Некоторые сценаристы превращают Древний Египет в мрачный цирк с элементами триллера. Все-то там ходят с густо накрашенными глазами, боятся мумий и целыми днями таскают камни под свист надсмотрщиков. А в перерывах между строительством пирамид египтяне читают папирусы, чтобы призвать армию Анубиса и поработить весь мир...
Харизма против ботокса
В 99% лент Клеопатра — эталон красоты и женственности. Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Моника Беллуччи — режиссеры выбирают актрис с идеальными чертами лица, томным взглядом и фигурой песочных часов. Зрителю рисуют образ роковой соблазнительницы, которая одним взмахом ресниц укладывала римских полководцев к своим ногам, а заодно и к ногам Египта.
Реальная Клеопатра VII, вероятно, не прошла бы кастинг на роль самой себя. Судя по монетам и бюстам того времени, у царицы был внушительный нос с горбинкой, острый подбородок и глубоко посаженные глаза.
Внешность интересная, но далеко не кукольная. Главной силой Клеопатры было не смазливое лицо, а высокий интеллект и сильное обаяние. Царица Египта знала несколько языков, разбиралась в политике, математике и астрономии. «Клео» владела как минимум семью языками и была первой правительницей из династии Птолемеев, кто выучил египетский.
Цезаря и Антония Клеопатра покорила не декольте, а умением вести беседу и плести интриги. «Железная леди» античности и политик высшей пробы!
Профсоюз вместо кнута
Образ несчастного раба, которому злобный надсмотрщик поддаёт кнутом, засел в наших головах прочнее, чем пирамиды в песках Гизы. Так уж повелось, что киноделы обожают драму: пот, травмы, страдания и тирания фараона, который строит гробницу «на костях».
К удивлению многих, пирамиды строили не загнанные рабы, а наёмные рабочие, свободные граждане. Люди, трудившиеся на стройке, жили в специальных городках, получали качественное питание (мясо, рыба, лепёшки и, конечно, «жидкий хлеб») и имели доступ к медицине.
В подтверждение обратимся к раскопкам «потерянного города» на плато Гиза, начатые в 1990 году Марком Ленером. Анализ останков показал, что рабочих кормили отборной говядиной, бараниной и козлятиной в промышленных масштабах — были найдены тысячи костей скота.
Лучший пиар-ход
Археологи вскрывают гробницу, а уже потом читают надпись на входе: «что-то плохое на крыльях ночи настигнет тех, кто нарушит покой фараона...», и через неделю вся экспедиция при загадочных обстоятельствах покидает бренный мир. Голливуд сделал на таких историях миллиарды.
На деле же «проклятие мумии» — гениальный фейк, раздутый журналистами в 1920-х годах после открытия гробницы Тутанхамона. Газетчикам нужна была сенсация, и они её выдумали. Большинство участников той самой экспедиции Говарда Картера прожили долгую и счастливую жизнь.
В 2002 году эпидемиолог Марк Нельсон проанализировал судьбы 44 человек, присутствовавших при вскрытии гробницы. Результат разрушил миф: средняя продолжительность жизни «проклятых» составила 73 года, что для начала XX века было средним показателем. Сам Говард Картер, главный «осквернитель», ушёл спустя 17 лет в возрасте 64 лет от болезни.
Древние египтяне писали на стенах гробниц угрозы, но они были адресованы грабителям и носили юридический характер — вроде таблички «Осторожно, злая собака».
Пособие для некроманта?
Древние гримуары в чёрном переплете?! Стоит прочитать пару строк из такой книги на латыни (почему не папирус и почему на латыни в Египте — отдельный вопрос), как из-под пола вылезут скарабеи, а мумии начнут водить хороводы. В реальности египетский «Некрономикон» — эдакий путеводитель по загробному миру для «обывателей». Сборник гимнов, подсказок и правильных ответов, которые душа должна была произнести на суде Осириса.
Все тексты были направлены на то, чтобы помочь человеку благополучно добраться до полей Иалу и жить там вечно. Это книга надежды, а не инструмент зла.
Инопланетяне по найму
Голливуд и псевдонаучные блоги обожают идею, что египтяне не могли сами построить пирамиды. Ну как эти ребята в набедренных повязках могли поднять камни весом в 20 тонн? Точно прилетали «зеленые человечки», использовали лазеры, антигравитацию и телепортацию. Такой подход — неуважение человеческой изобретательности.
В 2013 году французский археолог Пьер Тале обнаружил в Вади-аль-Джарф уникальный документ — «Дневник Мерера». Это папирусные записи чиновника, который лично руководил доставкой известняка из Туры для пирамиды Хеопса. В дневниках детально описана логистика: как камни грузили на лодки, как использовали систему каналов.
Приписывать строительство пирамид инопланетянам — то же самое, что сказать, будто смартфон собрали эльфы, потому что непонятно, как работает микросхема.
Готы древнего мира
Может показаться, что древние египтяне — мрачный народ, одержимый идеей загробного мира. В реальности же они любили жизнь, вкусную еду, красивые одежды, праздники и своих близких! И просто не хотели, чтобы всё это аканчивалось. Антропологи уверены, что средняя продолжительность жизни в Египте составляла около 30-35 лет. Жизнь была короткой, вот её и ценили.
Подготовка к загробному миру была попыткой продлить земные удовольствия на вечность. Гробницы наполняли «жидким виноградом», мебелью, настольными играми и косметикой не потому, что они мечтали о другом мире, а потому, что планировали продолжить жить на том свете. Их искусство полно ярких красок, сцен охоты, пиров и любви. Смерть для древних египтян была не концом, а переездом в новый дом.
Синдром Индианы Джонса
Киношная гробница — полоса препятствий для ССО. Наступаешь на камень — вылетают дротики, проваливается пол, катится гигантский шар или стены начинают сдвигаться. Чтобы добраться до саркофага, якобы нужно быть акробатом. Но Египтолог Кент Уикс за десятилетия изучения Долины Царей не обнаружил ни одной механической ловушки киношной типа.
Никаких сложных механизмов с пружинами и противовесами, способных работать тысячи лет, не существовало. Лучшей защитой считалась тайна места захоронения и проклятия на стенах. Но, как показала история, грабителей это останавливало редко. «Человеческий фактор» и жажда наживы победили страх перед мифическими ловушками.
Магия или просто буквы
В фильмах египетские жрецы читают иероглифы как магические формулы. Каждый символ — якобы тайный знак, понятный только избранным. И если по-ошибке прочитать его вслух, то обязательно откроется портал или придёт буря. В реальности египетское письмо — сложная, но функциональная система. Причём использовали её как для монументов, так и в быту.
В поселении Дейр-эль-Медина археологи нашли тысячи глиняных черепков с самыми разными записями. Сакральные тексты, налоговые отчёты, стихи о любви, списки покупок... Чего там только не найти! Была даже жалоба, что «скорпион укусил», поэтому человек не выйдет сегодня на работу. Письменность была инструментом бюрократии, а бюрократия в Древнем Египте была страшнее любой магии.
Поклонение хвостатым
Говорят, египтяне считали кошек богами. В кино часто показывают, как люди падают ниц перед случайным уличным котом. Побить кошку — значит подписать себе приговор (и это отчасти правда. Но нюанс в том, что египтяне не считали само животное богом. Кошка (как и ибис, крокодил или бык) была священным сосудом, аватаром божества на земле. Кошки ассоциировались с богиней Бастет — хранительницей домашнего очага, радости и любви.
Раскопки в Бубастисе в XIX веке выявили огромные некрополи, где хранились сотни тысяч мумий. Однако, далеко не все животные прожили долгую и сытую жизнь у хозяйского очага... Увы, большинство мумий принадлежат молодым животным. При египетских храмах существовали целые питомники, где животных разводили специально для ритуальных целей. Паломники покупали мумии как «вотивные дары» — своего рода послания богам.
Современное видение
Следом за рыцарями Круглого стола и Белоснежкой под каток голивудских переделок попала и Античность. Казалось бы, Древний Египет изучен вдоль и поперёк: мы знаем имена писцов, изучаем папирусы о забастовках рабочих и восстанавливаем внешность фараонов... Ан, нет! Логика «Если Африка — значит, все темнокожие» работает в Голливуде безотказно.
Речь про киноленту «Королева Клеопатра». На минуточку, продюсер Джада Пинкетт-Смит заявила: моя цель — показать «истинную» историю великой царицы. То есть продукт подали не как художественный вымысел или фантастику, а как документально-исторический сериал.
А знает ли Джада, что Клеопатра VII происходила из династии Птолемеев и была гречанкой-македонкой? В курсе ли, что сохранились её прижизненные бюсты и монеты, на которых видны эллинистические черты лица? Превращать наследие древних египтян в выдумку в угоду трендам — значит обесценивать труд миллионов людей. История должна оставаться историей!