Найти в Дзене
Крылья заботы

У всех ли ветеранов разовьется посттравматический синдром (ПТСР)?

Однозначно нет. ПТСР — это не неизбежное следствие пережитого стресса, а серьезное психическое расстройство, которое развивается лишь у части людей, столкнувшихся с травмой. Симптомы ПТСР  1. Навязчивые повторные переживания (симптомы вторжения) Это ядро ПТСР. Травма снова и снова проживается против воли человека.— Непроизвольные воспоминания (флэшбэки): яркие, реалистичные ощущения, что событие происходит прямо сейчас. Человек может видеть, слышать, чувствовать запахи и тактильные ощущения (например, жар, пыль) с места событий. Может действовать так, будто он снова в бою (например, искать укрытие). Кошмарные сны: повторяющиеся сны, связанные с травмирующим событием. Они могут быть точным воспроизведением или символическими, но с тем же чувством ужаса и беспомощности. Дистресс при напоминаниях: сильная психологическая или физиологическая реакция (паника, учащенное сердцебиение, потливость, тремор) на триггеры, которые символизируют или напоминают о травме (громкие

Однозначно нет.

ПТСР — это не неизбежное следствие пережитого стресса, а серьезное психическое расстройство, которое развивается лишь у части людей, столкнувшихся с травмой.

Симптомы ПТСР 

1. Навязчивые повторные переживания (симптомы вторжения)

Это ядро ПТСР. Травма снова и снова проживается против воли человека.—

Непроизвольные воспоминания (флэшбэки): яркие, реалистичные ощущения, что событие происходит прямо сейчас. Человек может видеть, слышать, чувствовать запахи и тактильные ощущения (например, жар, пыль) с места событий. Может действовать так, будто он снова в бою (например, искать укрытие).

Кошмарные сны: повторяющиеся сны, связанные с травмирующим событием. Они могут быть точным воспроизведением или символическими, но с тем же чувством ужаса и беспомощности.

Дистресс при напоминаниях: сильная психологическая или физиологическая реакция (паника, учащенное сердцебиение, потливость, тремор) на триггеры, которые символизируют или напоминают о травме (громкие звуки, салюты, вертолеты, определенные запахи, новости о войне).

Навязчивые мысли и образы: нежелательные, болезненные мысли о произошедшем, которые невозможно остановить.

2. Избегание

Психика пытается защититься от боли, связанной с воспоминаниями.

Избегание мыслей и чувств: сознательные попытки не думать, не говорить и не чувствовать ничего, связанного с травмой. Человек может подавлять эмоции, уходить в себя.

Избегание внешних напоминаний: отказ от встреч с людьми, посещения мест или участия в деятельности, которые могут вызвать воспоминания. Например, избегание парадов, встреч с сослуживцами, просмотра военных фильмов или новостей, походов в людные места (торговые центры), которые могут казаться опасными.

3. Негативные изменения в мышлении и настроении

Травма меняет взгляд на себя, других и мир в целом.

Неспособность вспомнить важные детали травмы: частичная или полная амнезия эпизодов травмирующего события (не из-за травмы головы или опьянения).

Стойкие негативные убеждения: укоренившиеся мысли о себе ("Я плохой"), о других ("Никому нельзя доверять") или о мире ("Мир абсолютно опасен").

Искаженное чувство вины: чрезмерная вина за действия или бездействие во время события ("Я мог бы спасти его"), вина выжившего.

Преобладающие негативные эмоции: постоянное чувство страха, ужаса, гнева, стыда или полное отсутствие эмоций (оцепенение).

Снижение интереса к деятельности: потеря интереса к хобби, работе, общению, которые раньше приносили удовольствие.

Чувство отчужденности: ощущение отделенности от других людей, даже близких. Непонимание, как можно жить "обычной" жизнью после пережитого.

4. Выраженные изменения в возбудимости и реактивности

Постоянное состояние "повышенной боевой готовности".

Раздражительность и вспышки гнева: проявление гнева в словесной или физической форме, часто по незначительным поводам. "Срывы" на близких.

Саморазрушающее поведение: рискованное поведение, злоупотребление алкоголем или наркотиками, безрассудное вождение, как способ заглушить боль.

Гипербдительность: постоянное, изматывающее сканирование окружения на предмет угроз ("смотреть за углы"), невозможность расслабиться.

Преувеличенная реакция испуга: резкая, неадекватная реакция на внезапные звуки или движения.

Проблемы с концентрацией и сном: невозможность сосредоточиться, бессонница, трудности с засыпанием, прерывистый сон, ночные кошмары.

О развитии симптомов ПТСР можно говорить лишь при наличии устойчивого проявления нескольких симптомов на протяжении 30 дней и дольше.

Согласно статистике:

  • У 3–11% участников боевых действий развивается клинически выраженное ПТСР, требующее помощи психиатра.
  • 60–70% переживают кризис реадаптации. Это тяжелый период, но не психическое расстройство. Он характеризуется подавленностью, тревогой, проблемами со сном, но при правильной поддержке эти симптомы смягчаются и проходят.
  • 15–20% демонстрируют психологический рост — становятся сильнее, пересматривают жизненные приоритеты, начинают больше ценить близких.

Почему у всех по-разному? 

На развитие ПТСР влияет совокупность факторов:

Индивидуальная уязвимость - это генетическая предрасположенность, личностные особенности, предыдущий травматический опыт.

Характер травмы - её интенсивность, продолжительность и тип пережитых событий (у всех он разный).

Поддержка во время и после - наличие надежной поддержки от товарищей и командования во время службы и, что критически важно, после возвращения — самый мощный защитный фактор.

Что поможет снизить вероятность развития ПТСР и облегчить симптомы

Профилактика и ранние диагностика и вмешательство — это ключ к успеху. Действовать нужно на всех этапах.

  1. Сразу после возвращения.

Цель — снизить уровень стресса. 

Ветерана и его семью нужно заранее подготовить к возможным трудностям: «С вами может такое происходить, это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства». Информационная поддержка на этом этапе поможет снизить риск развития ПТСР.

Важно восстановить режим сна, здоровое питание, умеренную физическую активность. Нужно создать предсказуемую и спокойную обстановку.

«Не лезть в душу, но быть рядом». Не требуйте сразу рассказов о пережитом. Дайте человеку понять, что вы готовы его выслушать, когда он сам захочет говорить. Важно просто быть рядом, заниматься обычными бытовыми делами.

Профессиональная «первая помощь». Краткие сессии с психологом, который специализируется на кризисных состояниях, помогут «разгрузить» психику.

2.Адаптация 

Важно не дать острым реакциям перерасти в расстройство.

Групповые занятия с другими ветеранами под руководством психолога — это один из самых эффективных методов. Человек понимает, что он не один со своими проблемами, снижается чувство стыда и изоляции.

Обучение техникам саморегуляции:

    - дыхательные практики, например, «квадратное дыхание»: вдох на 4 счета, задержка на 4, выдох на 4, пауза на 4. Помогает снять панику.

    - техники заземления при флешбэках: сконцентрироваться на 5 вещах, которые вы видите, 4 — которые осязаете, 3 — слышите, 2 — обоняете, 1 — вкус. Это помогает вернуться в «здесь и сейчас».

    - физическая активность: спорт, особенно циклический - бег, плавание, велосипед, помогут метаболизировать гормоны стресса.

Вовлечение в значимую деятельность. Постепенное возвращение к работе, учебе, хобби. Важно не сидеть в четырех стенах, и не сосредотачиваться на своих переживаниях.

Поддержка семьи. Консультации для родных, где их учат распознавать признаки стресса, правильно общаться и избегать конфликтов.

 3.Если симптомы сохраняются (Специализированная помощь)

Цель — лечение уже развившегося ПТСР.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), в частности, терапия длительной экспозицией. «Золотой стандарт» лечения ПТСР. Помогает переработать травматические воспоминания, не избегать их, а учиться жить с ними.

ДПДГ — десенсибилизация и переработка движением глаз. Еще один высокоэффективный метод, помогающий мозгу «переварить» травмирующие воспоминания.

Медикаментозная терапия. Назначается психиатром в сложных случаях для снижения тревоги, депрессии, улучшения сна.

Терапия принятия и ответственности (ACT). Помогает принять свой опыт и боль как часть жизни и продолжать двигаться к своим ценностям.

ПТСРэто не приговор. Его можно и нужно предотвращать. Самый опасный враг здесь — это бездействие и навешивание негативных ярлыков. Обратиться к психологу — НЕ стыдно, ведь своевременная, грамотная и комплексная поддержка кардинально повышает шансы ветерана не просто справиться с проблемами и трудностями, а вернуться к полноценной и счастливой жизни.