Закончилось жаркое крымское лето. Закончился сезон купания и пляжа. Разъехались туристы. И мы решили посетить музей винзавода «Солнечная Долина».
Винный завод «Солнечная Долина» имеет давнюю историю.
В мае 1887 года светлейший князь Лев Сергеевич Голицын приобретает Токлукское имение (ныне село Богатовка Судакского района Крыма) у статской советницы Анастасии Николаевны Эссен с целью выращивания винограда для игристых вин. Но, к сожалению, или к нашему счастью, шампанского из винограда Токлукских виноградников не получилось, так как из-за особенностей грунта и климата виноград содержал большое количество сахара и не выбраживал полностью. Тогда Голицын принял решение начать производство вина.
В то время Голицын уже строил подвалы в Новом Свете и испытывал материальные трудности. И в 1888 году он едет в Петербург к светлейшему князю Константину Александровичу Горчакову с предложением купить перспективные для виноградарства и виноделия земли Токлукского имения. Так К. А. Горчаков становится владельцем земель тогда ещё никому не известного, пустынного места, в последующем приобретшего известность как имение Горчакова, или Архадерессе.
Голицын становится управляющим, а Горчаков - владельцем и «кошельком», выделявшим деньги на развитие имения по первому запросу. За 11 лет Горчаков вложил в развитие имения 1 мил. 200 тыс. золотом. За это время было высажено более 100 гектаров промышленных виноградников, построены подвалы, созданы фирменные вина имения «Архадерессе». А 1888 год становится датой основания завода.
«Архадерессе» - есть мнение, что название своему имению дал князь К. А. Горчаков. В переводе с тюркского оно означает «спина оврагов». Есть и ещё мнение относительно значения этого красивого слова. «Арха» - с греческого – архаикос (старинный, древний), «дерессе» - с тюркского (овраг, ущелье). Не знаю, что из этого правда, но «Архадерессе» звучит загадочно и красиво.
В последующем, с переменой власти, на месте имения был совхоз, потом колхоз, также в разные годы были объединения и с заводом «Массандра», и с «Новым Светом», и уже в наши годы «Солнечная Долина» становится самостоятельным предприятием.
На территории завода по-прежнему пользуются подвалами, построенными во времена Голицына.
Подвалы построены особым методом: для их строительства не копали котлована, а использовали естественный рельеф ущелий и оврагов. Вначале в них расчищали дно, выравнивали стены, а после облицовывали стены и выстраивали крышу из камня, добытого на мысе Меганом. В подвалах предусмотрена естественная вентиляция, которая позволяет поддерживать постоянную температуру и влажность, что очень важно для вина (такую вентиляцию применяют и при строительстве современных подвалов). Стены и потолок в подвалах покрыты плесенью, ее не убирают, так как она тоже очень важна. Это особая плесень, ее даже специально выращивают в лабораториях и подсаживают в подвалы, она помогает сохранить особый микроклимат. Но, несмотря на пользу плесени, стены на уровне бочек все же белят известью с медным купоросом. Таким же составом побелены бортики бочек - это делается для предотвращения попадания плесени на бочки.
Подходим к первому подвалу - подвалу № 4. Он был построен в 1899 году. По стене и над входом в подвал раскинул свои ветви вечнозелёный плющ, его возраст более ста лет.
Заходим внутрь. Перед нами большой зал с расположенными в три ряда огромными бочками (бутами). В них выдерживается вино «Чёрный полковник». Запах этого потрясающего вина и дубовых бочек наполняет густым ароматом весь подвал, кажется, что им пропитан не только воздух, но и стены.
Буты изготовлены из кавказского дуба. Срок службы таких бутов - 70 лет. В срок службы учитываются только те года, в которые буты наполнены вином.
Буты заполняются вином по винопроводу через верхнее отверстие, а выкачивается – через нижнее. Вино в буте стоит один год, потом оно перекачивается в другой бут, так как если этого не делать, стенки бута обрастут винным камнем, и дуб не будет отдавать свои полезные свойства вину. И, конечно, у меня возник вопрос, а как же они моются и чистятся?
Оказывается, в нижней части бута (там, где сливная горловина) есть форточка, её размер - всего 30 на 45 см. Сначала, после выкачки вина, форточка открывается, и бут проветривается. Потом через форточку внутрь залезает работник, который сначала обрабатывает стенки холодной водой, чтобы убрать винный камень, потом щеточкой и скребком с каждой досточки счищает винный камень. После стенки натираются кальцинированной содой, человек вылезает, форточка закрывается, а внутрь подаётся пар. Парят бочку полчаса. После пара работник опять чистит бочку скребком. После чистки и сушки специальная лаборатория берёт пробы, и, если всё нормально, то бут вновь заполняют вином.
Так как во время чистки часть древесины со стенок счищается и объём бута увеличивается, то раз в десять лет его перемеряют, и его объём указывают на передней стенке, там же указывают и дату последнего замера.
В подвале три яруса. Спускаемся вниз. На нижние этажи ведёт узкая, крутая каменная лестница.
На втором этаже два параллельных туннеля с арочными потолками. Здесь хранится уже разлитое по бутылкам марочное вино.
Спускаемся ещё ниже. Третий этаж внешне ничем не отличается от второго. Также два туннеля, только вход закрыт железными решётками. Здесь «опасная зона» – на этом этаже выдерживают игристое вино (шампанское).
Шампанское бродит и выдерживается в стеклянных бутылках. Выдержка (вторичное брожение) в бутылках идёт от года до трёх лет. Во время брожения в бутылках скапливается осадок. Для того чтобы убрать осадок из бутылок, их запечатывают временной пробкой и устанавливают в специальные подставки (пюпитры) под определённым углом горлышком вниз. После чего бутылку постепенно поворачивают и переворачивают на опредёленный градус до тех пор, пока она не будет повёрнута горлышком вниз. Раньше эти манипуляции выполнялись вручную. Сейчас же это специальные корзины, в которые помещаются бутылки, и переворот осуществляет автоматика в соответствии с установленной программой. Так как бутылка находится горлышком вниз, то и осадок опускается в горлышко. После того как время выдержки завершено, горлышко бутылки замораживают, бутылку встряхивают, крышку поддевают специальным ножом, и под давлением крышка и замёрзший кусок с осадком вылетают. Бутылку доливают вином и закупоривают постоянной пробкой из пробкового дерева. После чего шампанское поступает к потребителю.
Долго здесь не задерживаемся, так как, по словам нашего экскурсовода, бутылки из-за высокого в них давления (5,5 – 6 атмосфер) иногда взрываются (действительно на полу можно увидеть остатки битового стекла), и отправляемся в следующий подвал.
Следующий подвал, который мы посетили, - подвал № 2. Его строительство было закончено в 1895 году. Здание имеет интересную архитектуру: снаружи напоминает старинный замок с зубчатым обрамлением крыши и массивными воротами арочного типа. В верхней надземной части раньше было административное здание, сейчас там располагается лаборатория. Спереди - большие, массивные ворота, ведущие внутрь подвала.
Заходим внутрь. Узкий тоннель подвала изгибается змейкой и уходит вглубь на 110 метров. В глаза сразу бросается надпись над арочным проходом: «Уменье пить не всем дано. Уменье пить – искусство. Тот не умеет, кто пьет вино без меры и без чувства» - это строки из стихотворения азербайджанского поэта Мирзы Шафи Вазех (1805 - 1852). Вдоль стен в несколько ярусов в виде пирамид уложены бочки с вином. В них выдерживают ещё одно потрясающее марочное вино - «Мадеру».
Бочки небольшие, в отличие от предыдущего подвала, где их объём измеряется тысячами литров, в этих всего 500 литров. Так как эти бочки небольшие и человек поместиться в них не может, то способ их чистки менее «экзотический»: их просто выкатывают на улицу, моют, выпаривают и снова используют.
Большая часть бочек изготовлена из кавказского дуба, но в конце тоннеля есть несколько пирамид с бочками из итальянского дуба. Как сказала экскурсовод, это экспериментальная закладка, и вино в них будет полностью отличаться от вина, выдержанного в дубовых бочках. Кстати сказать, в итальянских бочках залит «Кагор» урожая 2024 года. Думаю, это вино будет ограниченного тиража и только коллекционное, да и стоить будет немалых денег.
В конце тоннеля, на стене, висит фамильный герб К. А. Горчакова. Он был найден на территории завода при строительстве современных подвалов.
На обратном пути к выходу, с другой стороны арки, снова напутственные строки из стихотворения Мирзы Шафи Вазех: «Вино несёт и яд и мед. И рабство и свободу. Цены вина не знает тот, кто пьёт его как воду.».
Далее идем в подвал № 5. Это подвал уже современной постройки, 1968 года. Для его строительства сначала вырывали котлован, потом в него помещали буты и накрывали крышу. В этом подвале выдерживают вино «Чёрный полковник». Здесь, так же как и в предыдущих подвалах, воздух пропитан ароматами вина и дерева.
Завод «Солнечная Долина» на меня произвел огромное впечатление. Кроме экскурсии по подвалам Архадерессе, есть дегустация, и, конечно она меня заинтересовала. Не скрою, позже мы приехали и на дегустацию, но об этом я расскажу в следующий раз. Также я думаю продолжить свои рассказы по винной теме, об истории винных заводов и винах, которые они выпускают.