Найти в Дзене
ARTПатруль

Фотографии, изменившие мир

21 июня 1848 года Альфред Пьер Фаллу, французский политик и глава комиссии по Национальным мастерским, предназначенным для трудоустройства безработных, объявил об их закрытии. Это известие спровоцировало волну протеста: уже 22 июня тысячи людей собрались на площади Бастилии, скандируя лозунг "Свобода или смерть!". На следующий день, 23 июня, толпы лишившихся работы граждан начали захватывать участки полиции и склады оружия, сооружая баррикады с плакатами, гласившими: "Хлеба или свинца! Свинца или работы! Жить, работая, или умереть в бою!". В протестах приняло участие около сорока тысяч человек, что положило начало событиям, вошедшим в историю как Июньское восстание. Для подавления восстания были направлены пятнадцать тысяч солдат под командованием генерала Луи Кавеньяка, известного своей суровостью. Власть наделила его правом выносить участникам бунта смертные приговоры без суда. 24 июня начались ожесточенные столкновения. Повстанцы смогли захватить Пантеон и блокировать здание городс
Оглавление

Перемены в мире происходят постепенно. Однако порой достаточно небольшого импульса, чтобы человечество увидело новые горизонты. Катализатором может послужить единственное изображение.

Что ждет нас за этим порогом, останется загадкой, пока мы не решимся его переступить. Это может быть путь к революционному открытию или годы изнурительной борьбы за равноправие, луч света надежды или трагическое событие, которое заставит иначе взглянуть на ценность своей жизни и жизни окружающих.

Были выбраны десять снимков, каждый из которых был новаторским в своей сфере. Они приобрели настолько важное значение, что вызвали масштабные перемены по всему миру.

СМИ

Фотограф: Тибо. Barricades on rue Saint-Maur. 1848
Фотограф: Тибо. Barricades on rue Saint-Maur. 1848

21 июня 1848 года Альфред Пьер Фаллу, французский политик и глава комиссии по Национальным мастерским, предназначенным для трудоустройства безработных, объявил об их закрытии. Это известие спровоцировало волну протеста: уже 22 июня тысячи людей собрались на площади Бастилии, скандируя лозунг "Свобода или смерть!".

На следующий день, 23 июня, толпы лишившихся работы граждан начали захватывать участки полиции и склады оружия, сооружая баррикады с плакатами, гласившими: "Хлеба или свинца! Свинца или работы! Жить, работая, или умереть в бою!". В протестах приняло участие около сорока тысяч человек, что положило начало событиям, вошедшим в историю как Июньское восстание.

Для подавления восстания были направлены пятнадцать тысяч солдат под командованием генерала Луи Кавеньяка, известного своей суровостью. Власть наделила его правом выносить участникам бунта смертные приговоры без суда. 24 июня начались ожесточенные столкновения. Повстанцы смогли захватить Пантеон и блокировать здание городской ратуши, однако Кавеньяк запросил подкрепление, включая артиллерию, и бунтовщиков вынудили отступить на окраины.

26 июня пала последняя баррикада. В результате трехдневного конфликта число погибших повстанцев составило от четырех до пяти тысяч, а военных – около девятисот. Семь тысяч мятежников были заключены в тюрьмы, а четыре тысячи отправлены на бессрочную каторгу. Знаменитая фотография баррикад на улице Сент-Мор, сделанная в преддверии штурма, стала первой фотоиллюстрацией, опубликованной в прессе, появившись в специальном выпуске журнала L’Illustration, посвященном этим событиям. Оригинал этого снимка хранится в музее Орсе.

Шоу-бизнес

Снимок актрисы Бетти Грейбл – один из главных символов Второй мировой для всей Америки.

Фотограф: Франк Повольны. Portrait. 1943
Фотограф: Франк Повольны. Portrait. 1943

В 1943 году, продвигая мюзикл «Милая Рози О’Грэйди», где блистала американская актриса Бетти Грейбл, была организована фотосессия. Уже после официальной части, фотограф из 20th Century Fox предложил сделать дополнительный кадр: Бетти, стоя спиной, с улыбкой смотрит через плечо. Этот снимок, запечатлевший платиновую блондинку, предвосхитившую популярность Мэрилин Монро, послужил основой для первого пин-ап-плаката, чьи тиражи превышали 50 000 в месяц.

Реальный образ Бетти Грейбл, чьи ноги и улыбка оценивались Lloyd’s London в миллион долларов, приобрел культовый статус среди американских солдат. В период Второй мировой войны солдаты размещали плакаты с ее изображением в казармах, наносили на корпуса самолетов и бережно хранили, как талисман. Хью Хефнер, поступивший на службу в 1944 году, утверждал, что именно Грейбл вдохновила его на создание Playboy.

Впоследствии журнал Time включил это фото в список ста самых влиятельных снимков, издание Life также отметило его, включив в перечень «100 фотографий, изменивших мир».

Космос

«Восход Земли» – снимок, сделанный американским астронавтом с лунной орбиты в конце 1960-х, стал символом борьбы для антивоенных и природоохранных организаций.

Фотограф: Уильям Андерс. Earthrise. 1968
Фотограф: Уильям Андерс. Earthrise. 1968

21 декабря 1968 года ознаменовалось запуском ракеты-носителя «Сатурн-5» с космодрома во Флориде, США. Этот старт ознаменовал вывод на околоземную орбиту космического корабля «Аполлон-8», перед экипажем которого были поставлены смелые цели: впервые в истории человечества вырваться за пределы земного притяжения, совершить полет к Луне и запечатлеть ее поверхность на фотопленку.

Однако «Аполлон-8» превзошел ожидания. Снимок Земли, "Восход Земли", сделанный пилотом лунного модуля Уильямом Андерсом с лунной орбиты, вошел в историю как один из самых знаковых. В последующие годы он стал символом для движений, выступавших против войны и за защиту окружающей среды.

Уильям Андерс позже вспоминал в интервью изданию The Guardian, что лунная поверхность напомнила ему "грязный пляж". Неудивительно, что, увидев Землю – единственное цветное пятно в бескрайнем космосе, – он незамедлительно схватил камеру «Хассельблад», чтобы зафиксировать этот момент.

Фотография «Восход Земли» обрела широкую известность. NASA выпустило серию почтовых марок с этим изображением, а журналы Time и Life поместили его на свои обложки. "Этот снимок помог людям осознать необходимость защиты нашей планеты, – отметил Андерс в интервью. – Это наш единственный дом, а мы продолжаем угрожать друг другу ядерной войной. Это просто поразительно".

Общество

"Автопортрет" - снимок британского фотографа Джозефа Байрона и первое известное селфи в истории.

Фотограф: Джозеф Байрон. Self Portrait. 1909
Фотограф: Джозеф Байрон. Self Portrait. 1909

Задолго до 2013 года, когда слово "селфи" было официально признано Оксфордским словарем и вошло в обиход, в 1909 году, британский фотограф Джозеф Байрон увековечил свое имя, создав автопортрет на крыше одного из зданий на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Согласно определению Оксфордского словаря, селфи – это не просто автопортрет, выполненный с помощью фотоаппарата. Ключевым моментом является то, что снимок должен быть сделан вручную, без использования штатива или каких-либо креплений. Байрон запечатлел себя, держа в руках довольно массивную для наших дней камеру в деревянном корпусе. Этот снимок стал результатом его экспериментов с широкоугольным объективом, который был передовой технологией того времени.

Музей города Нью-Йорка хранит обширную коллекцию работ Байрона. В 1920 году, спустя одиннадцать лет, он повторил опыт, сделав несколько групповых селфи на той же крыше, запечатлев себя в компании друзей – нью-йоркских торговцев, предпринимателей и ярмарочных работников.

Джозеф Байрон переехал в Америку в 1888 году и основал на Манхэттене фотостудию Byron Company, специализирующуюся на фотосъемке бродвейских спектаклей. Эта студия продолжает свою работу и сегодня, находясь под управлением потомков пионера селфи в восьмом поколении.

Папарации

Фотография принцессы Дианы, сделанная папарацци за несколько минут до ее гибели, стала поводом для глобальной общественной дискуссии об этике.

Фотограф: Жак Ланжевен. Без названия. 1997
Фотограф: Жак Ланжевен. Без названия. 1997

В ночь перед последним днем августа 1997 года, принцесса Диана Уэльская вместе со своим спутником Доди аль-Файедом и охранником покинула отель «Ритц» в Париже. Под вспышками множества камер фотографов, известных как папарацци, они заняли места в автомобиле Mercedes-Benz S280. Фотограф по имени Жак Ланжевен приблизился к машине и сделал несколько снимков. Диана находилась на заднем сиденье, стараясь скрыть лицо от камер. Автомобилю было трудно проехать сквозь окружившую его толпу фоторепортеров.

Затем Ланжевен сел в свой автомобиль и направился к своему приятелю. Избегая заторов на дорогах, он оказался у въезда в туннель Альма. Неожиданно он заметил знакомых ему фотографов и разбитый Mercedes, который он фотографировал совсем недавно. Ланжевен быстро взял свой фотоаппарат и покинул свой автомобиль. Прибывшие на место происшествия сотрудники полиции задержали Ланжевена и еще шестерых фотографов.

Долгое время считалось, что косвенная ответственность за трагическую смерть Дианы лежит на папарацци, которые преследовали автомобиль на машинах и мотороллерах. Однако в 2003 году с них были сняты обвинения во вмешательстве в частную жизнь. Несмотря на это, отец Доди аль-Файеда настоял на пересмотре дела в Высшем апелляционном суде Франции. В результате кассационная инстанция отменила оправдательные приговоры и вернула дело в суд, который признал фотографов виновными в нарушении закона и приговорил их к символическому штрафу в один евро. В ответ на трагическую гибель Дианы, в 1998 году правительство штата Калифорния приняло закон, согласно которому фотографы несут ответственность за вторжение в личную жизнь.

Природа

Селфи, сделанное павианом в Индонезии, стало предметом спора – могут ли авторские права принадлежать животному.

Фотограф: хохлатый павиан. Без названия. 2011
Фотограф: хохлатый павиан. Без названия. 2011

Спор о возможности обладания авторскими правами животными возник благодаря автопортрету, сделанному хохлатым павианом.

В июне 2011 года фотограф Дэвид Слейтер прибыл на индонезийский остров Сулавеси с целью создания снимков дикой природы. Он посетил заповедник Тангкоко, где проживала группа хохлатых павианов. Первые дни были посвящены привыканию фотографа и животных друг к другу. На второй день Слейтер протянул руку одному из приматов, и тот ее пожал. Тогда фотограф включил автоматический режим на камере и сделал несколько совместных портретов с обезьянами.

Затем он установил камеру на штатив и использовал устройство дистанционного управления, спрятавшись неподалеку. Одна из самок павиана заинтересовалась пультом и начала позировать перед объективом в течение получаса.

Слейтеру понравились полученные кадры, и он выбрал лучшие для своей книги «Дикие личности». Остальные снимки были проданы агентству Caters News Agency. Вскоре автопортреты обезьяны стали популярными в интернете, в том числе попав в бесплатный фотобанк «Викисклад». Caters News не удалось добиться их удаления, поскольку администрация ресурса утверждала, что только автор может запросить удаление снимка, а в данном случае автором является обезьяна, а не владелец камеры. Слейтер обратился в Бюро авторского права США, но там заявили, что объекты, созданные не людьми, не могут быть защищены авторским правом и становятся общественным достоянием.

В 2015 году PETA подала иск против фотографа от имени павиана, требуя признать примата субъектом авторского права, а все доходы от селфи передать заповеднику на Сулавеси. Истца представляла приматолог Антье Энгельхардт. В 2016 году суд отклонил иск PETA, но организация подала апелляцию. Дело было урегулировано мирным путем: зоозащитники хотели отозвать иск, а Слейтер согласился отчислять 25% будущих доходов от снимка в фонд поддержки павианов. Однако суд решил продолжить рассмотрение дела. Судья Рэнди Смит заявил, что «мы не знаем, хотят ли животные владеть авторскими правами или получать процент от продажи изображений», и признал иск PETA необоснованным.

Технологии

Сделать снимок своей новорожденной дочери и совершить технологическую революцию — инженеру Филиппу Кану удалось и то и другое, причем одновременно.

Фотограф: Филипп Кан. Sophie. 1997
Фотограф: Филипп Кан. Sophie. 1997

В 1997 году, находясь в ожидании рождения дочери в родильном доме Северной Каролины, инженер Филипп Кан не терял времени даром. Пока его супруга усердно работала над появлением на свет их ребенка, Кан, чтобы занять себя, совершил технологический прорыв, используя цифровую камеру, мобильный телефон-раскладушку и ноутбук. Он не только предвосхитил развитие смартфонов на годы вперед, но и кардинально изменил способы общения между людьми.

Кан соединил камеру с телефоном, телефон – с ноутбуком и синхронизировал их посредством собственноручно написанного программного кода. Когда его жена родила дочь Софи, Филипп сделал ее фотографию, которая была мгновенно отправлена двум тысячам его контактов из записной книжки. Это стало историческим моментом – первой передачей изображения через мобильный телефон.

Спустя три года компания Sharp применила изобретение Кана для создания первых телефонов с интегрированной камерой. Вскоре эти устройства завоевали американский рынок, а затем и весь мир, повсеместно заменяя предыдущие модели мобильных телефонов. Инновации Филиппа Кана нашли применение в смартфонах и социальных сетях, ориентированных на обмен фотографиями, таких как Instagram и Snapchat.

Наука

Снимок разбивающейся о стол молочной капли доказал: фотография способна остановить мгновение — и дать человеку возможность рассмотреть его в деталях.

Фотограф: Гарольд Эджертон. Milk Drop Coronet. 1957
Фотограф: Гарольд Эджертон. Milk Drop Coronet. 1957

"Корона из молочной капли" – знаменитая фотография, созданная в 1957 году Гарольдом Эджертоном, профессором электротехники из Массачусетского университета. Эта работа стала кульминацией его многолетних исследований и ознаменовала собой значительный прогресс в ряде научных областей.

До того, как Эджертон сделал этот снимок в своей лаборатории с помощью самодельной фотокамеры, считалось практически невозможным фотографировать в кромешной темноте, не прибегая к сложному осветительному оборудованию. Тем более сложной задачей представлялось зафиксировать на фотопленке мгновение, длящееся всего несколько миллисекунд – момент столкновения капли молока с поверхностью.

Фотография Эджертона наглядно продемонстрировала, что фотоискусство способно расширить границы человеческого понимания мира, открывая возможность увидеть и запечатлеть события, слишком мимолетные для невооруженного глаза.

Для этого научного прорыва Эджертону, казалось бы, потребовалось немного: пипетка с молоком и высокоточный стробоскоп, синхронизированный с затвором камеры (это изобретение стало основой современных фотовспышек). Однако за этим успехом стояли годы кропотливой работы. Первые снимки капли, разбивающейся о поверхность, были сделаны еще в 1930-х годах, а в 1937 году Музей современного искусства в Нью-Йорке представил выставку его новаторских фотоэкспериментов.

Политика

Александр Земляниченко снимал московский путч 1991-го. За одну из фотографий, зафиксировавшую свержение памятника Дзержинскому, он первым из российских фотографов получил Пулитцера.

Фотограф: Александр Земляниченко. Из репортажа о путче. 1991
Фотограф: Александр Земляниченко. Из репортажа о путче. 1991

События августовского путча 1991 года ознаменовались свержением памятника Дзержинскому на Лубянке. Фотограф Александр Земляниченко запечатлел кульминационный момент — демонтаж статуи "Железного Феликса" и ее погрузку на грузовой прицеп. Этот снимок, получивший всемирную известность, был опубликован в многочисленных изданиях и показан в новостных репортажах. Именно за этот кадр Земляниченко удостоился Пулитцеровской премии, став первым российским фотографом, получившим эту престижную награду.

Земляниченко вспоминает, что 19 августа планировал отпуск с семьей. "Утром раздался звонок коллеги, сообщившего о трансляции балета "Лебединое озеро" по телевидению (в период путча "Лебединое озеро" транслировалось по всем каналам три дня подряд). Мне почудился шум танков. Я оделся, направился к Останкино и увидел, что телецентр заблокирован военными. Вернувшись домой, я сказал жене, что ухожу на работу, и ушел.. О призах и наградах я тогда не задумывался, просто делал свою работу. Позже надо мной смеялись, говоря, что я променял отпуск на награды, в том числе на мой первый Пулитцер".

Спонтанная идея снести памятник Дзержинскому принадлежала участникам митинга. Люди пытались взобраться на статую, прикрепляли к ней тросы и пригнали грузовик для их закрепления. Упав таким образом, памятник мог повредить конструкции метро под площадью. Депутат Сергей Станкевич убедил протестующих выбрать более безопасный способ. Вечером того же дня на площадь прибыл строительный кран, который демонтировал памятник.

Современное искусство

Скриншот из шутера, сделанный Робертом Овервегом, закрепил за видеоиграми статус искусства – кадр выставлялся в парижском Центре Помпиду.

Фотограф: Роберт Овервег. Appartment two. 2011
Фотограф: Роберт Овервег. Appartment two. 2011

В 2015 году Роберт Овервег, нидерландский художник и арт-директор digital-агентства Triple, представил свою авторскую экспозицию "Грёзы о реальности" в Центре Жоржа Помпиду. Вместо привычных полотен на стенах галереи красовались отпечатанные кадры из игры Mafia 2. Однако зритель не находил там ни гангстеров, ни машин в стиле ретро. Внимание акцентировалось на деталях игрового ландшафта, вырванных из контекста: зависшая в облаках лестница, дорога, уходящая в морскую пучину.

Овервег создаёт скриншоты, запечатлевая тем самым программные сбои. Он не выполняет игровые задания, пренебрегает намерениями разработчиков и стремится проникнуть в недоступные для игрока зоны, чтобы зафиксировать скрытые от обычного взгляда объекты. Куратор выставки подчёркивает сходство работ Овервега с произведениями Рене Магритта, в которых отражается экзистенциальный страх человека перед реальностью.

После триумфа в Центре Помпиду, сюрреалистические снимки были показаны на биеннале "Медиа Сити Сеул", а также в ряде американских фотогалерей и частных европейских музеях. Так, игровые кадры трансформировались в самостоятельный вид искусства фотографии.

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, какая фотография понравилась больше!