Найти в Дзене
Саша Док. Истории «03»

Я встретил его в коридоре. Он еле на ногаг стоял. Помог дойти. Говорит, шеей не может... повернуть...

В поводе к вызову значилось: ребенок 13 лет, в школе, сильная головная боль, рвота, не может двигать шеей. Находится в медпункте. В примечаниях: медсестра предполагает менингит или мигрень. «Так первое или всё-таки второе? Да, диагнозы начинаются с одной буквы, вот только между ними глобальная пропасть», – вслух задаюсь я вопросом, на что получаю ответ напарницы: – Кто это так написал? А, медсестра, ну-ну... Вызов поступил сразу после того, как мы пообедали. Из динамика селектора громкой связи прокатилось: – 114-я вызов, 114-я вызов! Побросав остатки еды в контейнеры и закинув их в пузатый холодильник, мы с Олей направились в диспетчерскую, где взяв только что напечатанную карту, отправились в гараж, к ожидающему нас водителю. Мгновения спустя наша белоснежная, а местами уже не очень карета «03» мчалась по мокрым улицам города. Через 10 минут была на месте. Прошло еще минут пять, прежде чем мы оказались в медпункте. Сейчас пройти в школу непросто. Нужно обойти турникеты с металлоискат
Оглавление

В поводе к вызову значилось: ребенок 13 лет, в школе, сильная головная боль, рвота, не может двигать шеей. Находится в медпункте. В примечаниях: медсестра предполагает менингит или мигрень.

«Так первое или всё-таки второе? Да, диагнозы начинаются с одной буквы, вот только между ними глобальная пропасть», – вслух задаюсь я вопросом, на что получаю ответ напарницы:

– Кто это так написал? А, медсестра, ну-ну...

Вызов поступил сразу после того, как мы пообедали. Из динамика селектора громкой связи прокатилось:

– 114-я вызов, 114-я вызов!

Побросав остатки еды в контейнеры и закинув их в пузатый холодильник, мы с Олей направились в диспетчерскую, где взяв только что напечатанную карту, отправились в гараж, к ожидающему нас водителю.

Мгновения спустя наша белоснежная, а местами уже не очень карета «03» мчалась по мокрым улицам города. Через 10 минут была на месте.

Прошло еще минут пять, прежде чем мы оказались в медпункте.

Сейчас пройти в школу непросто.

Нужно обойти турникеты с металлоискателем, показать охраннику удостоверение, что мы действительно скорая помощь, а не непонятно кто.

А что делать – безопасность. Настали такие времена.

Добравшись до медицинского кабинета, осмотрелись. На кушетке сидит подросток – бледный, держится за голову обеими руками, глаза закрыты.

Рядом суетится медсестра с картой в руках. У окна стоит мужчина в тренировочном костюме. Похоже, это физрук. Опять. Но не тот. Школа-то другая, и учитель физкультуры тоже.

– Вы? Ну наконец-то! – бросилась к нам медсестра, тыча пальцем в карточку. – У Павла страшная головная боль! Его дважды рвало! И вот еще, смотрите, в карте записано – у его матери мигрени бывают. Ну это точно наследственное!

Не успел я и рта открыть, чтобы элементарно поздороваться, как мужчина вставил:

– Я его встретил в коридоре, еле стоял на ногах. Помог дойти. Говорит, голова раскалывается, шею не повернуть...

Медсестра перебила, листая карту:

– Да! И еще вчера он приходил, зуб болел! Я записала! Может, флюс в голову отдает? Или вот, смотрите – в столовой сегодня был, котлеты ел! Может, отравление?

Оба заговорили одновременно, перебивая друг друга, активно при этом жестикулируя. Медсестра тыкала в карту, физрук рассказывал, то как довел мальчика до медпункта.

Не ожидая такой активности и гвалта на ровном месте, я поднял руку, останавливая весь этот поток сознания:

– Спасибо, что рассказали и помогли довести, но нам нужно работать. Подождите, пожалуйста, в коридоре.

Физрук кивнул, вышел. Медсестра продолжала суетиться:

– Я думаю, это мигрень! Вот, смотрите, все сходится...

– Секунду, – остановил я её мягко.

– Давайте я сначала выслушаю пациента.

Я повернулся к мальчику:

– Как тебя зовут? – Паша, – отозвался школьник.

– Расскажи, что с тобой случилось?

Ребенок открыл глаза – и тут же зажмурился с болезненным стоном:

– Свет... больно... Голова раскалывается... шея... не могу... Голос тихий, словно через силу. Каждое слово ему давалось с большим трудом.

– Давно началось?

– Не знаю... час... может, больше... – он говорил медленно, монотонно. – Сначала шея заболела... потом голова... потом вырвало...

– Покажи, где болит голова?

Школьник осторожно провёл рукой по затылку:

– Тут... и отсюда в голову... везде... как будто хлопает...

– А шея как?

– Не могу повернуть... больно.. очень... если пытаюсь – ещё сильнее болит...

Медсестра опять влезла:

– Вот видите! У матери, наверное, точно такие же приступы! Голова, рвота, свет не переносит! Вот. Записано в карте! Нет, ну это точно оно!

– А зуб болит? – спросил я, не реагируя на эти нервные реплики.

– Вчера болел... сегодня не знаю... голова так болит, что ничего другого не чувствую...

Я присел рядом. Нужно быстро разобраться. Сам думаю:

«Менингит? Но тогда где температура? Лоб холодный. А откуда тогда такая ригидность... Отравление? Зубная боль? Что же это?».

– Паш, а руки как? Всё нормально?

Мальчик замялся:

– Пальцы... странно... покалывают... немеют...

Продолжаю размышлять: «Стоп. Парестезии? Это никак не укладывается ни в менингит, ни в мигрень».

– Оль, быстро! Давление, сатурацию, температуру! – скомандовал я.

Пока напарница разворачивала весь наш диагностический комплекс, я продолжал осмотр. Паша сидел в странной позе – спина прямая, голова как будто зафиксирована двумя руками. Складывалось впечатление, что он просто боится пошевелиться.

– Давление 115 на 70, пульс 92, температура 36,6.

Витальные показатели были в норме.

– Попробуй лечь, – попросил я.

Мальчик начал двигаться – медленно, осторожно, каждое неловкое движение вызывало у него гримасу боли. Лёг на спину, голову держал неподвижно.

Проверяю зрачки – ровные, фотореакция живая, но он морщится от света:

– Не надо! Больно! Светобоязнь. Она бывает как при менингите, так и при мигрени.

– Попробуй наклонить подбородок к груди. Мальчик попытался – застонал, остановился:

– Не могу! Шея не гнётся!

Ага. Ригидность. Но температуры нет, как, собственно, и других менингеальных знаков... Проверяю симптом Кернига – сгибаю ногу, пытаюсь разогнуть. Отрицательный. Брудзинского – тоже. Странно. При менингите должны быть положительными.

Медсестра листает карту:

– Может, всё-таки отравление? Вот же, в обед был в столовой, котлеты ел...

Честно? Вообще ее не слушаю. Всё, что хотел, я узнал. Дальше решения относительно постановки диагноза принимать только мне. Мне же за всё это потом отвечать.

– Паш, а пальцы как? Покажи, пошевели.

Он пошевелил – медленно, как-то неуверенно.

– Чувствуешь, когда я трогаю? – дотрагиваюсь до пальцев правой руки.

– Да... но как-то странно... как через вату... Гипестезия – снижение чувствительности.

Это что за комбинация такая?

Головная боль, ригидность, светобоязнь, рвота – всё говорит о менингите или мигрени. Но парестезии и гипестезия – это неврологический дефицит, который не укладывается ни в то, ни в другое. Один единственный спойлер: ни одна из озвученных версий не оказалась правильной.

Пожалуйста, оцените начало статьи.

Кстати, как оно вам?

Верная версия пришла неожиданно — см. в продолжении

Как открыть статью, если она закрыта:

➡️ https://dzen.ru/a/aSG-3fnsKwiNHR2K

Шаг 1. Копия и вставка ссылки в строку поиска любого браузера.

Шаг 2. Вход на сайт Дзен + подключение подписки Премиум.

Шаг 3. После свободное чтение и комментирование.

Будьте здоровы! Ваш автор, Саша Док.