Найти в Дзене
Смотри в себя

Почему Таинства — это не магия? Объясняет Алексей Осипов

Правильно ли воспринимать христианство, как необходимость совершать внешние ритуалы и обряды? Об этом рассказал богослов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов: Вам квартира нужна? Тогда вам нужно молиться Спиридону Тримифунтскому. Обязательно надо узнать, какой толщины свечку поставить, какие акафисты почитать, какие молебны... У меня был один знакомый, замечательный человек, ныне уже покойный. Он мне как-то говорит: «Алексей Ильич, вот вы не верите в это. А я могу вам десять случаев рассказать, как мои знакомые молились Спиридону и получили квартиры в Москве». Как вы помните, в Древнем Риме и в Древней Греции каждый Бог заведовал какой-то определённой сферой. Очень жаль, что мы начинаем перебарщивать и заниматься подобными вещами. Куда надо идти и молиться от пьянства? Конечно же, к иконе «Неупиваемая чаша». Иначе ничего не поможет. Заходя в храм, люди спрашивают, куда надо поставить свечку при такой-то проблеме

Правильно ли воспринимать христианство, как необходимость совершать внешние ритуалы и обряды? Об этом рассказал богослов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.

Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Вам квартира нужна? Тогда вам нужно молиться Спиридону Тримифунтскому. Обязательно надо узнать, какой толщины свечку поставить, какие акафисты почитать, какие молебны...

У меня был один знакомый, замечательный человек, ныне уже покойный. Он мне как-то говорит: «Алексей Ильич, вот вы не верите в это. А я могу вам десять случаев рассказать, как мои знакомые молились Спиридону и получили квартиры в Москве».

Как вы помните, в Древнем Риме и в Древней Греции каждый Бог заведовал какой-то определённой сферой. Очень жаль, что мы начинаем перебарщивать и заниматься подобными вещами.

Куда надо идти и молиться от пьянства? Конечно же, к иконе «Неупиваемая чаша». Иначе ничего не поможет. Заходя в храм, люди спрашивают, куда надо поставить свечку при такой-то проблеме, какой иконе нужно молиться?

Я ещё могу понять, когда такие вопросы задают те, кто приходят в храм впервые. Но если мы обрядоверие будем воспринимать, как должное, то это совершенно недопустимо. Иначе мы все превратимся в язычников.

Конечно, это обязанность священника — следить за теми, кто служит в храме, кто стоит за свечными ящиками... Находясь в алтаре, батюшки не всегда видят, что происходит в храме. Эти служители могут как привлекать людей к храму, так и отталкивать.

Главное — знать, к какому святому обращаться и как обращаться. Это же дикое язычество! Нельзя превращать христианство в некий способ приобретения каких-то земных благ. С этим нужно бороться.

Нельзя воспринимать христианство как магизм. Ведь чем отличается магия от христианства? В магии не требуется никакого духовного изменения. Там важно правильно проделать ритуалы. В православии совсем другая ситуация.

Суть христианства заключается в том, чтобы помочь человеку хоть немножко измениться внутренне — побороть зависть, лицемерие, лживость, гордыню, тщеславие...

Много ли можно встретить людей, которые борются со своими страстями? Зато мы можем видеть огромные очереди к мощам святых. О чём просят эти люди? Они не просят избавить их от тщеславия, гордыни, зависти, алчности... Если вы спросите их, вы не услышите такие просьбы.

К сожалению, христианство превратилось во внешнюю форму. А ведь должно быть направлено на изменение души человеческой. Люди воспринимают христианство следующим образом: нужно сходить в церковь, поставить свечу, подойти к причастию, поучаствовать в крестном ходе… При этом они не ведут борьбу с собой.

Многие люди рассматривают Таинства (Крещение, Причастие и пр.) исключительно как ритуалы, которые необходимо совершить. А при каком условии это надо делать, они даже не задумываются.

Крещение без веры не приносит пользы. Причащающийся без веры наносит себе вред. Человек венчающийся, но не имеющий веры и рассматривающий венчание как красивый ритуал, просто-напросто наказывает себя.

Если без твёрдой веры принимаешь Таинство, ты словно вонзаешь в себя нож. Мы помним, что Иуда причастился, и каков же был результат? В него вошёл сатана. Надо понимать, что невозможно путём ритуала заставить войти Духа Святого.

К сожалению, правильного понимания христианства становится всё меньше и меньше. Господь Иисус Христос, предвидя упадок и подмену веры в последние времена, говорил:

«Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?»

Явление Христа народу. Художник: Александр Иванов.
Явление Христа народу. Художник: Александр Иванов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.