Найти в Дзене

Сам себе хирург, сам себе пациент, сам себе анестезиолог

30 апреля 1961 года где-то посреди бесконечных антарктических льдов 27-летний врач оказался перед выбором: сидеть и ждать чуда – или взять скальпель в одну руку и судьбу – в другую. Наш коллега Александр Соловьев, врач-рентгенолог, радиолог, младший научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины ДЗМ, расскажет об одном из самых настоящих историй мужества и самообладания в мировой медицине. Леонид Иванович Рогозов (14 марта 1934 – 21 сентября 2000) – родился в Забайкалье, в самой обычной рабочей семье. В Ленинградский мединститут поступил легко, учился быстро, параллельно умудряясь успевать играть в футбол и заниматься музыкой. В 1959 году, после окончания вуза, его зачислили в клиническую ординатуру по хирургии. А вскоре появилась возможность, от которой трудно было отказаться: набор врачей для работы на новой антарктической станции. Леонид, не раздумывая, отправился в экспедицию. Именно там произошло событие, изменившее его жизнь! Через несколько месяцев зимовки на станции «Ново
Оглавление

30 апреля 1961 года где-то посреди бесконечных антарктических льдов 27-летний врач оказался перед выбором: сидеть и ждать чуда – или взять скальпель в одну руку и судьбу – в другую. Наш коллега Александр Соловьев, врач-рентгенолог, радиолог, младший научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины ДЗМ, расскажет об одном из самых настоящих историй мужества и самообладания в мировой медицине.

Леонид Иванович Рогозов (14 марта 1934 – 21 сентября 2000) – родился в Забайкалье, в самой обычной рабочей семье. В Ленинградский мединститут поступил легко, учился быстро, параллельно умудряясь успевать играть в футбол и заниматься музыкой.

В 1959 году, после окончания вуза, его зачислили в клиническую ординатуру по хирургии. А вскоре появилась возможность, от которой трудно было отказаться: набор врачей для работы на новой антарктической станции. Леонид, не раздумывая, отправился в экспедицию. Именно там произошло событие, изменившее его жизнь!

-2

Ночь, которая вошла в историю

Через несколько месяцев зимовки на станции «Новолазаревская» Рогозов почувствовал странные боли в животе. Симптомы классические: слабость, температура, тошнота. Диагноз очевиден – острый аппендицит. Консервативное лечение не помогло, эвакуация из-за непогоды была невозможной. Выбор простой: либо рискнуть, либо погибнуть. Ночью 30 апреля Леонид Рогозов, лёжа на боку, под местной анестезией, начал операцию на самом себе. Метеоролог Александр Артемьев подавал ему инструменты, инженер-механик Зиновий Теплинский держал зеркало, начальник станции Владислав Гербович был наготове ловить в обморок падающих ассистентов. Временами Рогозов работал на ощупь, временами – в отражении зеркала. Слабость, головокружение, короткие остановки, чтобы перевести дух. И всё-таки через 1 час 45 минут операция завершилась успехом: воспалённый аппендикс был удалён, а жизнь спасена.

-3

Жизнь после Антарктиды

Вернувшись из экспедиции, Рогозов завершил обучение в ординатуре, а затем защитил кандидатскую диссертацию о резекции пищевода. Он работал хирургом, преподавал, ездил в Болгарию, свободно владел несколькими языками. Его подвиг был признан официально: орден Трудового Красного Знамени, знаки «Отличнику здравоохранения» и «Почётному полярнику».

О нём писал Герман Титов в книге «Голубая моя планета», ему посвятил песню Владимир Высоцкий. Им восхищались, его уважали. И не зря. Почему об этом стоит помнить

История Леонида Рогозова – это напоминание: пределы наших возможностей всегда дальше, чем мы думаем. Его подвиг вдохновляет врачей, путешественников, исследователей – всех, кто однажды оказывается на краю своих сил. Рогозов доказал, что мужество – это не громкие слова, а решимость делать невозможное, когда другого выхода просто нет. В ту полярную ночь он спас не только свою жизнь. Он подарил всему миру простой, но бесценный урок: пока человек верит в себя, у него всегда есть шанс.