4 вариант Р.А. Дощинский «36 вариантов ОГЭ 2026»
Разбираем примеры в сочинении для обоснования своей позиции
Текст по И. Э. Бабелю
(1)Все люди нашего круга в городе учили детей музыке. (2)Город был охвачен этим безумием. (3)Когда мальчику исполнялось четыре-пять лет, мать вела это крохотное существо к господину Загурскому, который содержал фабрику вундеркиндов В кружевных воротничках И лаковых туфельках. (4)Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессорам в Петербург. (5)Они становились прославленными виртуозами. (6)И вот отец мой решил угнаться за ними. (7)Хоть я и вышел из возраста вундеркиндов (мне шёл четырнадцатый год), но по росту и хилости меня можно было принять за восьмилетнего. (8)На это была вся надежда.
(9) Меня отвели к Загурскому. (10)Из уважения к деду он согласился заниматься со мной, но заниматься было не с чем. (11)Звуки ползли из моей скрипки, как железные опилки, (12)Мне самому эти звуки резали по сердцу, но отец не отставал. (13)Дома только и было разговоров о мальчиках-вундеркиндах…
(14)У меня же в мыслях было другое. (15)Проигрывая скрипичные упражнения, я ставил на пюпитре книги Тургенева или Дюма и, пиликая, пожирал страницу за страницей. (16)Днём я рассказывал небылицы соседским мальчишкам, ночью переносил их на бумагу. (17)Сочинительство было моей страстью!
(18) Нагруженный футляром и нотами, я три раза в неделю тащился к Загурскому.
(19)Однажды я вышел из дому, навьюченный футляром со скрипкой, но вместо дома учителя музыки очутился в порту. (20)Положенные мне три часа пролетели здесь. (21)Так началось освобождение. (22)Загурский больше не увидел меня. (23)Дела поважнее заняли все мои помыслы.
(24)За волнорезом, на клочке песчаной отмели, обитали мальчишки.
(25) Мечтой моей сделалось умение плавать. (26)Стыдно было сознаться бронзовым этим мальчишкам в том, что я не умел плавать. (27)Но это казалось недостижимым. (28) Водобоязнь тянула меня ко дну. (29) Вода меня не держала. (30) Измученный, я возвращался на берег к скрипке и нотам. (31)Я привязан был к орудиям моего преступления и таскал их с собой.
(32)Борьба с морем продолжалась до тех пор, пока надо мной не сжалился водяной бог тех мест Ефим Никитич Смолич. (33)За единоборством моим с волнами старик следил молча сбоку. (34)Он сказал мне: Ты не суетись… (35)Ты укрепи свои нервы. (36)Плавание придёт само собой… (37)И Смолич оказался прав. (38) Очень скоро я научился плавать. (39) Однажды Никитич позвал меня к себе в гости на просторный чердак, показал своих собак, ежа, черепаху и голубей. (40)В обмен на эти богатства я принёс ему написанную мною накануне трагедию. — (41)Я так и знал, что ты пописываешь, такой, ты всё больше никуда не смотришь… – сказал Никитич, у тебя и взгляд (42)Он прочитал мои писания, подёргал плечом, прошёлся по чердаку. — (43)Надо думать, произнёс он врастяжку, замолкая после каждого слова, – в тебе есть искра божия… (44)Мы вышли на улицу. (45)Старик остановился и уставился на меня. (46) Чего тебе не хватает? (47)Тебе не хватает чувства природы. (48)Он показал мне палкой на дерево с красноватым стволом и низкой кроной. (49)Это что за дерево? – (50)Я не знал. — (51) Что растёт на этом кусте? (52)Я и этого не знал. (53) Старик тыкал палкой во все деревья, хватал меня за плечо, когда пролетала птица, и заставлял слушать птичьи голоса. (54) Какая это птица поёт? (55)Я ничего не мог ответить. (56) Как называются деревья и птицы, куда летят птицы, с какой стороны восходит солнце, когда бывает сильнее роса всё это было мне неизвестно. (57) И ты осмеливаешься писать? (58)Человек, не живущий в природе, как живёт в ней камень или животное, не напишет за всю жизнь двух стоящих строк… (59)Твои пейзажи похожи на описание декораций. (60)Дома за обедом я не прикоснулся к пище. (61)Чувство природы, — думал я. (62) Почему это не пришло мне в голову… (63)Где взять человека, который растолковал бы мне птичьи голоса и названия Деревьев? (64)В этот момент я взглянул в окно: по дворику, опираясь на трость, шествовал господин Загурский, мой учитель музыки, (65)Прошло уже больше трёх месяцев с тех пор, как скрипка моя опустилась на песок у волнореза… (66) Загурский подходил к парадной двери. (67)Тогда я вскочил и заперся в уборной. (68)Через полчаса возле моей двери собралась вся семья. (69)Женщины плакали. (70)Отец молчал. (71)Заговорил он так тихо и раздельно, как не говорил никогда в жизни. – (72)Ты опозорил меня…
(73)В моей крепости я досидел до ночи. (74)Когда все улеглись, тётя увела меня к бабушке. (75)Дорога была дальняя. (76) Лунный свет оцепенел на неведомых кустах, на деревьях без названия… (77)Невидимая птица издала свист и угасла, может быть, заснула… (78)Что это за птица? (79) Как зовут её? (80)Бывает ли роса по вечерам? (81)Где расположено созвездие Большой Медведицы? (82)С какой стороны восходит солнце?
(83)Мы шли по улице. (84)Тётя крепко держала меня за руку, чтобы я не убежал…
(По И. Э. Бабелю*)
* Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940) русский советский писатель, переводчик, журналист, военный корреспондент.
Краткое содержание
Рассказчик - мальчик из семьи, где, как и во всём городе, было модно учить детей музыке, чтобы растить «вундеркиндов». Несмотря на то, что он был уже слишком взрослым для этого, отец заставляет его учиться играть на скрипке у господина Загурского.
Мальчик ненавидит скрипку, его игра ужасна, а сам он страстно увлечён сочинительством. Вместо занятий он начинает сбегать в порт, где проводит время с местными мальчишками. Его главной мечтой становится научиться плавать, что ему с трудом, но удаётся с помощью старого рыбака Ефима Никитича.
Старик, узнав о литературных опытах мальчика, указывает ему на главный недостаток: полное незнание природы и оторванность от неё. Он говорит, что без «чувства природы» нельзя писать что-либо стоящее. Эта мысль потрясает юного писателя.
В тот же день домой приходит разгневанный Загурский, и семья узнаёт о трёхмесячных прогулах сына. Отец считает себя опозоренным. Мальчика в наказание отправляют к бабушке. По дороге, глядя на ночной мир, он мучительно размышляет над словами Никитича, впервые задаваясь вопросами о названиях деревьев, птиц и законах природы.
Ответь на вопросы по тексту
1. Какова основная тема текста?
2. В чем заключается главный конфликт?
3. Какова роль Загурского в судьбе мальчика?
4. Как меняется герой на протяжении текста? Проследите его эволюцию.
5. Какую роль в произведении играет Ефим Никитич Смолич?
6. Почему так важен эпизод с обучением плаванию?
7. Как в тексте раскрывается тема творчества?
8. Какова функция финального абзаца?
9. В чем смысл названия (если рассматривать фрагмент как целостное произведение)?
Ответы
1. Какова основная тема текста?
Основная тема - внутреннее освобождение и поиск собственного пути. Это история о столкновении между навязанными обществом и семьей стереотипами (карьера вундеркинда) и истинным призванием человека (литература).
2. В чем заключается главный конфликт?
Главный конфликт - внешний и внутренний:
Внешний конфликт: Противостояние между мальчиком и его отцом, а также всем "безумным" обществом, которое навязывает ему чужую мечту о славе виртуоза.
Внутренний конфликт: Душевные терзания героя, который вынужден жить двойной жизнью: внешне подчиняться, а внутренне сопротивляться и искать себя.
3. Какова роль Загурского в судьбе мальчика?
Загурский - олицетворение навязанного пути. Он "содержал фабрику вундеркиндов", то есть был частью конвейера по производству ложных талантов. Его фигура символизирует бессмысленную, по мнению героя, муштру и отсутствие подлинного творчества.
4. Как меняется герой на протяжении текста? Проследите его эволюцию.
Начало: Пассивный, "навьюченный" скрипкой, подчиняющийся воле отца, но внутренне сопротивляющийся.
Развитие: Он переходит к активному сопротивлению - начинает прогуливать уроки, ищет свободы у моря, учится плавать. Это этап физического и морального освобождения.
Переломный момент: Встреча с Ефимом Никитичем. Старик становится духовным наставником. Он не просто учит его плавать, а указывает на главный недостаток его как писателя - оторванность от жизни и природы.
Финал: Герой переживает глубокий кризис. Он не просто боится гнева отца, а мучительно размышляет над вопросами бытия, осознавая свое невежество в мире природы. Его побег из дома в уборную и последующая отправка к бабушке - это финальный разрыв с прежней жизнью.
5. Какую роль в произведении играет Ефим Никитич Смолич?
Ефим Никитич - антипод Загурского и духовный наставник.
Загурский учит формальному, чуждому искусству.
Смолич учит жизни и пониманию мира. Он связывает умение писать с умением видеть, слышать и чувствовать окружающий мир. Его фраза «Человек, не живущий в природе, ... не напишет за всю жизнь двух стоящих строк» - ключевая морально-эстетическая установка всего текста.
6. Почему так важен эпизод с обучением плаванию?
Обучение плаванию - это метафора преодоления страха и обретения свободы.
"Водобоязнь" символизирует страх перед жизнью, перед неизвестностью, перед неподчинением.
Умение плавать - это победа над этим страхом, обретение уверенности в себе, первый шаг к самостоятельности. Фраза «Плавание придёт само собой» — это не только о плавании, но и о творчестве: оно рождается из жизненного опыта, а не из насилия над собой.
7. Как в тексте раскрывается тема творчества?
Творчество для героя - это не хобби, а страсть и единственный способ самовыражения.
Сначала это бегство от реальности (чтение Дюма во время игры).
Затем - навязчивая потребность («сочинительство было моей страстью!»).
И, наконец, после встречи со Смоличем, творчество становится ответственной задачей, для которой нужны глубокие знания и связь с миром.
8. Какова функция финального абзаца?
Финальный абзац подводит итог внутреннему состоянию героя. Вопросы, которые он задает себе («Что это за птица? Бывает ли роса по вечерам?»), — это уже не детское любопытство, а творческая и жизненная программа, данная ему Смоличем. Лунный свет, "оцепеневший на неведомых кустах", - это символ нового, не познанного еще мира, который ему предстоит изучить. Дорога к бабушке становится дорогой к новому этапу жизни.
9. В чем смысл названия (если рассматривать фрагмент как целостное произведение)?
Хотя у данного фрагмента нет отдельного названия, его главную идею можно сформулировать как "Пробуждение творца" или "Уроки свободы". Это история о том, как, освобождаясь от внешнего давления и познавая реальный мир, человек обретает не только личную свободу, но и право на настоящее, а не поддельное творчество.
Примеры из текста
1. Природа - источник подлинности и правды жизни.
Писатель, не знающий природы, рискует создавать фальшивые, бутафорские описания. Его слова не будут иметь веса и достоверности.
Пример из текста: Ефим Никитич прямо говорит герою: «Твои пейзажи похожи на описание декораций» (предложение 59). Декорации - это ненастоящий, нарисованный задник. Такой же ненастоящей, по мнению старика, была бы и проза мальчика, лишенная живых, точных деталей природы.
2. Знание природы - это связь с реальным миром, а не выдуманным.
Писатель должен быть исследователем жизни во всех её проявлениях. Незнание простейших вещей из окружающего мира свидетельствует о глубокой оторванности от него.
Примеры из текста:
Старик тыкал палкой во все деревья... «Что это за дерево?» - «Я не знал» (предложения 48-50).
Хватал за плечо, когда пролетала птица: «Какая это птица поёт?» - «Я ничего не мог ответить» (предложения 53-55).
Герой с ужасом осознает: «Как называются деревья и птицы, куда летят птицы, с какой стороны восходит солнце, когда бывает сильнее роса - всё это было мне неизвестно» (предложение 56).
Это не просто пробелы в знаниях биологии - это пробелы в жизненном опыте. Человек, который этого не знает, живет в узком, искусственном мирке, и его творчество будет таким же ограниченным.
3. Природа - мерило искренности и масштаба таланта.
Ефим Никитич, признавая в мальчике «искру божию», сразу указывает, чего не хватает для её разжигания. Без фундамента в виде чувства природы талант может так и не раскрыться.
Пример из текста: Фраза старика - «Человек, не живущий в природе, как живёт в ней камень или животное, не напишет за всей жизни двух стоящих строк» (предложение 58). Ключевые слова здесь - «живущий в природе». Речь не о наблюдении со стороны, а о глубинном, почти первобытном слиянии с миром, ощущении себя его частью. Только тогда рождаются по-настоящему "стоящие", то есть ценные и сильные, строки.
4. Природа становится новым языком для героя.
В финале текста природа перестает быть просто темой для описаний, а становится системой координат, в которой герой осмысливает себя и свой путь.
Пример из текста: Дорога к бабушке превращается в экзамен по тому предмету, которому его учил Смолич. Герой смотрит на мир и задает себе вопросы, которые раньше ему бы и в голову не пришли:
«Лунный свет оцепенел на неведомых кустах, на деревьях без названия…» (76) - он уже видит природу поэтично, но еще не знает её.
«Невидимая птица издала свист и угасла... Что это за птица? Как зовут её?» (77-79)
«Бывает ли роса по вечерам? Где расположено созвездие Большой Медведицы? С какой стороны восходит солнце?» (80-82)
Эти вопросы - доказательство, что «чувство природы» в нем пробудилось. Он больше не безразличный наблюдатель, а пытливый исследователь, и это - первое и главное качество любого настоящего писателя.
Сочинение 13.3
Почему настоящий писатель должен иметь чувство природы? Настоящий писатель - это не просто человек, умеющий складывать слова в предложения. Это художник, чьё творчество должно быть наполнено жизнью, правдой и глубоким пониманием мира. Именно поэтому подлинному мастеру слова необходимо «чувство природы». Оно позволяет ему видеть мир во всём его многообразии, делать свои описания достоверными, а произведения - искренними и волнующими.
Обратимся к тексту Исаака Бабеля. Мудрый Ефим Никитич, ставший духовным наставником героя, прямо указывает ему на отсутствие этого чувства. Он говорит: «Человек, не живущий в природе, как живёт в ней камень или животное, не напишет за всей жизни двух стоящих строк» (предложение 58). В этой фразе заключён главный смысл: писатель должен не просто наблюдать природу со стороны, а ощущать себя её неотъемлемой частью. Только тогда его слова обретут ту самую мощь и подлинность, которые трогают душу читателя.
Кроме того, без глубокого знания природы любое описание в книге рискует стать искусственным и безжизненным. Ефим Никитич, указывая на невежество мальчика, даёт ему понять, что его творчество пока несостоятельно. Он тыкает палкой в деревья и спрашивает о названиях птиц, на что юный сочинитель не может ответить (предложения 48-55). Старик резюмирует: «Твои пейзажи похожи на описание декораций» (предложение 59). Это ярчайший пример того, как незнание реального мира делает творчество бутафорским, лишённым дыхания жизни. Читатель всегда почувствует фальшь, если описание леса или поля будет общим и безликим, без точных, узнаваемых деталей.
Таким образом, чувство природы необходимо писателю как фундамент для подлинного творчества. Оно наполняет его произведения правдой, жизненной силой и позволяет создавать не бездушные декорации, а живой, дышащий мир, в который хочется верить и возвращаться вновь и вновь.