В годы Второй мировой войны немецкие Панцерваффе (бронетанковые войска) в подавляющем большинстве своем использовали бензиновые двигатели, разработанные преимущественно фирмой Maybach. Это решение, хотя и имело свои преимущества, также привело к определенным сложностям, особенно по сравнению с дизельными двигателями, применявшимися в советской бронетехнике.
Основные двигатели немецких танков:
Почти все серийные немецкие танки Второй мировой войны оснащались исключительно карбюраторными бензиновыми двигателями жидкостного охлаждения. Монополистом в их разработке и производстве была компания Maybach. В конце XIX века Вильгельм Майбах
совместно с Готлибом Даймлером разработали один из первых двигателей внутреннего сгорания.
1. Maybach HL 100: Один из ранних 12-цилиндровых V-образных двигателей мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Он использовался на прототипах и первых модификациях танка Pz.Kpfw. III.
2. Maybach HL 108: Развитие HL 100, мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин. Устанавливался на танках Pz.Kpfw. III.
3. Maybach HL 120 (и его модификации, например, HL 120 TRM): Самый распространенный двигатель, устанавливавшийся на значительную часть средних танков и самоходных артиллерийских установок Вермахта. Он также был 12-цилиндровым V-образным, жидкостного охлаждения, развивал 300 л.с. при 3000 об/мин. Этим двигателем оснащались, например, танки Pz.Kpfw. III (начиная с модификации Ausf. E) и Pz.Kpfw. IV (все модификации). В Pz.Kpfw. III двигатель соединялся с трансмиссией длинным карданным валом, проходившим через боевое отделение.
4. Maybach HL 210 (P-30): Более мощный 12-цилиндровый V-образный двигатель объемом 21,4 литра, созданный для тяжелых танков, таких как первые модификации Pz.Kpfw. VI Tiger I и Pz.Kpfw. V Panther. Он развивал 650 л.с. при 3000-3200 об/мин. По своей конструкции он во многом повторял HL 120, но имел увеличенный в два раза рабочий объем и ряд других улучшений.
5. Maybach HL 230: Развитие HL 210, также мощностью 650 л.с., который стал стандартным двигателем для танков Panther, поздних Tiger I и тяжелых Tiger II ("Королевский Тигр"). Однако у HL 210 и HL 230 были проблемы с надежностью, которые так и не были полностью решены.
6. Maybach HL 295: Разработанный ближе к концу войны (1943-1945 годы) как еще более мощный агрегат (1000-1400 л.с. с турбонаддувом) для перспективной техники, такой как Panther II и Tiger II Ausf.B. Однако в серийное производство в Германии он не пошел и использовался в основном во французских послевоенных танковых проектах.
Почему бензиновые двигатели и почему Maybach?
Выбор бензиновых двигателей для немецкой бронетехники был обусловлен несколькими ключевыми факторами:
Технические традиции и монополия Maybach: Германия имела давние традиции в разработке бензиновых двигателей, особенно для автомобильной и военной техники. Компания Maybach к началу войны стала фактическим монополистом на рынке танковых двигателей и активно лоббировала свои бензиновые разработки. Карл Майбах, глава компании, препятствовал внедрению дизельных альтернатив.
Концепция маневренной войны: Немецкая военная доктрина, ориентированная на скорость и маневренность (блицкриг), требовала двигателей, способных обеспечивать высокую мощность при относительно компактных размерах и высоких оборотах. Бензиновые двигатели Maybach соответствовали этим требованиям. Высокие обороты двигателей позволяли использовать более легкие и надежные трансмиссии, что было важно для маневренности.
Простота производства и эксплуатации (в начале войны): На момент начала войны бензиновые двигатели считались достаточно мощными и были примерно в три раза дешевле в производстве, чем дизельные. Их также было проще обслуживать в полевых условиях при отсутствии высококвалифицированного персонала.
Производственные ограничения: Несмотря на то что в Германии велись разработки дизельных двигателей (например, Daimler-Benz MB 809), переход на их массовое производство потребовал бы значительной переналадки производственных линий и обучения персонала, а также разработки новых трансмиссий. В условиях войны на это просто не хватало времени и ресурсов.
Топливный баланс: Распространено мнение о дефиците дизельного топлива в Германии. Однако Германия производила синтетическое топливо из угля, и к 1944 году объем синтезированного дизельного топлива даже превышал объем бензина. Однако флот (Кригсмарине) был крупным потребителем дизельного топлива и мазута, что влияло на его доступность для армии.
Недостатки бензиновых двигателей:
Пожароопасность: Бензин значительно более горюч, чем дизельное топливо, что делало немецкие танки более уязвимыми к возгоранию при попадании снарядов. Немецкие командиры были осведомлены об этом недостатке. Советские средние и тяжелые танки на дизелях при попадании не горели, как немецкие, что увеличивало его "живучесть".
Высокий расход топлива: Бензиновые двигатели потребляли больше топлива, чем дизельные аналоги.
Проблемы с надежностью: Несмотря на все достоинства, более мощные двигатели Maybach HL 210 и HL 230, устанавливаемые на тяжелые танки, часто страдали от недостаточной надежности, что приводило к техническим поломкам и потерям техники.
Таким образом, немецкие Панцерваффе всю войну сражались на бензиновых двигателях Maybach, которые обеспечивали необходимую скорость и маневренность, но имели недостатки в виде повышенной пожароопасности и, в некоторых случаях, недостаточной надежности.
Статья по теме:
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!