Плавание является одним из самых захватывающих видов спорта. Каждый хоть раз видел, как проходят соревнования: звучит свисток судьи, включается секундомер, спортсмен прыгает в воду с тумбы, зрители напряженно следят за каждым метром дистанции. Это особый спорт, сочетающий в себе технику, силу, выносливость и умение управлять собственным телом.
Начало пути
Об участии в состязаниях высочайшего уровня спортсмены мечтают практически с первых дней обучения. Чтобы желание стало реальностью, нужно пройти длинный и непростой путь: научиться плавать быстрее сверстников, показать хорошие результаты на множестве отборочных состязаний. Увидеть мир глазами спортсмена-победителя удается лишь единицам. Постоянные тренировки, строгий режим, наставления требовательного тренера — без этого не бывает побед, а еще невозможно добиться успеха без любви к спорту, силы воли и желания стать лучшим.
— Успехи в плавании возможны лишь при правильном подходе к обучению с раннего возраста. Начинать заниматься мы рекомендуем с возраста семи-восьми лет. У нас дети проходят серьезный отбор: изначально мы берем ребят с самыми лучшими данными и высокими результатами. Учатся они бесплатно, — объясняет тренер СШ «Юность» Сергей Рузанов.
— Плавание — это такой вид спорта, в котором важны антропометрические и морфологические данные спортсмена. В идеале он должен быть высоким, стройным и, так скажем, легким, как бы лежать на воде. Научиться плавать может любой, но показывать результат получится у единиц. Бывает, кто-то попадает в спортшколу и в девять лет: если тренер видит в начинающем пловце наличие таланта и перспективы роста, он может сделать исключение. Также в «Юности» есть специальные платные группы для тех, кто не прошел отбор в основные, но хочет заниматься. Дети из этих групп, если сильно прогрессируют, могут получить возможность перейти в бесплатную.
В спортивной школе действует четкое разделение по годам подготовки: первая ступень — начальная — занимает два года, далее начинается этап спортивного совершенствования и активного участия в официальных стартах. Дети выполняют контрольные и разрядные требования. Самая старшая группа — парни и девушки в возрасте 14 лет. Многие дети испытывают тревогу перед первым погружением в глубокий бассейн.
— Страх перед водой — естественный процесс, но преодолимый. Правильный подход позволяет малышу справиться с ним. Один из методов борьбы с тревогой — постепенная адаптация к глубокой воде. Сначала дети изучают простейшие элементы техники плавания, привыкают к мелководью, а затем переходят на глубокие участки бассейна. Такой подход повышает уверенность ребенка в собственных силах и позволяет получать удовольствие от занятий, — говорит Сергей Владимирович. Особое внимание на тренировках уделяют также развитию общей физической подготовки. Ребята отжимаются, подтягиваются, тренируют прыжки. Летом занятия по ОФП часто проводят на лыжной базе.
Дисциплина и воспитание
Не только физическая форма, но и личностные характеристики пловца крайне важны для достижения результата.
— Сильный характер и огромное стремление побеждать — то, что нужно любому спортсмену, — поясняет тренер. — Важнейшими качествами являются дисциплинированность, готовность преодолевать препятствия, отсутствие страха и выносливость. Поддержка родителей является неотъемлемой составляющей успешной карьеры пловца. Вместе с тем ребенок должен расти самостоятельным и заинтересованным в тренировочном процессе.
— Вовлеченность семьи в подготовку — всегда большой плюс. В спортивную школу регулярно поступают ученики из семей, где культивируется здоровый образ жизни, — делится Сергей Рузанов. — Конечно, есть и те, кого родители приводят из своих личных амбиций. Сам ребенок не понимает, для чего ему заниматься, не хочет становиться профессиональным спортсменом. Хочется, чтобы мамы и папы больше общались со своими детьми, объясняли, зачем нужен спорт, спрашивали, чего хочет их сын или дочь. Чувствуется, что воспитанием в некоторых семьях просто не успевают заниматься. Тренер не может заменить в этом смысле родителей, хоть и часто становится для ребенка очень важным и авторитетным человеком.
Роль наставника
Тренеру необходимо уметь вдохновлять учеников, поддерживать высокий уровень дисциплины и направлять на достижение цели. Самое важное — любить свою профессию и отдавать себя целиком процессу воспитания, убежден Сергей Владимирович.
— Каждый ребенок уникален, и задача тренера — в поиске индивидуального подхода к спортсменам. Одного нужно вовремя похвалить, другого — пожурить. Иногда бывает сложно скрывать свои эмоции: тренер ведь тоже переживает за своих воспитанников. Когда кто-то расстраивается, плачет, у самого даже слезы наворачиваются, — рассказывает Сергей Рузанов.
Дети чувствуют такое искреннее отношение. Многие рассказывают тренеру о том, как прошел их день, что случилось в школе, обсуждают какие-то новости. Но доверительное общение не мешает наставнику на занятиях снова становиться строгим и требовательным, а на соревнованиях — серьезным и сдержанным.
— Ничто так не мотивирует, как участие в состязаниях. Именно после турниров мальчишки и девчонки заметно прогрессируют. Дети лучше осознают, для чего им нужно усердно тренироваться, они хотят побеждать, получать медали, кубки и улучшать свои результаты, — объясняет тренер.
Ребята очень трогательно болеют друг за друга, радуются успехам товарищей, поддерживают. Вообще у воспитанников отделения плавания формируется свое сообщество: многие дети дружат, общаются, делятся секретами и подбадривают друг друга.
— Перспективных, трудолюбивых пловцов у нас сейчас немало, — говорит Сергей Владимирович. — Всем тренерским составом «Юности» очень надеемся, что кому-то из них удастся показать отличные результаты. Конечно же, хочется воспитать чемпионов и прославить Бугульму на высочайшем уровне!
Анастасия БАЛАНДИНА.
ФОТО: архив СШ «Юность».