Найти в Дзене
Две империи

Смиренно объявляем: праздник начался

Мастер уличного шума, новогоднего хаоса и тонкой иронии Утагава Тойокуни (歌川豊国, 1769–1825) запечатлел на своём триптихе настоящее новогоднее представление эпохи Эдо: уличную труппу, которая ходит от дома к дому, играет на музыкальных инструментах, раздаёт благословения и ждёт, что прохожий не постесняется бросить в чашу хоть монетку… или хотя бы рисовую лепёшку. На заднем плане — ключевая деталь: баннер с надписью «一万度 御鉢祭 敬白» — что-то вроде: «Смиренно объявляем: обходим с почётной чашей — удачи вам десять тысяч раз!» Так Утагава Тойокуни дарит нам мгновение, когда новогоднее пожелание превращается в уличное действо, а праздник — в общее дело. Он рисует не чудо и не святыню, а простое, шумное, человеческое: вот музыканты идут по улице, вот дети бегут за ними, вот кто-то в окне уже достаёт монетку. И этого — вполне достаточно, чтобы год начался правильно.

Мастер уличного шума, новогоднего хаоса и тонкой иронии Утагава Тойокуни (歌川豊国, 1769–1825) запечатлел на своём триптихе настоящее новогоднее представление эпохи Эдо: уличную труппу, которая ходит от дома к дому, играет на музыкальных инструментах, раздаёт благословения и ждёт, что прохожий не постесняется бросить в чашу хоть монетку… или хотя бы рисовую лепёшку.

На заднем плане — ключевая деталь: баннер с надписью «一万度 御鉢祭 敬白» — что-то вроде: «Смиренно объявляем: обходим с почётной чашей — удачи вам десять тысяч раз!»

Так Утагава Тойокуни дарит нам мгновение, когда новогоднее пожелание превращается в уличное действо, а праздник — в общее дело. Он рисует не чудо и не святыню, а простое, шумное, человеческое: вот музыканты идут по улице, вот дети бегут за ними, вот кто-то в окне уже достаёт монетку. И этого — вполне достаточно, чтобы год начался правильно.