Найти в Дзене
Смотри в себя

Как простить обиду? Объясняет Алексей Осипов

Как справиться с обидой на другого человека, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов: Я хочу процитировать строки из книги Гёте «Фауст»: «Ах, две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!» Этими словами поэт очень здорово выразил состояние человека, который охвачен страстями. В данном случае мы говорим о человеке, охваченном страстью обиды. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: умом я понимаю, что хорошо и что плохо, что нужно делать, а чего не нужно, а сердце моё противится. И в связи с этим он даёт следующую рекомендацию. Сердце не может долго противиться уму. Если человек испытывает обиду и неприязнь к кому-либо, то он должен начать молиться: «Господи, помилуй меня». Когда к преподобному Варсонофию Великому пришёл человек с вопросом, как ему простить брата своего, то он посоветовал ему молиться так: «Господи, святыми моли

Как справиться с обидой на другого человека, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, писатель, публицист, проповедник.

Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Я хочу процитировать строки из книги Гёте «Фауст»:

«Ах, две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!»

Этими словами поэт очень здорово выразил состояние человека, который охвачен страстями. В данном случае мы говорим о человеке, охваченном страстью обиды.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: умом я понимаю, что хорошо и что плохо, что нужно делать, а чего не нужно, а сердце моё противится.

И в связи с этим он даёт следующую рекомендацию. Сердце не может долго противиться уму. Если человек испытывает обиду и неприязнь к кому-либо, то он должен начать молиться:

«Господи, помилуй меня».

Когда к преподобному Варсонофию Великому пришёл человек с вопросом, как ему простить брата своего, то он посоветовал ему молиться так:

«Господи, святыми молитвами этого человека помилуй меня».

Вот здесь начинается духовный опыт. Если человек умом продолжает молиться таким образом, то вскоре он увидит нечто удивительное и радостное: неприязнь к обидчику или врагу постепенно уходит.

Причём уходит незаметно. Мы, конечно, всегда хотим мгновенного эффекта — перестать ненавидеть и начать любить. Но нет. Неприязнь уходит тихо и незаметно.

Помните, когда Господь творил чудеса, Он говорил при этом: «Никому не рассказывайте». Он проявлял смирение. Потому что любая добродетель всегда целомудренна.

И здесь, когда человек умом будет преодолевать состояние обиды, то сердце его будет смягчаться. В душе наступит мир. А потом может возникнуть и настоящая любовь к своему обидчику.

И человек может даже прийти к следующей мысли: «Господи, а я, оказывается, в тысячу раз хуже его. Помилуй меня».

Это и называется «духовный опыт». Я терпеть не мог этого человека, а теперь, понял, он — мой брат возлюбленный. Это открылось мне, когда я понудил себя к молитве.

Кстати, тот же Игнатий Брянчанинов утверждает, что понуждение себя молиться умом касается и той ситуации, когда человеку не хочется молиться. Умом я понимаю, что надо молиться, а сердце молиться не хочет. Что делать? Начать молиться умом:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня».

Молиться надо с вниманием. А не как попугай… И сердце не сможет долго противиться уму. Ой, как важен этот опыт. Если человек приобретёт этот опыт, то он поймёт: вот он путь спасения. Спасения от чего? От неприязни, от обид, от зависти, от лицемерия и прочих страстей.

Умом надо понуждать себя творить волю Божью. Тогда и сердце постепенно сдастся этой крепости. Неслучайно в 50-м псалме есть такие строчки:

«... и да созиждутся стены Иерусалимския».

О каких стенах идёт речь? Святые отцы объясняют это так: до тех пор, пока нас обуревают страсти, нас непрерывно будут смущать стрелы, копья, мечи в виде наших мыслей, чувств, желаний...

Но состояние бесстрастности можно достичь. Достичь в результате труда и борьбы с собой. И человек в этом случае может взойти на другой уровень духовной жизни.

Но развивать эту тему я не буду. Мы все находимся на уровне борьбы. Борьбы с самим собой.

Игнатий Брянчанинов (1807 — 1867 гг.) — епископ Русской Православной Церкви, богослов и проповедник, в 1988 году прославлен в лике святителей.
Игнатий Брянчанинов (1807 — 1867 гг.) — епископ Русской Православной Церкви, богослов и проповедник, в 1988 году прославлен в лике святителей.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.