Найти в Дзене
ЭраАвто

Транспортный налог 2026: что изменится для автомобилистов и почему платить придется больше

Транспортный налог в России давно стал обязательной ежегодной статьей расходов для большинства автомобилистов. Однако от года к году правила его начисления, порядок уплаты и даже перечень льготных категорий постепенно изменяются. С 1 января 2026 года вступят в силу новые нормы, которые затронут как обычных автовладельцев, так и тех, кто владеет дорогостоящими автомобилями, регистрирует машину в другом регионе или сталкивается с ошибочными начислениями после продажи автомобиля. Обновления кажутся небольшими, но в совокупности они формируют новую систему контроля и начисления налога, а также корректируют обязанности водителей. При этом во многих регионах, включая Москву, ставки продолжают расти. А значит, к концу 2026 года транспортная нагрузка на бюджет семьи может ощутимо увеличиться. Ниже — подробный разбор того, что меняется и сколько в итоге придется платить. Повышение ставок транспортного налога стало ярким событием конца 2024 года, когда Мосгордума одобрила рост коэффициентов, нач
Оглавление

Транспортный налог в России давно стал обязательной ежегодной статьей расходов для большинства автомобилистов. Однако от года к году правила его начисления, порядок уплаты и даже перечень льготных категорий постепенно изменяются. С 1 января 2026 года вступят в силу новые нормы, которые затронут как обычных автовладельцев, так и тех, кто владеет дорогостоящими автомобилями, регистрирует машину в другом регионе или сталкивается с ошибочными начислениями после продажи автомобиля.

Обновления кажутся небольшими, но в совокупности они формируют новую систему контроля и начисления налога, а также корректируют обязанности водителей. При этом во многих регионах, включая Москву, ставки продолжают расти. А значит, к концу 2026 года транспортная нагрузка на бюджет семьи может ощутимо увеличиться.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Ниже — подробный разбор того, что меняется и сколько в итоге придется платить.

Почему налог снова вырастет: ситуация в регионах Москвы и России

Повышение ставок транспортного налога стало ярким событием конца 2024 года, когда Мосгордума одобрила рост коэффициентов, начиная с 2025-го. Увеличение составило около 10% ежегодно, что соответствует динамике прошлых лет.

Например, автомобиль мощностью 120 л.с. теперь облагается ставкой в 28 рублей за лошадиную силу вместо прежних 25 рублей, что увеличивает сумму платежа с 3000 до 3360 рублей. За счет таких изменений растут не только абсолютные суммы, но и общая финансовая нагрузка на автовладельцев: бензин дорожает, техосмотр становится дороже, ОСАГО растет, а теперь и транспортный налог подтягивается к новым уровням.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Однако важно понимать, что ставки определяются региональными законодателями, поскольку транспортный налог остается региональным платежом. То есть все деньги от него идут в бюджеты субъектов, а затем — на дорожный ремонт, строительство и обслуживание инфраструктуры. В регионах со слабой экономикой налог становится одним из ключевых источников дорожного финансирования — поэтому рассчитывать на его отмену пока не приходится.

Как работает транспортный налог: логика начислений

Система начисления налога действует фактически без изменений с 2003 года. Основные параметры:

  • мощность автомобиля;
  • количество дней владения в календарном году;
  • регион регистрации собственника;
  • повышающие коэффициенты (например, «налог на роскошь»).

Формула налога проста:

мощность (л.с.) × региональная ставка × коэффициент (при наличии).

Ключевой нюанс: регион выбрать нельзя. Машину регистрируют исключительно по месту прописки собственника, а значит — и платить придется по местным ставкам, даже если рядом есть субъект с более щадящими условиями.

Разброс ставок по России: почему разница достигает десятков раз

Транспортный налог никогда не был единым: разрыв между регионами огромный. Например:

  • Ингушетия — от самых низких ставок: от 5 до 50 руб. за л.с.
  • Крым и Югра — выгодные условия для маломощных авто.
  • Магадан и Забайкалье — умеренные ставки на мощные автомобили (от 45 до 65 руб.).
  • Москва и Санкт-Петербург — ставки близки к верхнему пределу, например:

    120 л.с. × 28 руб. = 3360 руб.

Более мощные авто в некоторых регионах могут облагаться по ставке до 135 рублей за лошадиную силу, как, например, в Кемеровской области.

Из-за этого один и тот же автомобиль может стоить владельцам из разных регионов в разы разные суммы ежегодных выплат.

Налог на роскошь: кто попадает под повышенные коэффициенты

Повышенный транспортный налог в России применяют к автомобилям, которые Минпромторг ежегодно вносит в список машин повышенной стоимости. В 2022 году планка существенно изменилась:

  • минимальная стоимость авто для включения в «роскошный список» выросла с 3 млн до 10 млн рублей;
  • правило действует только для автомобилей, купленных с 1 января 2022 года.

Повышенный коэффициент составляет 3.

То есть если автомобиль стоит 10+ млн рублей, его владелец платит стандартный налог × 3.

Автомобили входят в список, если:

  • их средняя стоимость 10–15 млн руб., возраст — не более 10 лет;
  • их средняя стоимость от 15 млн руб., возраст — не более 20 лет.

С ростом цен на автомобили за 2021–2023 годы под действие налога начали попадать и модели массовых марок, которые раньше считались просто «топовыми», но явно не люксовыми.

Льготы: кому можно платить меньше или не платить вовсе

Льготная политика в России активно развивается, но каждый регион устанавливает ее индивидуально. Основные федеральные льготники:

  • инвалиды I–II группы;
  • владельцы авто мощностью до 70 л.с.;
  • герои СССР и РФ;
  • ветераны труда и боевых действий;
  • владельцы угнанных, утилизированных и сгоревших автомобилей (при официальном подтверждении).

Во многих регионах дополнительные льготы дают:

  • пенсионерам;
  • многодетным родителям;
  • матерям-одиночкам;
  • владельцам электромобилей и машин на газу.

С 2024 года от налога освобождены сельхозпроизводители, владеющие специализированной техникой, зарегистрированной на них.

Что изменится с 1 января 2026 года

Изменений не слишком много, но они важны, потому что влияют на порядок начислений и взаимодействие с ФНС.

1. Упрощение освобождения владельцев угнанных автомобилей

Теперь налог прекращается автоматически — ФНС получает данные через обмен с МВД.

Ранее владелец обязан был предоставлять заявление и справку сам.

2. Новый порядок расчета при смене региона

Если автомобиль перерегистрирован в другом регионе, налог будет считаться по новым ставкам с 1-го числа месяца после регистрации, а не в конце года.

3. Изменения для иностранных юрлиц

ФНС обязана уведомлять компании об исчисленном налоге в течение 5 дней после получения сведений об остановке аккредитации филиала иностранной организации.

4. Расширение категорий транспорта, не облагаемого налогом

С 2024 года — спецтехника для сельхозработ.

Этот пункт остается актуальным и автоматически действует в 2026 году.

Как оплачивать налог и что будет, если этого не делать

Оплатить налог можно:

  • через банк или банкомат,
  • через приложение любого банка,
  • на Госуслугах,
  • в личном кабинете ФНС (включая оплату через СБП).
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Если не заплатить вовремя, начисляется пеня за каждый день просрочки.

После — требование ФНС, затем суд и взыскание через приставов.

Должнику могут заблокировать счета, списать деньги принудительно, а также ограничить выезд за границу.

«Продал машину, а налог приходит»: почему это происходит

Проблема знакома многим: покупатель не оформил машину на себя вовремя.

До тех пор, пока ГАИ не внесет новые данные в базу, платить обязан старый владелец, потому что налог привязан к регистрации.

Чтобы этого избежать:

  1. Прописать в договоре обязанность покупателя переоформить автомобиль за 10 дней.
  2. Через 10 дней проверить данные в базе ГАИ.
  3. Если машина не переоформлена — подать заявление о прекращении регистрации.

ФНС обычно делает перерасчет за 10 рабочих дней.

Почему транспортный налог не отменят (по крайней мере, пока)

Идея отмены налога регулярно возникает в Госдуме. Предлагали:

  • отменить налог полностью;
  • объединить его с акцизами на топливо;
  • дать 50% скидку за безопасное вождение.

Однако Минфин и правительство против отмены по простой причине:

транспортный налог — основной источник региональных дорожных фондов, а акцизы уходят в федеральный бюджет.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Отмена налога обрушит региональные поступления, а компенсировать их придется ростом цен на топливо, что приведет к росту цен на всё.

Итоги: сколько придется платить в 2026 году

  • В большинстве крупных регионов (Москва, Санкт-Петербург) сумма налога вырастет примерно на 10%.
  • Владельцы мощных автомобилей и «роскошных» моделей продолжат платить повышенный коэффициент, который фактически превращает налог в значительную ежегодную статью расходов.
  • Появляются новые механизмы автоматизации: меньше бюрократии при угоне, при смене региона и при работе иностранных компаний.
  • Льготная система сохраняется, но полностью от налога освобождены только отдельные категории граждан.

Россия не планирует отменять транспортный налог, и в 2026 году он останется обязательным. Автовладельцам остается только следить за региональными изменениями, проверять начисления в личном кабинете ФНС и планировать бюджет с учетом ежегодного роста ставок.

Чем раньше вы проверите начисления и настройте уведомления, тем меньше шансов получить пени или попасть в неприятности с налоговой.

Налоги
6743 интересуются