производство строительного кирпича с клеймом «ПАП» из местной пригодной для этого красной глины. Эти кирпичи целыми баржами отправлялись от сюда вниз по Волге для строительства в Твери и Москве.

Берег Волги у деревни Массальское.
Берег Волги у деревни Массальское.

От Массальского спускаюсь вниз к берегу Волги и вскоре оказываюсь у преградившего мне путь глубокого брода через речку Иружа.

Довольно глубокий брод более чем по колено. Для его пересечения пришлось бы переносить сумку отдельно от велосипеда.
Довольно глубокий брод более чем по колено. Для его пересечения пришлось бы переносить сумку отдельно от велосипеда.

Отсюда до ближайшей деревни Подол с нормальной дорогой необходимо было проехать вдоль берега всего лишь не более 1,5 километров. Но оценив ситуацию, решил разведать ближайшие объездные дороги в стороне от берега. Тем более местный житель сказал мне, что вдоль берега дальше как таковой дороги нет, но вроде имеется объезд через лес в направлении деревни Подол.

Вначале объездная дорога была весьма неплохой.
Вначале объездная дорога была весьма неплохой.

Поехав в объезд, вскоре мне стало очевидно, что я постепенно сворачиваю в сторону и двигаюсь в ином направлении. Плучается, либо не о той дороге мне говорил местный житель, либо сам не туда свернул, но, в конце концов, я приехал к заросшему высокой травой полю. При этом по пути проехал или пересёк пешком три мелких брода через туже самую речку.

Очередной брод через р. Иружу
Очередной брод через р. Иружу

Судя по всему, эта дорога была специально проложена до сенокоса и заканчивалась у поля рядом с разрушенной Троицкой церковью.

Троицкая церковь, к которой я даже не стал подходить из-за заросшей местности вокруг. Церковь была построена в 1980 году и находилась в центре ныне не существующего села Иружи.
Троицкая церковь, к которой я даже не стал подходить из-за заросшей местности вокруг. Церковь была построена в 1980 году и находилась в центре ныне не существующего села Иружи.
Сенокос и колокольня Троицкой церкви на дальнем плане.
Сенокос и колокольня Троицкой церкви на дальнем плане.

Не желая ехать в обратном направлении и снова пересекать 4 брода, решил продираться сквозь заросли высокой травы, в том числе частично борщевика, в направлении ближайшей дороги у деревни Массальское. В итоге даже схватил пару ожогов на ногах от борщевика, которые в последующие дни никак не могли нормально зажить.

Не понимая точно как, но по каким-то полям и дорогам я вышел прямо во двор небольшой птицефермы и снова очутился в районе деревни Массальское.

На всё это блуждание в полях я потратил, наверное, больше часа. Много времени было упущено, поэтому далее решил выехать через деревню Орехово на асфальтовое шоссе и следовать по трассе «Золотое кольцо» прямиком до Старицы.

Грейдер до Орехово.
Грейдер до Орехово.

Свернув с запланированного маршрута, я не осмотрел некоторые старые церкви и не посетил первую из нескольких заброшенных, так называемых Старицких каменоломен у деревни Молоково. Именно в этих каменоломнях, расположенных вдоль берегов Волги на протяжении 40 километрового участка, добывали камень для строительства домов, монастырей, церквей и иных сооружений в Старице и других городах.

До финиша оставалось чуть более часа езды по не самой комфортной, но вполне приемлемой автомобильной трассе.

Трасса «Золотое кольцо» в направлении Старицы
Трасса «Золотое кольцо» в направлении Старицы
Долгожданный дорожный знак «Старица» на финише.
Долгожданный дорожный знак «Старица» на финише.

В Старице заселился в хорошей квартире-студии со свежим ремонтом. Отелей в городе не много, а предложений по сдаче квартир совсем мало, поэтому стоимость аренды была выше, чем в Ржеве. Эта студия обошлась мне в 2 250 р/сутки.

Правда, надо сказать, что это жильё было «сладкой конфеткой» внутри, но имело непривлекательную «обёртку» снаружи.

В общем, не смотря на внешний вид дома, своим проживанием в данной квартире остался доволен. Всё самое необходимое и даже больше было в наличии.

Резюмируя сегодняшнюю поездку, понял, что при планировании маршрута путешествия, а именно на сегодняшнем перегоне из Ржева в Старицу, не учёл объём грунтовых дорог, который для велосипеда с уже увесистыми сумками (приобретаемые сувениры и гостинцы начали ощущаться) оказался через-чур большим. Об этом я ещё и дальше не раз вспомню по пути из Старицы в Тверь.

В заключении ещё скажу, что если вы захотите повторить данный маршрут из Ржева в Старицу через Зубцов, то советую после Зубцова ехать по левому берегу, где есть не менее красивые виды с достопримечательностями , а вот дороги заметно лучше в основном это шоссе и грейдер с небольшим количеством проезжаемых без проблем грунтовок. По левому берегу Волги от Старицы до Зубцова я ещё проеду, о чём подробней расскажу в одной из следующих статей.

В следующей статье, которая выйдет в свет в ближайшее время, расскажу об истории и достопримечательностях города Старица.

Спасибо за внимание!