Составлять экологические рейтинги — дело трудное и не всегда полезное. Конечно, для науки, властей, международных фондов такие перечни нужны, поскольку обозначение сути проблемы служит первым шагом на пути ее устранения. Но когда эти рейтинги попадают в прессу, начинается настоящее нагнетание кошмара. Заголовки типа «Самые грязные города планеты», «Шокирующие уголки Земли», «Топ мест, где жить почти невозможно» знакомы каждому.
Откроет житель, например города Дзержинска, утром новостной сайт или развернет газету и узнает, что он живет в самом грязном городе планеты по версии международной экологической организации с громким именем.
Но к Дзержинску мы еще вернемся, а пока поговорим о действительно опасных и ядовитых местах на теле Земли, которые образовались в результате действий человека. Про них известно не так широко, как про мусорные «сенсации» Индии, но их токсичность, несмотря на все усилия, до сих пор превращает землю, воду и воздух в смертельную смесь, угрожающую всему живому.
Агбогблоши, Гана
В колониальные времена европейские покорители имели обыкновение давать участкам побережья Западной Африки громкие имена в соответствии с ресурсами, добываемыми там. На карте имелись Берег Слоновой кости, Зерновой берег, был даже Невольничий берег. А вот территория сегодняшней Ганы носила название Золотой берег из-за большого обилия желтого металла.
Эта страна и поныне считается крупнейшим добытчиком золота на континенте, но имеет и еще один титул — свалка мировой электроники. В ее столицу Аккру морем пребывают крупные контейнеровозы из Европы и США, набитые отработавшими свое компьютерными приборами — мониторами, системными блоками, принтерами, ноутбуками. Их принимает место под названием Агбогблоши — крупнейшая свалка электроники если не на Земле, то уж в Африке точно.
На нее вереницей тянутся самосвалы, сгружающие электронный хлам, и живущие в Агбогблоши люди принимаются за его разделку. То, что они выламывают ценные детали, экологическую угрозу не несет. Опасно другое — после демонтажников за дело берутся выжигальщики, которые предают огню весь компьютерный пластик и провода с целью получения меди. Ее они потом сдают за гроши торговцам цветным ломом, зарабатывая примерно по три доллара в день.
И этот бизнес процветает в Агбогблоши с середины 1990-х. Вот уже треть века в пригороде ганской столицы существует ядовитая свалка, земля вокруг которой настолько пропитана ядом, что куры здесь несут самые токсичные яйца в мире, что недавно выяснила международная экологическая организация IPEN. Уровень диоксинов в яйцах превышает допустимый в 220 раз. А сверх того, почва заражена свинцом, кадмием, ртутью и цинком, которые проникли в грунтовые воды. Воздух из-за негаснущих костров пропитан ядовитым смогом, к которому, впрочем, жители свалки уже привыкли. Однако средняя продолжительность их жизни составляет всего 35 лет, а уровень раковых заболеваний самый высокий на континенте.
Не сказать, что правительство Ганы ничего не делает — в 2023 году свалку закрыли, а ее жителей (это несколько тысяч человек) разогнали. Но ведь электроника-то в страну продолжает поступать (Гана ее даже покупает за символические деньги, делая бизнес на разборе). Поэтому свалка Агбогблоши просто поменяла дислокацию, переместившись на километр в сторону от прежнего места.
Кабве, Замбия
В этой бывшей английской колонии залежи свинцовых руд обнаружили в 1902 году. Добыча и выплавка металла шла непрерывно до 1994 года, потом комбинат закрыли. Но проблемы никуда не делись. Существовавшее 90 лет производство без каких-либо мер очистки и безопасности привело к тому, что произошло массовое загрязнение всех трех природных сред: воды, почвы и воздуха.
Они до сих пор остаются опасными, так как хвостохранилища и золоотвалы постоянно треплет ветер, почва заражена до такого состояния, что никакая рекультивация ничего не исправит, а питьевая вода содержит свинец в концентрациях, превышающих нормы в сто раз.
Завод располагался на окраинах города Кабве, и его имя среди специалистов стало символом экологической катастрофы. Самое ужасное, что на отравленных землях (а это территория в полтора десятка квадратных километров) живет много людей, относящихся к социально незащищенным слоям населения (а проще говоря, бедняков). Никто переселять их не думает, да и они никуда не уедут, ведь нелегальная добыча свинца в Кабве существует до сих пор. Местные шахтеры, включая женщин, с утра до ночи копаются в Черной горе — огромной шлаковой куче, выкапывая свинец, переплавляя его тут же и продавая перекупщикам. Их дети играют на земле, в которой свинца больше, чем глины и песка. Все они больны, а ведь свинцовое отравление в первую очередь поражает нервную систему.
Правительство Замбии практически ничего не делает, проблему пытаются решать международные экологические организации. Но что они могут сделать, если «свинцовые» жители Кабве уезжать отказываются? Только доставлять незараженную землю, рассыпая ее около жилищ. Но это капля в море.
Хазарибагх, Бангладеш
До 2017 года ситуация в бангладешской столице Дакке была угрожающей. Точнее, не в самой столице, а в ее районе под названием Хазарибагх, где было сосредоточено 90% всех кожевенных заводов страны.
Опасность тут представлял хром, который в виде солей использовали для выделки кож. После обработки хром переходил в свою шестивалентную форму, которая считается чрезвычайно опасной для человека. Вместе с технической водой он попадал в реку Буригангу, оседая не только в донных отложениях, но и на берегу, и в водорослях. А ведь этот шестивалентный хром является сильнейшим на планете канцерогеном — к сожалению, это выяснили экспериментальным путем, анализируя дикую смертность среди сотрудников кожевенных заводов в районе Хазарибагха.
После 2017 года все производства из этого места власти Бангладеш перенесли в поселок Савар, построив в нем современный промышленный кластер. Однако вся его современность свелась лишь к запуску очистных сооружений, которые через полгода перестали справляться с нагрузкой. Поэтому отравы хоть и стало меньше, но она никуда не делась. Да и та, что за 70 лет накопилась в реке и прибрежных землях, продолжает пагубно влиять на здоровье людей.
При чем тут Дзержинск?
Этот город-спутник Нижнего Новгорода попал в мировые рейтинги грязных городов (по версии «Зеленого Креста» и института Блэксмита) исключительно из-за своих двух аномальных «озёр» — «Белого моря» и «Черной дыры». Первое представляло собой открытый шламонакопитель Дзержинского химического комбината. А «Черная дыра» была (и есть) естественная карстовая воронка, в которую сливал свои отходы завод «Оргстекло».
Спору нет, 30 лет назад, когда «дыра» и «море» были действующими объектами, они представляли большую опасность. Горожане вспоминали, что когда в «Черную дыру» активно сбрасывали отходы (а она была практически бездонной, ибо карст), находиться на её берегу дольше десяти минут было невозможно: в горле начинало першить, голова болела, от запаха кислоты тошнило и слезились глаза.
В 1990-х Нижегородская природоохранная прокуратура взялась за свалку, предъявила иск заводу. Об этом написали газеты, новость продублировала федеральная пресса и так она попала в поле зрения международных природоохранных организаций. Проведенные на берегу «Черной дыры» и «Белого моря» замеры позволили включить Дзержинск в международный перечень самых опасных городов, а Книга рекордов Гиннесса даже в 1997 году присвоила «дыре» титул самого грязного малого водоема планеты.
Ныне все угрозы в прошлом. На месте «Белого моря» растет высокая трава — там провели рекультивацию. А вот «Черная дыра» существует и поныне, так как из-за юридических споров, денежных хищений, последующих судов и посадок ответственных за рекультивацию лиц процесс ее ликвидации существенно затормозился. Сама по себе липкая масса фенола, цианида, ртути и еще бог весть чего глубиной несколько десятков метров не опасна — специалисты говорят, что химические процессы, произошедшие в ней, образовали на поверхности вязкую корку, которая выполняет роль панциря.
«Черную дыру» рано или поздно ликвидируют — в этом нет сомнений. Однако Дзержинск из-за нее до сих пор болтается в рейтингах института Блэксмита 15-летней давности и иногда всплывает в материалах недобросовестных СМИ, которые ленятся проверять информацию. А потом происходит цепная реакция, приводящая к тому, что в один из дней дзержинцы с удивлением узнают, что живут в «самом грязном городе планеты».
Три года назад попал на эту удочку и я, вложив свои «пять копеек» в тиражирование мифа о самых грязных городах РФ. И хоть информация в моей статье местами до сих пор правдива, некоторые факты в ней давно устарели, а некоторые откровенно лживы. Впрочем, убедитесь сами: 👇