Найти в Дзене
Заповеди православия

Проклятие или пустые слова? Как понять, когда злословие действительно опасно. Игумен Лука (Степанов)

В жизни каждого из нас бывали моменты, когда в наш адрес звучали тяжелые слова. Иногда это просто грубость, сказанная на эмоциях. Иногда — целенаправленное злословие. А бывает, что человек слышит прямо сказанное «проклятие» и начинает бояться: вдруг сказанное действительно подействует? Православная традиция не закрывает глаза на эту тему. Церковь прямо говорит: есть слова, которые ранят, а есть слова, которые не могут причинить вреда. Важно научиться различать одно от другого. Когда проклятие может ранить. Опасными бывают не любые злые слова. К ним не относятся эмоции случайного прохожего или вспышка гнева со стороны неприятеля. Об этом еще царь Давид сказал: «Они проклинают, а Ты, Господи, благослови» (Пс. 108:28). То есть проклятия людей злых, завистливых, оторванных от Бога не имеют духовной силы над человеком, который стремится жить по заповедям. Но есть и другие слова — те, что произнесены людьми, которые были для нас важны. Чаще всего — родителями. Церковь очень трепетно относ
Оглавление

В жизни каждого из нас бывали моменты, когда в наш адрес звучали тяжелые слова. Иногда это просто грубость, сказанная на эмоциях. Иногда — целенаправленное злословие. А бывает, что человек слышит прямо сказанное «проклятие» и начинает бояться: вдруг сказанное действительно подействует?

Православная традиция не закрывает глаза на эту тему. Церковь прямо говорит: есть слова, которые ранят, а есть слова, которые не могут причинить вреда. Важно научиться различать одно от другого.

Когда проклятие может ранить.

Опасными бывают не любые злые слова. К ним не относятся эмоции случайного прохожего или вспышка гнева со стороны неприятеля. Об этом еще царь Давид сказал: «Они проклинают, а Ты, Господи, благослови» (Пс. 108:28). То есть проклятия людей злых, завистливых, оторванных от Бога не имеют духовной силы над человеком, который стремится жить по заповедям.

Но есть и другие слова — те, что произнесены людьми, которые были для нас важны. Чаще всего — родителями. Церковь очень трепетно относится к отцовскому и материнскому благословению, и столь же серьёзно — к их словам осуждения, сказанным от глубокой боли.

Почему? Потому что такие слова исходят из сердца, которое когда-то любило, надеялось, верило. А когда ребенок вырастает и отвечает чёрной неблагодарностью, грубостью или пороком, родительская душа может сорваться на отчаянный крик — и это бывает духовно опасно.

Поэтому Церковь даже в молитвах об усопших отдельно просит Бога освободить человека от возможных родительских проклятий или от слов, которые он сам когда-то сорвался в раздражении: «Да буду проклят, если…» Многие произносят такие фразы не понимая, что сами на себя накликают беду.

Именно поэтому Церковь учит нас: не бросаться словами, не желать зла ни себе, ни другим, не давать сердцу ожесточаться. Слишком велика цена.

Когда проклятия не действуют.

Но есть и другая категория злословия — то, что идет от людей богоборных, ненавидящих веру, насмехающихся над христианством. Такое проклятие не только бессильно, но и обращается против того, кто его произносит.

Давид писал: «Поношение поносящих Тебя, Господи, пало на меня» (Пс. 68:10).

То есть хулят не нас — хулят Бога, а мы лишь стоим на Его стороне.

Апостол Пётр прямо говорил христианам: «Если злословят вас за имя Христово — блаженны вы» (1 Пет. 4:14).

Святитель Феофан Затворник называл такие нападки «целебной грязью»: человек, принимающий поношения ради веры, становится только крепче духом, чище сердцем, тверже в следовании за Христом.

Поэтому ненависть и проклятия безбожников — это скорее знак их собственной духовной беды, но не причина наших несчастий.

Что делает Церковь.

Очень важно понимать: Церковь никого не оставляет один на один с тяжёлым словом.

В разрешительной молитве перед отпеванием священник просит Бога снять с человека все виды проклятий, которые могли коснуться его при жизни: родительские, самоналоженные, произнесённые в неведении или горячности. То есть даже после смерти Церковь ходатайствует о человеке перед Богом.

Это говорит одно: слова имеют значение. Они не просто звук. Поэтому надо жить так, чтобы не огорчать близких до такой степени, чтобы в их сердце рождалось отчаяние и горькие слова.

А что с некрещёными?

Церковь учит, что жизнь вне Крещения — это духовное состояние отчуждённости от Бога. Это и называется состоянием «проклятия» — не как наказания, а как последствия первородного греха.

Крещение — это рождение в новую жизнь. Именно поэтому Церковь всегда крестила младенцев: чтобы ребенок рос не в духовной пустоте, а под Божьим благословением.

Как нам жить, чтобы не бояться злых слов.

Христианин не должен жить в постоянном страхе от чужих проклятий. Боязнь проклятий — это недоверие Богу.

Что действительно важно — так это:

1. Не давать сердцу ожесточиться

Не отвечать злом на зло.

«Не побеждайся злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

2. Просить прощения у близких

Особенно у родителей. Это не слабость — это сила и духовная защита.

3. Не бросаться словами

Ни в гневе, ни в обиде, ни даже в шутку не желать зла — ни себе, ни другим.

4. Молиться за тех, кто злословит

Иисус говорил: «Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6:28).

Это не просто красивый призыв — это духовный закон, который реально работает.

5. Жить в мире с Богом

Если человек старается держать путь по заповедям, никакие проклятия не прилипнут.

«Не убоимся их, ибо они проклянут, а Ты, Господи, благословишь» — так учит нас псалмопевец Давид.

Проклятия бывают разные.

Одни — от боли любящих людей, и их нужно бояться и исправляться.

Другие — от злобы и духовной пустоты, и они не могут повредить христианину, а иногда даже укрепляют его в вере.

Самое главное — не жить в страхе, а жить в Божьем свете. Тогда любое недоброе слово растает, как дым, а на душе будет мир и уверенность.