Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.
Сегодня у нас продолжение серии этнических карт Грузинской ССР, где мы рассмотрим ещё несколько этносов. Они уже сравнительно небольшие, но составляющие большинство в отдельных единицах, а также обладающие довольно большой географией расселения.
Начнём с греков. Греков в Грузинской ССР на 1926 год было 54 тыс. человек или 2% от всего населения республики. Эта цифра не отражает реальность на тот момент, поскольку около 10-12 тыс. человек греческого происхождения жили в ССР Абхазии, но не обладали советским гражданством и таким образом не попали в статистический учёт. Это будет хорошо заметно при рассмотрении положения там греческого языка, поскольку в языковой статистике учитывалось уже всё население.
Географию расселения греков Грузинской ССР можно разделить на три группы. Самая крупная - цалкинские греки, группа греков, жившая в основном на западе Тифлисского уезда. Подавляющая их часть перешла на турецкий язык (иногда выделяют отдельный цалкский язык/диалект) как на родной. Появились они здесь во первой половине 19-го века, переехав в основном с территорий востока нынешней Турции (преимущественно понтийские греки).
Вторая группа - абхазские греки, довольно сопоставимая по величине первой. Считается, что они с той или иной преемственностью жили там ещё с времён Античности, но основное население здесь появилось именно после массового исхода местного населения абхазов-мусульман по второй половине 19-го века, которое государство стремилось восполнить переселенцами из разных мест, в т. ч. и греками. Это также были преимущественно понтийские греки, но уже в основном с греческим родным языком. Была и вторая важная волна греческих переселенцев, после начала геноцида понтийских греков, многие из них также нашли убежище в Абхазии. Их депортируют к концу Второй мировой войны.
Третья группа греков - небольшая группа населения Батуми и вокруг него. Здесь греки стали появляться преимущественно после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда Российская Империя получила Батуми и территории вокруг города. Это также были греки Понты, искавшие защиты у соседнего государства, к тому же территория переселения была относительно недалеко. Здесь была относительно небольшая группа греков, менее 10% от всех греков республики.
Хорошо, с попаданием греков в Грузинскую ССР разобрались. Посмотрим теперь на разрез населения. Греки были преимущественно, но не абсолютно сельским населением, 83,7% греков проживали в сельской местности. Городские греки, это в первую очередь центр Аджарской АССР и Батумского уезда Батуми, в котором они составляли значительную долю населения - 5,9%, а также центр Тифлисского уезда и Грузинской ССР Тифлис, Сухум и другие города ССР Абхазии, крупные доли были в центре Гудаутского уезда Гудауте - 10,8%, центре Сухумского уезда и всей ССР Абхазии Сухуме - 10,7%.
Но уездам, мы видим самую большую долю в Сухумском уезде ССР Абхазии, но опять же отметим, что там были учтены не все греки. Так или иначе, они составили по переписи 16,6% населения, в реальности же они могли составлять относительное большинство населения с в полтора-два раза большей долей. Затем шёл Кобулетский уезд Аджарской АССР - 8,6%, Батумский уезд Аджарской АССР - 5,9%. В Тифлисском уезде цалкинские греки составили 5,7%, в Борчалинском уезде - 6,4%. В ССР Абхазии в целом греки составили 7% населения с поправкой на вышесказанное.
Следующими на очереди по численности идут евреи грузинские, которых здесь было почти 21 тыс. человек или 0,8% от всего населения. Данная группа сильно отличается от привычных нам евреев, таких как горские или среднеазиатские евреи, у грузинских евреев были свои особенности. Например язык, местные евреи говорили на киврули, который перепись относила к диалекту грузинского языка, что хорошо заметно при рассмотрении расселения грузинских евреев здесь с одной стороны, и доли грузинского языка на языковых картах в тех же местах - с другой. Сложно выделить, когда именно эти евреи здесь появились, но в целом считается, что они на данной территории жили тысячелетиями.
Как и везде со всеми евреями, говоря о грузинских евреях, мы говорим о городском этносе. Но это не абсолютно только городское население, 28,3% на тот момент проживало и в сельской местности. Но поселения сельского типа, в которых проживали евреи, были также сравнительно крупными. Говоря конкретнее, численно самая крупная группа грузинских евреев проживала в центре Кутаисского уезда Кутаиси - до 5 тыс. человек или 9,8% от общего населения и Тифлисе - 3 тыс. человек и 1,1%. По доле же, грузинские евреи нигде не составляли абсолютного большинства, но кое-где были близки к этому. Самая большая доля по переписи была зафиксирована в Они Рачинского уезда - 40,1%, Сачхери Шорапанского уезда - 35,7%, Цхинвали Юго-Осетинской АО - 29,9% (чисто они сделали в ЮОАО общую долю в 2%) и в Сураме Горийского уезда - 25,9%. Во всех, кроме последнего точно известно, что грузинские евреи раннее составляли большинство населения.
В масштабе уездов тут особо нечего выделять, городское население в республике тогда было очень маленьким и не составляло особенно большой доли в общем населении уездов (за исключением разве что Тифлиса и Батуми. Отметим лишь Кутаисский уезд, как единственный, где грузинские евреи преодолели 2%-ый порог - 2,6%.
Здесь совсем немного теми, в которых присутствовали грузинские евреи, поэтому остановимся и на них. Самая большая доля у них здесь была в теми Кулаши Кутаисского уезда - 25,5%. Интересно, что здесь как раз численность и доля грузинского еврейского населения сильно выросла, причины мне неизвестны. Крупные доли свыше 10% были также в теми Лаилаши Лехчумского уезда и в теми Бандза Сенакского уезда - 15,2% и 11,5% соответственно. Там евреи также жили в поселениях-центрах теми.
Ненадолго остановимся уже по традиции на карте объединённых евреев. Евреев без приписки "грузинские" т. е. недавних переселенцев не с грузинским родным языком, здесь было сравнительно немного, нигде они не составляли значительную долю населения, поэтому отдельной карты по ним не будет. Но совместив их, картина не сильно, но меняется, поскольку евреи и евреи грузинские практически нигде в серьёзных количествах совместно не проживали. Обычных евреев здесь было 9 тыс. человек или 0,3% от всего населения, т. е. среди объединённых евреев они составляли треть. Все евреи, это более 29 тыс. человек или 1,1%. 2/3 евреев проживали в Тифлисе, потому именно в нём мы видим на картах хоть кукую-то разницу. Также, грузинских евреев совсем не было в ССР Абхазии и Аджарской АССР, здесь же мы можем немного увидеть группу евреев в 5 сотен человек в Сухуме и почти 2 тыс. человек в Батуми, что в последнем сопоставимо с численностью самих аджарцев.
За грузинскими евреями у нас шли украинцы. Украинцев здесь на 1926 год было 14 тыс. человек или 0,5% от всего населения. Украинцы здесь также присутствовали на разных отдалённых друг от друга территория.
Украинцы на данных территориях появились примерно также, как и русские, особенно если говорить о сельском населении. В этом смысле интересно, что украинцы в республике также были в основном городским этносом, доля сельского населения здесь составила 34,5%. Это не очень заметно, поскольку в городской среде они везде составляли небольшие доли, в том же Тифлисе жил почти каждый пятый украинец на тот момент, но их доля в городе составляла только 0,6%. Зато по соседству в Манглиси Тифлисского уезда они на тот момент составили 31,2% населения и были относительным большинством городка. Откуда вдруг здесь такая крупная доля украинцев мне неизвестно, но по по полу известно, что практически все они были мужчинами, так что скорее всего, речь о каких-нибудь военных.
Если говорить о появлении здесь украинцев, появились они здесь в то же время, что и русские. Так, на юге мы видим духоборов из села Горелое Таврической губернии (ныне село Азовское), переселившихся сюда в первой половине 19-го века. На территории ССР Абхазии переселенцы появились вместе с русскими, основав, например, село Полтавское (ныне часть села Багмаран), а также поселяясь вместе с русскими на протяжении второй половины 19 века в местах исхода абхазского населения.
По уездам всё достаточно скромно. Украинцы составили заметную долю в Сухумском уезде ССР Абхазии, составив там 5,2% (в целом по ССР Абхазии - 2,3%), а также в Ахалкалакском уезде - 3,4%.
По теми, можно выделить теми Горелое Ахалкалакского уезда, где как раз жили духоборы и составляли на тот момент абсолютное большинство населения - 62,2%, вместе с русскими, они по сути были основным населением теми. Похожая история и в сельсовете Псху Сухумского уезда ССР Абхазии, где большинство было уже русское при значительной доле украинцев - 32,8%. Помимо теми Горелое и городка Манглиси Тифлисского уезда, украинцы составили большинство также в сельсовете Баклановка Гудаутского уезда - 43,1%.
Последние, на кого мы сегодня взглянем - это немцы. Немцев в Грузинской ССР на 1926 год было 12 тыс. человек или 0,4% от всего населения. Жили немцы в основном выражено на юго-востоке республики неподалёку от её центра Тифлиса. Немцы здесь - лишь часть огромного пласта немецких переселенцев начала 19-го века, покидавших изначальное место проживание по экономическим и религиозным причинам (основные переселенцы - евангелисты). Они основали здесь ряд колоний и занимались довольно разным видом деятельности.
Немцы были довольно смешанным по месту расселения этносом. Большинство жило в городах, но и сельских немцев было много - 42,3%. В городской среде у них был один населённый пункт с их большинством - Люксембург на тот момент временный центр Борчалинского уезда (раннее Екатериненфельд, сегодня - Болниси), где немцы составляли 56,9% населения. Более четверти всех немцев жили в Тифлисе, составив там 1,1% населения.
По уездам, мы можем выделить только два. В Борчалинском уезде за счёт в основном Люксембурга немцы составляли 4,7% населения. В Тифлисском уезде население Тифлиса и его сельской территории примерно сопоставимое, совместно они составили 1,5% населения.
Среди теми, крупнейшая доля у немцев была в теми Асурети Тифлисского уезда - 21,4%. Собственно само село Асуретти и было основано немцами, носив название Елизаветталь. Свыше 10% немцы составили также в теми Сартичала, где были колонии Мариенфельд (собственно старое название селения Сартичала) и Фрейденталь (ныне часть Абастумани), а также в сельсовете Володарский Сухумского уезда ССР Абхазии, где немцы основали колонии Гнаденберг и Нейдорф (ныне оба являются частями Дзыгуты) - 14,2% и 10,2% соответственно. Таким образом, немцы были небольшой но заметной частью населения близ Сухума и Тифлиса до самой депортации 1941 года.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, kakomizli, Дмитрию Щербакову, Максиму Поротикову, Billy Bonce и Антону Сапогову за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.
Спасибо