“Скудность - не про материальное, а про то, как мы переносим нехватку на всё вокруг, даже если объективно её нет”. {Сениль Муллайнатан}
Состояние дефицита или изобилия - это именно психологическое состояние. Оно может быть объективным, соответствовать реальности, а может быть иррациональным.
- Хочешь конфетку? - и у кого-то внутренний ребёнок хватает сразу две (а вдруг больше не дадут?). А у кого-то автоматически включается стратегия скромняшки: "Да не, спасибо, я и не хочу" (хотя внутри порой ой как хочется).
Сколько взрослых, успешных внешне людей внутри по-прежнему живут с ощущением внутренней нехватки - любви, признания, времени, сил… Это больше, чем просто экономическая категория. Психологический дефицит или изобилие - это тот внутренний фильтр, сквозь который мы смотрим на мир и себя день за днём.
Это состояние и про собственную ценность, и про право претендовать на что-либо в этом мире. Оно про разрешение себе быть, а не выживать.
Карл Роджерс утверждал: «Когда человек верит в собственную ценность, изобилие приходит как внутреннее разрешение получать радость».
Психология дефицита и изобилия как мы можем почувствовать внутренний достаток
И формируется вся эта прекрасная история с раннего детства:
додали ли ребенку внимания, достаточно ли держали младенчика на ручках?
хватало ли маминого молока или даже внутриутробно всего необходимого для формирования плода?
достаточно ли заботы и безопасности было в раннем детстве?
можно ли было беспрепятственно изучать мир вокруг, или тебя посадили в манеж и дали лишь пару мячиков?
все ли базовые потребности были удовлетворены, или чего-то остро не хватало?
заставляли ли малыша делиться игрушками с другими, или может быть забирали любимую машинку (телефон) в качестве наказания?
можно ли было быть беззаботным малышом, радоваться просто так от порывов души?
И даже если объективно в детстве ваша семья жила не богато, ребенку важно не это.
А та база принятия, заботы, тактильности и эмоционального контакта, которые важнее всего для формирования состояния самоценности и ощущения внутреннего достатка. Иначе у ребенка формируется дефицитарное состояние (травма дефицита). В мозге создаются нейронные связи: "Мне не хватит, мне не дано, ресурсы ограничены! Я не имею права! У других есть, а мне нельзя".
Абрахам Маслоу в своей иерархии потребностей заметил, что до тех пор, пока базовые уровни (безопасность, принадлежность, внимание) не насыщены - психика буквально застревает в тональности нехватки, не отпуская к состоянию творчества и свободы.
Учёные давно говорят, что мышление дефицита формируется не столько количеством, сколько ощущением. Профессор Сениль Муллайнатан, автор книги "Скудость" пишет: «Человек, застрявший в дефиците, начинает видеть мир как узкий коридор проблем, игнорируя возможности».
Мысли только о нехватке буквально "залипают" на тревоге, а решения становятся реактивными. Я как травма-терапевт вижу это именно из под призмы психотравмы - травмы дефицита, когда человеку не хватало чего-то жизненно важного. Зачастую это детские годы, и очень-очень часто в терапии мы уходим в раннее детство (довербальный и даже перинатальный период).
Слава богу, что у мозга есть такое свойство как "нейропластичность" - а это значит, что даже застарелые нейронные связи могут меняться, а их отсутствие (нет чувства достаточности) могут восполняться!
Приведу пример из своей практики:
Приходит ко мне в терапию измученная женщина, которая в любых отношениях чувствовала себя той "маленькой девочкой без конфет". На работе она замирала перед похвалой, и очень боялась совершить ошибку: "А в друг разоблачат что я не та, за кого себя выдаю и окажется что я и не заслуживаю ту зарплату которую мне платят". В семье - боялась просить о помощи, тратила все деньги на детей и быт, не заботясь о своем здоровье и моральном состоянии. Плюсом у нее усилилось РПП, когда началось СВО и вся эта история про небезопасность, войну и голод. Хотя объективно ее это не касалось.
Она пыталась закрыть внутренний дефицит пустыми аффирмациями: «Я достойна и у меня все есть!», но это лишь усиливало ее состояние. Почему аффирмации не сработали? Она же пыталась убедить себя в изобилии?
Дело в том, что травма всегда в прошлом. Застревание произошло когда-то давно, поэтому важно находить эти моменты, когда психика зафиксировалась в состоянии дефицита, и восполнять именно там. Да, мы можем компенсировать себе сами то, что когда-то недополучили. Это не быстрая работа, но очень продуктивная.
Очень важно в терапии уделять внимание не просто мыслям и убеждениям, а эмоциям и состояниям, телесным ощущениям. Мозг быстрее перезаписывает информацию, когда она подкреплена эмоционально. Это работает как в минус, так и в плюс.
Как например, негативное убеждение "мне нельзя, мне не дано" скорее всего будет подкреплено сильными эмоциями страха и отчаяния. Проживая эти чувства, отпуская их из тела, а затем давая туда в прошлое новый опыт, и формируя новое состояние, мы можем уже добавлять и аффирмации "Я достойна и могу получать все, что мне необходимо". Но еще раз подчеркну - только при условии что прожиты тяжелые чувства и человек получил (пусть и визуально) опыт нового состояния изобилия, принятия, поддержки! Плюс подкрепили эмоциями радости, легкости, восторга, интереса и т.д.
В терапии я предложила ей работать через телесные образы ее состояния. Так и спрашивала: "Где ты сейчас чувствуешь в теле дефицит, нехватку? Кто в тебе это чувствует? Как давно ты это ощущаешь?" И конечно, отсылка всегда была в ее детство. Старший ребенок, у которой появилась сестра-погодка (хотя малышка ее и не заказывала), но она резко лишилась маминой груди и статуса "ребенка". Неожиданно для себя стала взрослой и должной маме помогать.
Работая с ее внутренним ребёнком, мы шаг за шагом наполняли то самое «пустое». Ощущение поддержки, одобрения, безопасности «встраивалось» в тело, формировалась новая привычка реагировать не тревогой, а доверием.
Особое внимание я уделила формированию ощущения ценности ее личности, нужности и достойности. Заодно мы напитывали ее маленькую девочку молоком, обнимашками и теми ресурсами, которых ей когда-то не хватило.
Постепенно ее сознание менялось и она научилась заботиться о себе настоящей, с благодарностью миру и чувством собственной значимости. Она как-то сказала: "Я поняла, что для меня изобилие - это когда умеешь радоваться даже маленькой радости! Не “вычёркивая” себя из жизни других и не обесценивая себя! Теперь я могу пить жизнь до дна маленькими глоточками!"
Еще один интересный аспект состояния изобилия подметил Стивен Саутер (Steven Southwick), психиатр: “Изобилие связано с ощущением справляться, и эту способность можно тренировать”.
По-сути дела, он предлагает "выход из травмы дефицита", так как основной признак застревания в травме - это чувство бессилия и беспомощности. И, соответственно, когда мы тренируем свое МОГУщество (я могу), ты вырываемся из этой засасывающей воронки. Научаемся видеть скрытые ресурсы и раскрываем собственный потенциал!
С любовью и заботой,
Ваш психолог Александрова Марина
Приглашаю вас на Марафон "Предки и деньги", который стартует 16 декабря! https://amfine.online/predki
🌀Телеграм-канал "Исцеление психотравмы" https://t.me/+QmpjaUNztxNiOWIy?