Найти в Дзене

Смута – апогей цивилизационного противостояния

При изучении Смуты в России истоки этого крайне негативного события принято искать в недальновидной и репрессивной политике Ивана Грозного, связанной с Ливонской войной и Опричниной. Однако из виду упускается один немаловажный аспект, связанный с Брестской унией и масштабным наступлением католической контрреформации по всему фронту, в том числе и на Восток. Застрельщиками этого процесса был «боевой отряд» папы римского — орден иезуитов. Поэтому представить дело таким образом, что в Смуте виноват только царь Иван, видится сильно упрощённым. В 1581 г. к Ивану Грозному приезжает священник‑иезуит Антонио Поссевино, папский легат в Восточной Европе. Ближайшей задачей легата стало посредничество при заключении Ям‑Запольского перемирия, которое положило конец Ливонской войне. Однако стратегически Поссевино должен был склонить Россию к унии с католической церковью на идеях Флорентийского собора и направить совместные с Речью Посполитой усилия против Османской империи. Параллельно шёл сбор воен

При изучении Смуты в России истоки этого крайне негативного события принято искать в недальновидной и репрессивной политике Ивана Грозного, связанной с Ливонской войной и Опричниной. Однако из виду упускается один немаловажный аспект, связанный с Брестской унией и масштабным наступлением католической контрреформации по всему фронту, в том числе и на Восток. Застрельщиками этого процесса был «боевой отряд» папы римского — орден иезуитов. Поэтому представить дело таким образом, что в Смуте виноват только царь Иван, видится сильно упрощённым.

В 1581 г. к Ивану Грозному приезжает священник‑иезуит Антонио Поссевино, папский легат в Восточной Европе. Ближайшей задачей легата стало посредничество при заключении Ям‑Запольского перемирия, которое положило конец Ливонской войне. Однако стратегически Поссевино должен был склонить Россию к унии с католической церковью на идеях Флорентийского собора и направить совместные с Речью Посполитой усилия против Османской империи. Параллельно шёл сбор военно‑политической информации.

«Папские послы у Ивана Грозного». Худ. Нестеров М.В., 1884 г.
«Папские послы у Ивана Грозного». Худ. Нестеров М.В., 1884 г.

В 1582 г. Поссевино в Москве провёл публичные дебаты с царём о вере, в результате которых Иван Грозный выразил антикатолическую позицию, что привело к провалу задуманного папством плана, а деятельность иезуитов в России была предельно затруднена.

Антонио Поссевино
Антонио Поссевино

Однако значительная часть православного населения проживала в Речи Посполитой. План папства стал реализовываться именно в этом регионе, очевидно опасаясь усиления влияния русской церкви после учреждения патриаршества в России в 1589 г.

В 1598 г. часть епископов Киевской митрополии провозгласила о принятии католического вероучения и подчинении папе римскому при сохранении византийской литургической традиции и ведения службы на церковнославянском языке. Так образовалась грекокатолическая Русская униатская церковь. Правящие круги Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III всячески педалировали этот процесс, планируя через Брестскую унию оторвать территории бывшей Древней Руси из‑под идеологического влияния Московского государства, поэтому традиционное русское православие переходит на положение нелегальной и гонимой властями религии.

Портрет Сигизмунда работы Марцина Кобера 1590 г.
Портрет Сигизмунда работы Марцина Кобера 1590 г.

Далее встал вопрос, как расширить влияние униатства на Россию: мирным путём это никак не получалось. Поэтому был реализован проект «консервного ножа» в виде Лжедмитрия I, который вскрыл государственность России для западного влияния, а иезуиты стали проводниками этого влияния, хлынув мощным потоком на русские земли. Причём речь шла уже не об унии, а о прямом насаждении католицизма, что и обещал самозванец своим покровителям. Однако именно топорное продвижение чуждой для народа веры и привело к убийству самозванца в 1605 г.

Лжедмитрий I
Лжедмитрий I

Надолго закрепиться у власти ставленнику Запада не удалось, и ставка была сделана на прямое завоевание страны, что было невозможно без опоры на компрадорские боярские круги (Семибоярщина), которые использовались для того, чтобы привести к власти польского королевича Владислава. Практически это удалось сделать: пал Смоленск, Семибоярщина присягнула Владиславу и впустила польский гарнизон в Кремль.

Понимая, чем эти события грозят государству, патриарх Гермоген (1606–1612) предпринимал массу действий для защиты суверенитета страны: запрещал москвичам присягать Сигизмунду III и его сыну Владиславу, настаивал на избрании русского царя, рассылал грамоты‑воззвания с призывом противостоять интервентам (не только полякам, но и шведам, в войсках которых иностранных наёмников из стран Европы было больше половины). За свою решительную патриотическую позицию патриарх был арестован и заморен поляками в Кремле.

Павел Чистяков. «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860 г.
Павел Чистяков. «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860 г.

Возрождение русского национального самосознания и формирование Второго ополчения в Нижнем Новгороде позволило освободить Москву от врага и избрать на Земском соборе 1613 г. царём Михаила Романова. Однако папство не оставляло попыток покорить Россию, и боевые действия продолжались до 1618 г., пока всё внимание не переключилось на Тридцатилетнюю войну в Европе.

Михаил Федорович Романов
Михаил Федорович Романов

Таким образом, Смута (Гражданская война XVII в.) носит все признаки цивилизационного, этноконфессионального противостояния с совокупным Западом. Задачей ставилась не банальное отторжение части земель, а полное подчинение государства и ассимиляция целого народа через чужеродное религиозно‑идеологическое влияние. Проведя исторические параллели, вы без труда найдёте много общего в современных реалиях, которые, возможно, в будущем также будут названы новой Смутой или Гражданской войной, но уже начала XXI века.

Школьный историк Виктор Тришкин👨‍🏫