Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 23 ноября в классической музыке

Бетховен садится писать необычное письмо в далёкий Эдинбург. Не новая симфония, не посвящение принцу, а ответ на посылку с народными песнями, от которого зависит целая скрытая глава его творчества. 23 ноября 1809 года в Вене, ещё не оправившейся от французских обстрелов, Людвиг ван Бетховен садится за письмо. Адрес — Эдинбург, шотландский чиновник и любитель музыки Джордж Томсон. В конверте — не партитура великой симфонии, а решение, которое гению самому кажется «не слишком приятным занятием», но нужным для выживания. Джордж Томсон уже много лет одержим одной идеей: сохранить и «облагородить» народные песни Британских островов. Он собирает шотландские, ирландские и валлийские мелодии, печатает сборники и для красоты заказывает сопровождения у самых модных европейских композиторов — у Гайдна, Плейеля, других. Теперь очередь дошла до Бетховена: ещё в сентябре Томсон выслал ему пакет с 43 народными мелодиями и просьбой написать к ним простое, «домашнее» сопровождение для фортепиано и стру
Оглавление
Бетховен садится писать необычное письмо в далёкий Эдинбург. Не новая симфония, не посвящение принцу, а ответ на посылку с народными песнями, от которого зависит целая скрытая глава его творчества.

День, когда Бетховен согласился аккомпанировать британским народным песням

Людвиг ван Бетховен, 1770–1827 гг.
Людвиг ван Бетховен, 1770–1827 гг.

23 ноября 1809 года в Вене, ещё не оправившейся от французских обстрелов, Людвиг ван Бетховен садится за письмо. Адрес — Эдинбург, шотландский чиновник и любитель музыки Джордж Томсон. В конверте — не партитура великой симфонии, а решение, которое гению самому кажется «не слишком приятным занятием», но нужным для выживания.

Шотландец, который собирал песни для всего королевства

Джордж Томсон, 1757–1851 гг.
Джордж Томсон, 1757–1851 гг.

Джордж Томсон уже много лет одержим одной идеей: сохранить и «облагородить» народные песни Британских островов. Он собирает шотландские, ирландские и валлийские мелодии, печатает сборники и для красоты заказывает сопровождения у самых модных европейских композиторов — у Гайдна, Плейеля, других.

Теперь очередь дошла до Бетховена: ещё в сентябре Томсон выслал ему пакет с 43 народными мелодиями и просьбой написать к ним простое, «домашнее» сопровождение для фортепиано и струнных, подходящее для любителей.

Осень 1809 года: гений считает деньги

Людвиг ван Бетховен за обработкой британских народных песен.
Людвиг ван Бетховен за обработкой британских народных песен.

Для Бетховена это тяжёлый год. Вена пережила осаду, валюта обесценивается, аннуитет от меценатов тает, а слух композитора всё хуже. Народные песни из далёкой Шотландии сами по себе его не вдохновляют — но гонорар нужен.

В письме от 23 ноября он наконец отвечает Томсону: он согласен писать сопровождения к 43 песням, но просит повысить оплату и осторожно напоминает, что такое ремесло мало приятно для художника, даже если это «хорошее дело» с практической точки зрения. Заодно он добивается прибавки и за свои новые камерные произведения: вместо предложенных 100 фунтов требует 120, ссылаясь на тяжёлую финансовую ситуацию в городе.

Музыка, которая должна быть «простой»

Самое интересное — не сумма, а взгляд Бетховена на народные песни. Томсон умоляет его писать проще: такие сборники будут разучивать любители у себя дома, им не нужны виртуозные фортепианные круговерти.

Домашний вечер музыки в начале XIX века:
Домашний вечер музыки в начале XIX века:

Но Бетховен так и остаётся собой: даже в письмах он подчёркивает, что не любит «подправлять» уже написанное, потому что любое исправление меняет характер произведения. Он просит у Томсона тексты песен, чтобы сопровождение не было бездушной подкладкой к мелодии, а точно передавало смысл слов и настроение. Для него даже заказная работа должна оставаться настоящим искусством.

От письма к целому миру народных мелодий

Далёкие народные мелодии превращаются в музыку великого симфониста.
Далёкие народные мелодии превращаются в музыку великого симфониста.

Этим письмом от 23 ноября 1809 года начинается большая, сегодня почти забытая глава в наследии композитора. В следующие годы Бетховен создаст более ста семидесяти обработок народных песен — шотландских, ирландских, валлийских и других европейских мелодий. Многие из них войдут в циклы вроде «25 шотландских песен» op. 108 и разойдутся по домам по всей Европе.

Для публики это будет «простая музыка для гостиной», а для нас — редкая возможность услышать, как автор Пятой симфонии разговаривает с миром на языке простых народных мелодий.

А ещё в этот день...

Во дворце Людовика XIV загорается итальянский огонь Жана-Батиста Сенайе, ученик Моцарта Томас Аттвуд везёт венский стиль в Лондон, виртуоз-космополит Джорновики завершает путь в Петербурге, а мальчик из Дембицы готовит музыку, от которой оркестр будет звучать как крик целого века.

День, когда «умерла» музыка: прощание с Томасом Таллисом

Томас Таллис, 1505–1585 гг.
Томас Таллис, 1505–1585 гг.

23 ноября 1585 года в туманном Гринвиче тихо умирает человек, чья музыка пережила четырёх монархов. Томас Таллиc, композитор и органист Королевской капеллы, служил Генриху VIII, Эдуарду VI, Марии Тюдор и Елизавете I. Его хоронят в алтарной части церкви St Alfege, рядом с теми стенами, где столько лет звучали его хоры.

Таллис прожил жизнь на границе вер — от латинской мессы до англиканской службы. Он писал и для католиков, и для реформированной церкви: от простого, почти прозрачного мотета If ye love me до оглушительного по масштабу сорокаголосного Spem in alium, одного из пиков ренессансной полифонии.

Когда Таллис ушёл, его ученик и коллега Уильям Бёрд написал элегию Ye sacred muses. В конце звучит строка: «Tallis is dead, and Music dies» — «Таллис мёртв, и музыка умирает». Понятно, что музыка на этом не закончилась, но в тот ноябрьский день для английской капеллы действительно закрылась целая эпоха.

Как Жан-Батист Сенайе привёз итальянскую страсть во дворец Людовика XIV

Жан-Батист Сенайе, 1687–1730 гг.
Жан-Батист Сенайе, 1687–1730 гг.

23 ноября 1687 года в Париже родился мальчик, который принесёт во французскую музыку итальянский огонь — Жан-Батист Сенайе. Его отец играл в легендарных «24 скрипках короля», и ребёнок растёт среди придворных репетиций и залов Версаля.

Сенайе понимает: ему мало быть «ещё одним» королевским скрипачом. Он едет в Италию, впитывает манеру мастеров, на чьей музыке выросла вся Европа и возвращается в Париж с новым звуком — быстрые пассажи, смелые интонации, живая эмоция вместо холодной выправки.

В своих сонатах для скрипки он соединяет французскую утончённость и итальянскую страсть. Самый известный пример — стремительный фрагмент барочной пьесы «Allegro spiritoso», которая тихо пережила столетия и чувствует себя очень живой в репертуаре XXI века.

Ученик Моцарта из Лондона: как королевский любимец вывез Вену в Англию

Томас Эттвуд, 1765–1838 гг.
Томас Эттвуд, 1765–1838 гг.

23 ноября 1765 года в Лондоне рождается мальчик, которому необычайно повезёт с покровителем. Томас Аттвуд рано попадает в хор Капеллы королевского двора, и однажды его игру на клавесине слышит принц Уэльский. Тот настолько поражён юношей, что оплачивает ему учёбу за границей: сначала в Неаполе, а затем в Вене, где Аттвуд становится любимым учеником Моцарта.

Вернувшись в Англию, Аттвуд занимает место органиста в соборе Святого Павла и композитора Капеллы, а вместе с должностью привозит в Лондон мягкий венский классический стиль. Через его дом и уроки проходят молодые музыканты, позже к нему приедет юный Мендельсон, который посвятит наставнику свои три прелюдии и фуги для органа. Так день рождения скромного английского капельмейстера превращается в точку, где встречаются Моцарт, Лондон и будущее европейской музыки.

Европейский виртуоз, умерший в Петербурге: последний аккорд Джорновики

Джованни Мане Джорновики, 1747–1804 гг.
Джованни Мане Джорновики, 1747–1804 гг.

23 ноября 1804 года в Санкт-Петербурге смолк один из самых прославленных скрипачей XVIII века — Джованни Мане Джорновики. Выходец из рагузинской семьи, он жил как вечный гастролёр: играл в Париже, Берлине, Варшаве, Лондоне, Вене, Стокгольме, собирая восторги публики и отзывы о «блестящей» и «изящной» игре.

В Россию Джорновики приезжал не раз. По приглашению Екатерины II он служил придворным музыкантом, а за два года до смерти снова вернулся на берега Невы в столицу империи. Его имя перестало появляться на афишах, но не исчезло из музыки: сегодня его помнят по виртуозным скрипичным концертам, в которых слышна судьба космополита, завершившего путь в северной столице.

Как мальчик из Дембицы заставил оркестр кричать: день рождения Кшиштофа Пендерецкого

Кшиштоф Пендерецкий, 1933–2020 гг.
Кшиштоф Пендерецкий, 1933–2020 гг.

23 ноября 1933 года в польской Дембице рождается мальчик, которому суждено изменить звук музыки. Его зовут Кшиштоф Пендерецкий. В доме отца-юриста и матери из банковской семьи музыка звучит так же привычно, как разговоры за столом.

В конце 1950-х молодой композитор под разными псевдонимами отправляет на конкурс Союза польских композиторов три партитуры. Жюри, не зная, что оценивает одного автора, присуждает им первое, второе и третье места. За одну ночь Пендерецкий становится героем музыкального авангарда.

Через год он пишет для 52 струнных «Плач по жертвам Хиросимы» — сначала как абстрактный эксперимент с названием по длительности «8'37"». Услышав исполнение, композитор понимает: этот звук похож на коллективный крик. Так мальчик из Дембицы дарит миру одно из самых страшных высказываний о войне.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #ЛюдвигВанБетховен #ТомасТаллис #Сенайе #ТомасАттвуд #Моцарт #Джорновики #Пендерецкий

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.