Найти в Дзене
Всеволод Шимов

По Вилейскому району: Илья, Вязынь, Латыголь

Сегодня совершим небольшое путешествие по Вилейскому району Минской области и посетим три населенных пункта - Илью, Вязынь и Латыголь. Начнем с Ильи (ударение на И, название не от имени Илья, а от протекающей здесь речки Илии). Все, кто ездит из Минска на Вилейское водохранилище или озеро Нарочь, Илью обязательно проезжают и видят главную местную достопримечательность - стоящий у дороги костел Сердца Иисуса: Храм 1908 г., был построен после манифеста о веротерпимости, когда по Северо-Западному краю Российской империи прокатился настоящий бум костёлостроения. Как известно, после восстания 1863 года царское правительство приняло весьма крутые меры против католической церкви, бывшей одной из главных подстрекательниц мятежа. Многие костёлы были закрыты и переданы православным, а строительство новых - запрещено. В 1905 г. эти ограничения были сняты, и в западных губерниях как грибы начали расти неоготические или неороманские католические храмы. Есть в Илье и православная церковь и, как несл

Сегодня совершим небольшое путешествие по Вилейскому району Минской области и посетим три населенных пункта - Илью, Вязынь и Латыголь.

Начнем с Ильи (ударение на И, название не от имени Илья, а от протекающей здесь речки Илии). Все, кто ездит из Минска на Вилейское водохранилище или озеро Нарочь, Илью обязательно проезжают и видят главную местную достопримечательность - стоящий у дороги костел Сердца Иисуса:

Храм 1908 г., был построен после манифеста о веротерпимости, когда по Северо-Западному краю Российской империи прокатился настоящий бум костёлостроения. Как известно, после восстания 1863 года царское правительство приняло весьма крутые меры против католической церкви, бывшей одной из главных подстрекательниц мятежа. Многие костёлы были закрыты и переданы православным, а строительство новых - запрещено. В 1905 г. эти ограничения были сняты, и в западных губерниях как грибы начали расти неоготические или неороманские католические храмы.

Напротив костела
Напротив костела

Есть в Илье и православная церковь и, как несложно догадаться, посвящена она пророку Илии. Храм деревянный и после ремонта выглядит как новострой, но на самом деле церковь старинная, 1828 года. Как это часто бывает в краях, где веками господствовала католическая аристократия, православные церкви здесь строились максимально неприметными - просто сруб с главкой. Правда, фасад украшен неким подобием портика:

Церковь в начале ХХ в.
Церковь в начале ХХ в.

Вид на костел от церкви пророка Илии. В кадр влез чей-то "скворечник", так что получилось забавно:

-5

Пейзаж вокруг церкви максимально непарадный. В целом Илья благоустройством не блещет:

-6

Еще одна местная доминанта - водонапорная башня:

-7

Крест на месте не сохранившейся православной церкви св. Иосифа. Она была построена в 1938 г., когда Илья входила в состав Польши, стараниями священника Виктора Бекаревича (с ним мы еще встретимся, когда доберемся до Латыголи), но в 1950-е гг. храм снесли:

По соседству - остановка, на которой бабуля и две скучающие девицы ждали автобуса:

-9

Еще один несохранившийся храм в Илье - костел, а потом церковь св. Михаила. Храм был изъят у католиков после 1863 г. и передан православным. В межвоенной Польше вновь был обращен в костел и получил посвящение девы Марии, царицы Розария:

-10

В среднем Илья выглядит как-то так:

-11

Православное и католическое кладбища в Илье разнесены в разные концы села. Православное соседствует с не сохранившейся церковью св. Иосифа. Если судить по размерам кладбищ, то православных в Илье, кажется, все же больше, хотя и у них нередко попадаются полонизированные имена (Ванда Брониславовна, например):

Православное кладбище
Православное кладбище

Католическое кладбище:

А по соседству с католическим кладбищем на выезде из Ильи - православный крест:

-14

Прощальный взгляд на Илью:

-15

Следующим пунктом нашего путешествия стала Вязынь.

-16

Вязынь стоит на берегу той же речки Илия, что и Илья, возле ее впадения в Вилейское водохранилище. Река здесь разливается широко, образуя заболоченную пойму:

У въезда в Вязынь встречает деревянная Покровская церковь. Она была построена после 1863 года на месте ранее стоявшего здесь костела - еще одно напоминание о репрессиях против католической церкви после последнего польского восстания:

Крест возле Покровской церкви:

Рядом с церковью - старое католическое кладбище. Соседство не удивительно, учитывая, что церковь стоит на месте бывшего костела. Но, как я понял из рассказа местной старушки, заинтересовавшейся моими блужданиями, католики в Вязыни в основном закончились вместе со второй Речью Посполитой. Собственно, по кладбищу это тоже хорошо видно, свежих захоронений на нем нет:

А прямо рядом с кладбищем строится какой-то, по всей видимости, гостинично-развлекательный комплекс. Что ж, места здесь живописные, курортные - река, Вилейское водохранилище (по белорусским меркам почти море) рядом:

-21

Есть в Вязыни и костел, но я его не нашел, т.к. и не искал, да и вообще не планировал здесь останавливаться. Как и в Илье, он был построен в 1908 году, то есть после либерализации религиозной политики в Российской империи. Ставлю фото из интернета:

-23

Заключительным пунктом путешествия стала деревня Латыголь. Странное название намекает, что когда-то здесь жили латгалы. Как и сюда занесло - Бог весть, хотя на этом славяно-балтском пограничье могли быть всякие перемещения племен и народностей, да и Латгалия входила в орбиту влияния Речи Посполитой. Впрочем, есть и народная этимология этого названия, связывающая его со словами латы (заплатки) и голь и намекающая на бедность местного населения.

В Латыголь я ехал посмотреть на деревянную церковь Николая Чудотворца 1771 г. По белорусским меркам это очень старая церковь, особенно для деревянного храма. Она была построена как униатская на средства владевшего этими местами графа Соллогуба. Уния, как и православие, в этих краях считалась "простонародной" верой, поэтому по архитектуре храм очень прост:

Необычный крест с "рубиновым камнем"
Необычный крест с "рубиновым камнем"
Фото начала ХХ в. Тогда фасад церкви закрывало некое подобие барочного щита, также имелась каменная звонница, которая не сохранилась
Фото начала ХХ в. Тогда фасад церкви закрывало некое подобие барочного щита, также имелась каменная звонница, которая не сохранилась

Возле церкви - мемориальная доска протоиерею Виктору Бекаревичу, тому самому, который построил несохранившуюся церковь св. Иосифа в Илье. Героический был батюшка:

-27

Здесь же - очень толковый информационный щит с подробной информацией об истории как самой деревни Латыголь, так и церкви:

Окрестности Латыголи:

На соседнем с церковью пригорке расположилось местное кладбище. Здесь народ, естественно, сплошь православный:

Латыгольская церковь в лучах низкого ноябрьского солнца. С погодой, надо сказать, повезло. Из Минска я выезжал при низкой обложной облачности, потом и вовсе угодил в полосу густого тумана. Но уже в Илье небо начало потихоньку проясняться и выглянуло солнце:

-31